ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРУПНЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ

Анотация: В условиях мировой политической и финансовой нестабильности правительства многих государств зачастую используют различные правовые режимы для крупнейших налогоплательщиков, в частности для нефтяных компаний. От того, насколько рациональным будет система налогообложения для данных компаний, зависят объемы налоговых поступлений в бюджет.

Ключевые слова: налоги, нефтегазовые компании, бюджет

THE LEGAL STATUS OF LARGE TAXPAYERS, FOR EXAMPLE, OIL AND GAS COMPANIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: In the context of the global political and financial instability, governments of some countries often use different legal regimes for the largest taxpayers, in particular for oil companies. The amount of tax revenues depends on how rational the tax system will be for these companies.

Keywords: taxes, oil and gas companies, budget

Налогообложение в РФ прошло достаточно долгий исторический путь развития, начиная от царских времен и заканчивая современным этапом. В ходе своей развития, налоговая политика претерпевала существенные изменения: менялись виды налогов, налоговые ставки и тд.

На сегодняшний день, общая информация о системе налогов и сборов в Российской Федерации дается в гл. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Из нее можно выделить, что система налогов и сборов в РФ построена по территориальному принципу и включает в себя три уровня – федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне субъектов РФ) и местный (на уровне муниципальных образований).

На основании данных Министерства финансов РФ, мы можем проанализировать и сделать определенные выводы о динамике доходов и расходов государственного бюджета за период 2013-2016 гг

Таблица 1. Структура государственного бюджета РФ за 2013-2016 годы в млрд.руб

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

Доходы бюджета 13 019.9 14 496.9 13 659.2 13 460.0

Расходы бюджета 13 342.9 14 831.6 15 620.3 16 416.4

Дефицит бюджета -323.0 -334.7 -1 961.0 -2 956.4

Основными показатели доходов бюджета являются нефтегазовые и ненефтегазовые доходы бюджета РФ. Рассмотрим более подробно доходную часть бюджета РФ. Данные отобразим в таблице 2.

Таблица 2.Структура доходной части бюджета РФ

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

Нефтегазовые доходы 6534 7433 5862 4844

Ненефтегазовые доходы 6485 7063 7796 8616

Данные таблицы 2 наглядно показывают, что за последнее время в системе доходов бюджета, основная часть приходится на ненефтегазовые доходы. Причем можно заметить такую тенденцию, что вплоть до 2013 года, в системе доходов бюджета налоговые и неналоговые поступления находились примерно на одном уровне.

В условиях нестабильности мировой финансовой системы, Правительство РФ применяет особые налоговые режимы относительно крупнейших налогоплательщиков, в частности нефтегазовых предприятий.

В частности, за последние годы в Налоговом Кодексе РФ были введены нулевые ставки налога на добычу полезных ископаемых, сниженные налоговые ставки на освоение шельфовых месторождений и тд.

Многочисленные налоговые льготы, применяемые для предприятий нефтегазовой отрасли, принесли свои плоды, однако в результате система стала чрезвычайно сложной в администрировании. Но главная проблема заключается в том, что относительная налоговая нагрузка в секторе добычи топливно-энергетических полезных ископаемых в целом, и в нефтяной отрасли, в частности, остаётся достаточно высокой.

В 2012 г. этот показатель в сфере добычи ТЭР составил 39 % (для сравнения: средняя налоговая нагрузка по всем российским отраслям промышленности составляла 9,8 %). Налоговые органы считают налоговую нагрузку очень просто и усреднён- но путём деления всех налоговых отчислений на выручку налогоплательщика.

Выполненные по данным финансовой отчётности крупных российских нефтяных компаний расчёты относительной налоговой нагрузки подтверждают её высокий уровень (табл. 2). Кроме того, в анализируемых ВИНК на протяжении последних двух лет наблюдается снижение рентабельности продаж, которое объясняется опережающим приростом операционных затрат, связанных, в том числе, с увеличением налоговых выплат и таможенных платежей

Можно уверенно говорить о дальнейшем росте относительной налоговой нагрузке в отрасли в результате «налогового манёвра», утверждённого Законом РФ № 263-ФЗ от 30 сентября 2013 г. Суть манёвра заключается в поэтапном понижении экспортных пошлин на нефть в течение 2014–2016 гг. и одновременном увеличении ставок НДПИ, при этом снижается зависимость бюджета страны от цен на нефть и смягчается эффект от их падения для нефтяной отрасли.

Прогнозный общий эффект от его реализации равен 174 млрд. руб. дополнительных бюджетных доходов. Против манёвра выступили специалисты Минэнерго РФ, по оценкам которых рост НДПИ приведёт к возникновению в нефтяной отрасли убытков в размере 75 млрд. рублей в год. Возможным следствием этого станет подорожание топлива на внутреннем рынке, значит, пострадают конечные потребители.

Вводимые налоговые изменения, в краткосрочной перспективе дающие бюджету дополнительные доходы, увеличивают и без того высокую налоговую нагрузку на сектор. Кроме того, они усугубляют положение в сегменте разведки и добычи, в то время как приоритетом при осуществлении любых налоговых манёвров в долгосрочной перспективе должно являться решение существующих проблем.

Действующая система налогообложения, ориентированная на взимание налогов преимущественно с выручки добывающих компаний, повышает риск инвестирования в геологоразведку и разработку новых месторождений (в частности, шельфовых). Идея перехода от оборотных налогов к налогообложению финансовых результатов встречает жёсткое сопротивление со стороны чиновников. Их позиция подкрепляется доводами о возможных потерях бюджетных доходов и об отсутствии прозрачной и достоверной информации, как о производственно-финансовой деятельности самих добывающих компаний, так и о параметрах планируемых масштабных проектов в отрасли. Здравое зерно в последнем действительно есть: переход к налогообложению финансовых результатов имеет смысл только при возможности чёткого администрирования затрат и доходов, принимаемых в расчёт.

Однако преимущество альтернативной системы налогообложения нефтедобывающих компаний заключается в предоставлении компаниям возможности поддерживать на приемлемом уровне рентабельность деятельности в периоды, когда ухудшаются условия реализации продукции или же горно-геологические условиях разработки месторождений. Кроме того, у компаний появятся дополнительные стимулы для осуществления инвестиций «в себя». По этим причинам во многих странах мира, активно наращивающих нефтедобычу, налоговые системы ориентированы на взимание налогов с величины прибыли.

Очевидно, что для реализации капитало- и наукоёмких проектов раз- работки шельфовых месторождений и стимулирования извлечения запасов на старых месторождениях нефти применение такого подхода создаёт более благоприятный инвестиционный климат. К примеру, в странах северной части Европы, доля нефтегазовой промышленности которой в совокупном объёме экспорта составляет порядка 47 %, а в ВВП – немногим более 20 %, система налогообложения ориентирована на изъятие налогов с финансового результата, что даже при 50 % ставке налога на нефтяные работы и 28 % ставки налога на прибыль обеспечивает эффективную работу нефтедобывающих компаний.

Предлагаемая схема не приводит к снижению налоговых выплат в бюджет в те периоды, когда деятельность компании стабильна (отклонение суммы НДПИ за три года составляет около 1 %, а суммарная величина налоговых выплат по предлагаемому варианту превышает фактически уплаченную на 0,3 %). В то же время в неблагоприятной ситуации компания платит меньшую сумму налогов, а в благоприятной – бюджет получает больше поступлений.

Таким образом, решение стратегически важной для страны задачи поддержания стабильного развития нефтяной отрасли требует пересмотра системы налогообложения добывающих предприятий. Постепенный переход к взиманию налога на добычу нефти с привязкой к прибыльности операционной деятельности, а не к ценам реализации полезного ископаемого позволит, в перспективе создать более привлекательные и понятные для потенциальных инвесторов условия реализации проектов освоения месторождений, сопряжённых с повышенной степенью риска. Безусловно, для выбора оптимальной ставки налогообложения финансовых результатов необходимо провести более детальные исследования по всем компаниям и оценить эффективность альтернативных вариантов налогообложения, но в любом случае изменения должны стимулировать устойчивое развитие отрасли именно в долгосрочной перспективе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *