Правовое положение страхователя и выгодоприобретателя в страховом правоотношении

Страхователями в принципе могут быть юридические и физические лица (п. 1 ст. 927 ГК РФ), причем последние должны обладать дееспособностью. Поскольку целью морского страхования является обеспечение имущественных интересов, связанных с торговым мореплаванием, основную массу страхователей по договору морского страхования составляют коммерческие органи  ации, деятельность которых соприкасается с морской торговлей.

Страхователь может заключить договор в свою пользу либо в пользу другого лица – выгодоприобретателя. В первом случае страховое возмещение выплачивается страхователю, в последнем – выгодоприобретателю.

Страхователями и выгодоприобретателями по договорам морского страхования, заключенным с российскими страховщиками, могут быть как российские, так и иностранные лица. Закон об организации страхового дела содержит специальную оговорку о том, что «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица на территории Российской Федерации пользуются правом на страховую защиту наравне с гражданами Российской Федерации» (ст. 34).

В Англии это регулируется схожим образом. Основные требования предъявляются к объекту, принимаемому на страхование.

Уже неоднократно в своей работе я упоминала об Инкотермс и той определяющей роли, которую играют эти международные правила в сфере международной торговли. Хотя изначально правила Инкотермс предназначались для использования в сфере международной купли-продажи товаров, они, путем ссылки на них, могут применяться и к внутринациональным контрактам. Использование отдельных терминов означает не только согласование перевозки товара на определенном транспорте, но и обуславливает получение различных по юридической силе перевозочных документов, необходимых для получения товара покупателем и получения оплаты товара продавцом. Определенные термины вменяют в обязанность продавца заключение договора страхования от рисков, обусловленных определенным морским предприятием или перевозкой товара автомобильным, железнодорожным, воздушным транспортом, а также мультимодальным транспортом (то есть посредством смешанных перевозок). Правила Инкотермс регламентируют обязанность продавца по обеспечению страхования только согласно терминам CIF и CIP. Первый представляет дополнение такого морского термина, как CFR, а второй – дополнение термина СРТ, применимого для всех способов перевозки. Я бы хотела детально рассмотреть эти базисные условия поставки товара.

Cost, Insurance and Freight, CIF, Стоимость, страхование и фрахт с указанием порта назначения означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар поставляется на борт судна. Согласно термину CIF продавец обязан обеспечить страхование товара от риска случайной гибели или случайного повреждения во время перевозки. Следовательно, продавец заключает договор страхования в пользу покупателя, который, таким образом, становится бенефициаром по договору, и выплачивает страховую премию. Покупатель должен принять к сведению, что согласно условиям CIF от продавца требуется обеспечение страхования лишь на условиях минимального покрытия, то есть страхование должно покрывать как минимум предусмотренную договором купли-продажи цену плюс 10 %. Дополнительные 10 % предназначены для покрытия прибыли, ожидаемой покупателем от продажи. Минимальное страховое покрытие предусматривается категорией «С» Условий страхования грузов Института Лондонских Страховщиков (Institute Cargo Clauses). Минимальное покрытие является целесообразным только в тех случаях, когда риск утраты или повреждения товара в период транспортировки более или менее соответствует тем случайностям, которые воздействуют одновременно и на средство транспорта, и на груз, в частности, вследствие столкновения судов, посадки на мель или пожара. В этих случаях согласно Правилам об общей аварии (Йорк-Антверпенские правила 2004 г.) даже страхование с минимальным покрытием обеспечит защиту имущественных интересов покупателя. При намерении покупателя обеспечить защиту путем получения более широкого покрытия ему целесообразно либо в определенной форме договориться об этом с продавцом либо осуществить дополнительное страхование за свой счет. Следует иметь в виду, что даже самое широкое страхование (категория «А») не покрывает все риски («all-risk insurance»). Однако, по требованию покупателя и за его счет продавец может осуществить страхование от военных рисков, забастовок, мятежей и иных гражданских волнений, которые обычно не включаются в страховой полис и соответственно не покрываются страховщиком.

Договор страхования должен быть заключен со страховщиком или со страховой компанией, имеющими хорошую репутацию.

Продавец обязан обеспечить страхование груза на условиях, которые позволили бы покупателю или иному лицу, обладающему страховым интересом, обратиться непосредственно к страховщику, а также передать покупателю страховой полис или иное доказательство страхового покрытия.

Продолжительность страхования должна совпадать с периодом перевозки. Такое страхование призвано защищать покупателя с момента перехода на него риска утраты и повреждения товара, то есть с момента размещения товара на борту судна, и до прибытия его в согласованный порт назначения.

Необходимо также заметить, что страхование должно быть произведено в валюте заключенного договора купли-продажи. Поэтому, если в договоре купли-продажи указана свободно конвертируемая валюта, страхование не может быть осуществлено в какой-либо иной валюте.

Что касается покупателя, то в его обязанности входит предоставление всей необходимой информации об объекте страхования по просьбе продавца.

Обязанность застраховать товар от риска случайной гибели и повреждений товара во время перевозки возложена также на продавца по договору купли-продажи в соответствии с термином CIP, Cost and Insurance Paid to, Стоимость и страхование оплачены до согласованного пункта назначения.

Данный термин, в отличие от CIF, который используется для перевозок морским и внутренним водным транспортом, применяется к любому виду транспорта, включая мультимодальные перевозки, то есть смешанные перевозки. В составе маршрутов мультимодальных перевозок могут присутствовать отдельными участками передвижения товаров морские пути и внутренние водные пути. Морские и внутренние водные правила предусматривают, что поставка товара осуществляется по схеме «порт – порт», независимо от того, какие порты – морские или внутренние водные – имеются в виду.

Так же как и в термине CIF, продавец в соответствии с термином CIP должен застраховать товар с минимальным покрытием (110 %) на весь период перевозки товара в валюте, предусмотренной договором купли-продажи.

В отношении страхования следует отметить, что только когда предполагается продажа товара во время транзита, целесообразно принятие продавцом обязанности страхования для покупателя. В иных случаях покупателю удобнее самому осуществить страхование с тем, чтобы страховое покрытие отвечало его потребностям. Однако это невозможно, когда предполагается продажа товара во время транзита, поскольку конечный покупатель еще не известен. Этим объясняется частое использование в этих случаях термина CIF.

Если говорить об иных базисных условиях поставки, то организация страхования проводится по собственному усмотрению сторон по договору купли-продажи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *