Правовой режим земель

В Российской Федерации основным способом регулирования земельных отношений путем правового воздействия на поведение субъектов является установление правового режима земель.

Понятие «правовой режим» является одной из основных правовых категорий, используемое в российском земельном законодательстве, позволяющее выделить особенности регулирования использования и охраны земель.

Термин «правовой режим» употребляется во многих отраслях права для характеристики объекта правоотношений и определения специфики поведения субъекта правоотношений к данному объекту.

Стоит отметить, несмотря на то, что данный термин широко используется в земельном праве и законодательстве, «легальное» определение данного понятия отсутствует, в теории земельного права также нет однозначного подхода к его толкованию.

Сам термин возник в советский период и постоянно был предметов исследования советских, а теперь и российских ученых. В научной литературе отмечается, что «длительное время в земельном праве рассматриваемый термин употреблялся весьма непоследовательно, для характеристики лишь отдельных категорий земель. Но с 70-х годов 20 века он уже прочно закрепился в земельно-правовой науке, а позднее и в законодательстве о природных ресурсах, приобретя «универсальное значение для характеристики различных категорий земель».

Прежде всего, понятие «правовой режим» предложенное автором используется для характеристики особенностей использования, управления и охраны отдельных категорий земель, на которые разделялись все земли, входящие в земельный фонд.

В науке данное понятие рассматривается с двух точек зрения. Первая – со стороны субъекта, в контексте которой правовой режим – права и обязанности субъектов правоотношений по использованию и охране земель, в том числе действия органов власти. Другая точка зрения – объективная и понятие рассматривается как совокупность норм, устанавливающих порядок использования и охраны соответствующих земель.

В объективном смысле правовой режим позволяет установить порядок предоставления, оборота, использования и охраны земель, а в субъективном смысле – права и обязанности конкретных субъектов соответствующих правоотношений.

О.И. Крассов определил понятие правового режима земель с объективной точки зрения: «совокупность правовых норм, определяющих содержание и особенности таких его элементов, как право собственности на землю, права на землю лиц – не собственников земельных участков, управление в сфере использования и охраны земель, основания и порядок принудительного прекращения прав на землю и регулирование оборота земельных участков».

А.А. Минаевой предложено под правовым режимом земель понимать «установленный нормами и основанный на принципах земельного права порядок возможного и должного поведения к земле как объекту права собственности, других вещных прав и обязательственных прав, управления и охраны земли как основы жизнедеятельности народов России».

Из этого следует, что понятие «правовой режим земель» употребляется в двух значениях в зависимости от объекта правового режима:

  • как общее понятие, применимое ко всем землям на территории РФ, устанавливающее государством порядок использования и охраны земель;
  • как правовой режим определенных земель, объединенных по какому-либо признаку (целевое назначение земель путем их деления на категории).

Таким образом, можно разделить общий правовой режим земель: объектом при этом являются все земли Российской Федерации. Особый правовой режим, устанавливаемый для каждой категории. Также возможно установление специального правового режима земель, выделенных по какому-либо признаку.

В отношении земель сельскохозяйственного назначения, как отдельной категории, федеральными законами устанавливается особый правовой режим.

К таким законам, прежде всего, относятся Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 25 октября 2001 №136-ФЗ «Земельный Кодекс Российской Федерации», также закон от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», от 16 июля 1998 г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и закон от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель».

Данными законами устанавливается система правовых мер, направленная на обеспечение рационального использования и охрану сельскохозяйственных земель, среди которых можно выделить:

  • ограничение оборота земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения;
  • наличие ограничений правоспособности лиц приобретать в собственность земельные участки;
  • установление максимального размера площади сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться в собственности гражданин или юридических лиц, в пределах одного муниципального района;
  • установление дополнительных требований по использованию и охране таких земель;
  • установление специальных обязанностей по использованию земельных участков, в том числе использование в соответствии с целевым назначением, сохранение и восстановление плодородия почв при осуществлении сельскохозяйственной деятельности;
  • наличие мер не только административной, но и уголовной ответственности за нарушения требований законодательства, вплоть до прекращения прав на соответствующие земельные участки.

Обобщая вышесказанное, под правовым режимом земель понимаем установленный нормами земельного права порядок предоставления, оборота, использования и охраны земель, обязательный для всех участников правоотношений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *