Во всех российских регионах есть сообщества, напрямую или через представительные органы, осуществляющие деятельность по вопросам местного значения. Общая группа таких сообществ и называется местным самоуправлением.
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[1] местное самоуправление в РФ под «местным самоуправлением» понимают форму осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Понятие самоуправления дано в российской Конституции. В основном законе страны сказано, что работа местных инстанций, не относящихся к государственной власти, образует собой конституционный строй Российской Федерации. Для местного самоуправления характерно наличие определенной территории. Поскольку она закрепляется за муниципальным образованием, важную роль в организации системы будет играть местная собственность и бюджет. При этом следует понимать, что структура местного самоуправления отделена от государственных органов власти. Самостоятельный характер муниципалитета предполагает наличие своей экономической основы и полную независимость от региональных органов власти. Одновременно на представителей местного самоуправления возлагается громадная ответственность за все реализуемые действия.
На протяжении многих веков Россия жила при сменявших друг друга авторитарных режимах, в которых не могло развиваться сильное гражданское общество как основа для реального местного самоуправления. Поэтому неоднократные попытки реформ, усиливающих роль местных властей в обществе (Петр I, Екатерина II, Александр II, Временное правительство в 1917 г., советская власть в период НЭП), неизменно и через достаточно короткие сроки сопровождались «контрреформами» и возвращением к административным методам управления. Последний такой «всплеск» интереса государства к реальному местному самоуправлению имел место в 1990-х годах на волне демократических преобразований в постсоветской России. Все дальнейшие преобразования от закона СССР 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» к закону РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР», Федеральному закону № 154-ФЗ 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону № 131-ФЗ 1993 г. с тем же названием неизменно сопровождались сокращением полномочий и степени самостоятельности местного самоуправления и усилением его подчиненности и зависимости от решений государственных органов. В последние годы на это наложилось и сокращение (с учетом инфляционных факторов) финансовой базы местного самоуправления. Данный тренд был подробно исследован в работе И.В. Бабичева и Б.В. Смирнова[2]
Самый значительный «вклад» в процесс ослабления местного самоуправления был внесен принятием известных федеральных законов № 136-ФЗ от 27.06.2014 г. и № 8-ФЗ от 03.02.2015 г. В результате их реализации общее количество правовых позиций, по которым органы государственной власти субъектов Федерации получили право регулировать деятельность местного самоуправления, увеличилось с 32 до 56 или в 1,75 раза[3].
Еще по теме:
Организация работы органов местного самоуправления в Российской Федерации
Вопросы местного значения как основы местного самоуправления в Российской Федерации
Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации
Понятие и сущность местного самоуправления
Правовое регулирование деятельности муниципальных органов по управлению земельными отношениями
Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
Муниципалитет обязан
иметь свой устав, в котором должны быть прописаны основные принципы и
направления деятельности. В российском законодательстве об организации
деятельности муниципалитетов есть ряд важных правил. В них рассказывается об
основных идеях, началах и принципах, которыми должны руководствоваться
представители органов местного самоуправления при формировании своей
деятельности. Для начала следует выделить общие принципы. Это законность,
гуманность, направленность на охрану свобод, прав и интересов человека, а также
многое другое.
Основополагающим законом помимо Конституции РФ для осуществления
местного самоуправления является Федеральный Закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №
131-ФЗ, в котором отражены основные принципы территориальной организации
местного самоуправления, полномочия, формы и принципы наделения органов
местного самоуправления государственными полномочиями.
[1] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822
[2] Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. — М.: ДиС, 2014. — 43 c.
[3] Граждан В. Д. Муниципальная служба : учебник для академического бакалавриата / В. Д. Граждан. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2015. – С. 47