Правовое регулирование автоматического выпуска товаров

🙂

Скачать текст в WORD

К законодательным актам, послужившим началу разработки и примене-нию информационных технологий в таможенном администрировании,сыграла Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных проце-дур (Киотская)[1]. Она, в первую очередь, направлена на активизацию внешне-торговой деятельности, достигаемой за счет упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

Согласно одному из 6 принципов, разработанных в рамках данной Кон-венции, предусмотреноприменение современных методов работы, к которым относится контроль на основе управления рисками и методов аудита, а также максимальное практическое использование информационных технологий.

Для реализация автоматического выпуска товаров требовалось внесение необходимых изменений в законодательные и нормативные правовые акты для устранения норм, препятствующих внедрению данной технологии.

Внедрение технологий автоматического совершения операций на протя-жении нескольких лет проводилось в России в экспериментальном режиме, поскольку положениями действовавшего на то время Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) было предусмотрено, что все операции со-вершаются исключительно должностными лицами, т.е поместить товар под та-моженную процедуру и выпустить его на внутренний рынок или экспортиро-вать либо отказать в регистрации могло только должностное лицо (п.3 ст.173; п.5 ст.190 ТК ТС)[3]. Это тот случай, когда развитие новых технологий опе-режает их нормативное закрепление.

Вступивший в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) предусмотрел возможностьсовершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации и выпуском товаров, автоматическими информационными системами таможенных органов
и одновременно предусмотрел, что Евразийская Экономическая Комиссия (далее – ЕЭК) должна определить порядок совершения операций посредством информационной системы (п.2 и п.3 ст.82; п.2 ст.118;п.3 ст.125; п.6 ст.310 ТК ЕАЭС) [54].

Изменения коснулись и срока выпуска товаров. Согласно ранее действо-вавшему ТК ТС выпуск товаров должен был быть завершён таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днём регистрации таможенной декларации (п.1 ст.196 ТК ТС).

ТК ЕАЭС сокращает этот срок в шесть раз и теперь выпуск товаров должен быть произведён в течение четырёх часов с момента регистрации таможенной декларации (п.1 ст.119 ТК ЕАЭС).

Существенное значение на реализацию технологии автоматического вы-пуска оказываетФедеральный Законот 03.08.2018 г № 289-ФЗ (далее – ФЗ № 289)[11].

Он вводит приоритет автоматизированных, электронных технологий над бумажным документооборотом, стимулирует применение механизмов «единого окна», расширяет возможности для автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров, этим вопросам посвящена 16 глава данного закона.

Так, п.2 ст.105 ФЗ № 289 раскрывает возможность совершения тамо-женными органами таможенных операций, связанных с выпуском через элек-тронный документ без участия должностного лица таможенного органа, а также предусматривает возможность принять решение о выпуске уполномоченным должностным лицом при выявлении несоответствия условиям выпуска.

В течение почти всего 2017 г.Федеральная таможенная служба России (далее – ФТС) активно принимала участие в разработке Решений Евразийской Экономической Комиссии, которые регламентируют вопросы автоматического выпуска товаров и автоматической регистрации.

В соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической ко-миссии (далее – ЕЭК) от 19 декабря 2017 г. № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров»(вместе с «Порядком совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске товаров и аннулированием выпуска товаров, оформления решений о приостановлении срока выпуска товаров, продлении срока такого приостановления и об их отмене, а также уведомления о принятии таких решений») [8]автоматический выпуск товаров, в отношении которых таможенным органом зарегистрированы электронная таможенная декларация, электронная транзитная декларация либо электронное заявление, производится в случае, если:

– в отношении таможенных процедур и товаров, сведения о которых заявлены в соответствующем таможенном документе, допускается применение автоматического выпуска товаров в соответствии с технологиями совершения таможенных операций;

– соблюдены условия проверки соответствующего таможенного доку-мента, определенные алгоритмами (техническими требованиями) работы ин-формационной системы таможенного органа;

– по результатам проверки соответствующего таможенного документа посредством информационной системы таможенного органа с использованием системы управления рисками, иных документов и (или) сведений в электронном виде, подтверждающих сведения в отношении всех товаров, сведения о которых заявлены в этом таможенном документе (в случае наличия таких документов и (или) сведений в информационной системе таможенного органа), не выявлены признаки несоответствия сведений, заявленных в нем, а также необходимость представления оригиналов документов либо необ-ходимость проведения таможенного контроля до выпуска товаров.

Необходимо также отметить, что к основным решениям, принятым ЕЭК, касающимся порядка совершения таможенных операций, относятся:

–решение Коллегии ЕЭК от 16.01.2018 г. № 2 «О структуре и формате декларации на товары и транзитной декларации» [50], решение Коллегии ЕЭК от 16.01.2018 г. № 3 «О структуре и формате корректировки декларации на товары» [51], решение Коллегии ЕЭК от 16.01.2018 г. № 4 «О структуре и формате декларации таможенной стоимости» [52], которые устанавливают приоритет электронного декларирования;

–решение Коллегии ЕЭК от 19.12.2017 г. № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров», регламентирующее совершение таможенных операций без участия должностных лиц таможенных органов;

–решение Коллегии ЕЭК от 19.12.2017 г. № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров»; решение Коллегии ЕЭК от 13.12.2017 г. № 171 «О заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары» [48], а также решение Коллегии ЕЭК от 19.12.2017 г. № 177 «О структуре и формате заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары» [49], регламентирующие выпуск товаров до подачи таможенной декларации.

Вместе с решением № 188 от 19 декабря 2017 г. был принят «Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске товаров и аннулированием выпуска товаров, оформления решений

 о приостановлении срока выпуска товаров, продлении срока такого приостановления и об их отмене, а также уведомления о принятии таких решений».

Согласно Порядку, автоматический выпуск товаровпроизводится в случае, если:

–в отношении таможенных процедур и товаров, сведения о которых заявлены в соответствующем таможенном документе, допускается применениеавтоматического выпуска товаров в соответствии с технологиями совершения таможенных операций;

–соблюдены условия проверки соответствующего таможенного документа, определенные алгоритмами (техническими требованиями) работы информационной системы таможенного органа;

–по результатам проверки соответствующего таможенного документа посредством информационной системы таможенного органа с использованием системы управления рисками, иных документов и (или) сведений в электронном виде, подтверждающих сведения в отношении всех товаров, сведения о которых заявлены в этом таможенном документе (в случае наличия таких документов и (или) сведений в информационной системе таможенного органа), не выявлены признаки несоответствия сведений, заявленных в нем, а также необходимость представления оригиналов документов либо необходимость проведения таможенного контроля до выпуска товаров.

Автоматический выпуск товаров дополнительно предусматривает проведение контроля на выявление рисков нарушения таможенного законодательства, соблюдение запретов, ограничений, что также предусматривает получение информации из других федеральных органов.

Приказ ФТС России от 17 сентября 2013 г. № 1761 «Порядок декла-рирования товаров в электронной форме» предусматриваетвзаимодействие декларантов (таможенных представителей) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске(отказе в выпуске)в электронной форме[14].

Согласно данному приказу, после выпуска товара декларанту с использо-ванием единой автоматизированной информационной системы направляется автоматизированное сообщение, содержащее информацию о принятом тамо-женным органом решении в отношении декларации на товары поданной в элек-тронной форме.

В марте 2016 г. технология автоматического выпуска товаров в отноше-нии вывозимых товаров (беспошлинного экспорта) стала доступна для всех таможенных органов Сибирского Таможенного Управления со вступлением в силу распоряжения ФТС от 24 марта 2016 г. № 81-р (утратил силу).

На основании распоряжения ФТС России от 8 июля 2016 г. № 191-р «Об автоматической регистрации декларации на товары и автоматическом выпуске товаров в соответствии с процедурой экспорта» были определены объекты пилотной зоны, правомочные производить регистрацию деклараций осуществлять автоматический выпуск товаров в соответствии с процедурой экспорта [21].

Это же распоряжение установило требования к информационно-программному средству Единой автоматизированной информационной систе-мы таможенных органов, которое применяется при автоматической регистра-ции электронной декларации на товары (далее – ЭДТ) и автоматическом выпуске товаров.

Позднее, Распоряжение ФТС России от 17 апреля 2017 г. № 88-р «Об автоматическом выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» определило все таможенные посты, правомочные регистрировать таможенные декларации, в качестве пилотной зоны осуществлять автоматический выпуск товаров, декларации на которые поданы в виде электронного документа в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления [22].

Приказом ФТС России от 27 июня 2017г. № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 г. «О комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 г.», рассмотрена методика учета статистических данных по автоматически выпущенным экспортным/импортным декларациям, где в расчет берутся не только участники низкого уровня риска но и декларации по которым были выявлены меры по минимизации профилей риска [15].

Для целей успешного применения технологии автоматической регистра-ции особое внимание необходимо уделять правилам заполнения декларации на товары, установленным решением комиссии таможенного союза (далее – КТС от 20 мая 2010 г.№ 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», а также соответствия сведений, заявленных в графе 54 декларации на товары, и указанным в сертификате ключа электронной подписи, которой подписана поданная декларация на товар [5].

При соблюдении определенных условий предусмотрена возможность использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные доку-менты в качестве декларации на товары с предоставлением упрощенной формы в виде письменного заявления или перечня товаров. Данная возможность регла-ментируется решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 263 [6].

Предусмотрена возможность внесения изменений в декларацию на товары до выпуска и после выпуска товаров.Порядок внесения изменений и дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, установлен решением Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии таможенного союза и Коллегии Европейской экономической комиссии» [9]. При несоблюдении условий выпуска товаров таможенный орган не позднее дня истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров.

Таможенный орган оформляет отказ в выпуске в порядке, определенном решением КТС от 20 мая 2010 г. № 262«Об Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров» [7].

На основании вышеизложенного следует, что основополагающими нормативно-правовыми актами, регулирующими процесс автоматического выпуска товаров, являются ТК ЕАЭС и ФЗ № 289, устанавливающиеприоритет электронных технологий с применением автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров. Данные актыслужат основой для создания многочисленныхрешений ЕЭК, регламентирующих порядок заполнения деклараций и способы осуществления электронного декларирования.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *