Правовое и государственное регулирование предприятия

🙂

Скачать текст в WORD

Экономическое историческое развитие общества подтвердило тот факт, что «предпринимательская деятельность» – главный и основной институт, компонент экономической системы общества, называющего себя цивилизованным. И как следствие, процесс перехода к рыночным отношениям ставит перед современным обществом ряд общеэкономических задач, в числе которых развитие предпринимательской деятельности занимает одно из важных мест.

Предпринимательская деятельность – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, которая осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность, и, которая направлена на получение доходов (прибыли).

Роль предпринимательской деятельности в современной экономике определяется следующими ее положениями: предпринимательская деятельность – основа инновационного, эффективного развития реального сектор национальной экономики. Увеличение числа хозяйствующих субъектов создает условия для проявления инициативы и творческих способностей граждан, тем самым уменьшая разрыв между потенциальными возможностями и полученными эффектами развития экономики; предпринимательская деятельность создает условия для освоения новых перспективных секторов экономики, создания новых отраслей, современных видов производства, «вымывает» устаревшие их виды; предпринимательская деятельность дает толчок для развития экономической конкуренции, развитию хозяйственной деятельности на принципах маркетинга, увеличивает «открытость» отечественной экономики, способствует ввозу и вывозу капитала; предпринимательская деятельность использует современные механизмы, которые координируют стратегию развития хозяйствующих субъектов, используя систему рынка, отношения конкуренции.

Итак, предпринимательская деятельность как экономический «институт», как специфический тип творческого, инновационного экономического поведения является неотъемлемым свойством, необходимым фактором для эффективного развития экономики.

На сегодняшний день имеется перечень видов экономической деятельности, которая действует на территории Российской Федерации, это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Это означает, что осуществлять предпринимательскую деятельность можно по какому-либо виду экономической деятельности. Таким образом, деятельность, которую ведет предприниматель, является специфичной.

Государство регулирует деятельность предприятий, и создает правовые режимы, а именно:

− общий правовой режим — распространяется на все субъекты предпринимательской деятельности, например, регистрация и др.;

− специальный правовой режим — определяет деятельность определенных субъектов предпринимательского права, например, банки, страховые компании, биржи и др.

Предпринимательская деятельность может вестись самостоятельно. В первую очередь, это значит, что предприниматель осуществляет свою деятельность непосредственно от своего имени, по собственной воле и в собственных интересах. Он самостоятельно (но с учетом правовых норм) определяет ход и варианты развития своей деятельности, принимает юридически и экономически значимые решения, использует материальные, людские и другие ресурсы для достижения поставленной цели, а также реализует право на защиту своих интересов в суде. Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица не допускается и может влечь уголовную ответственность по правилам ст. 169 УК РФ.

Предпринимателями могут быть лица (физические лица и юридические лица), зарегистрированные в установленном законом порядке.

В первую очередь необходимо пройти государственную регистрацию в качестве предпринимателя. С момента государственной регистрации предприниматель обретает права и обязанности, необходимых для участия в предпринимательской деятельности, и выступает в качестве самостоятельного участника в гражданском обороте, в административных, налоговых, трудовых и иных правоотношениях.

 Осуществление предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации возможно в случае государственной регистрации в виде одной из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности или в качестве индивидуального предпринимателя.

Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами, способов формирования имущественной базы.

В настоящее время производится регистрация следующих организационно-правовых форм: общество с ограниченной ответственностью (ООО), акционерное общество (АО), товарищество собственников жилья (ТСЖ), некоммерческие организации (НКО).

Перечисленные выше виды организационно-правовых форм имеют существенные отличия друг от друга, например, организационные (выражаются во внутренней организации управления делами предприятия) и др.

Организационно-правовая форма задает характеристики юридического лица, такие, как цели создания, количество участников, размер уставного капитала, органы управления обществом, способы реорганизации и ликвидации и др.

Основные документы, которые требуется предоставить для постановки на учет в ИФНС: заявление; ИНН, а также иные учредительные документы; документы, свидетельствующие об уплате государственной пошлины за проведение процедуры регистрации; лицензия на ведение определенных видов деятельности, если таковая требуется. Список не является закрытым и может быть дополнен документами, в зависимости от вида деятельности регистрируемого лица, его типа и прочих факторов.

Процедура регистрации состоит из нескольких этапов:

− подача заявления о постановке на учет в ИФНС, для юридических лиц по месту нахождения предприятия, а для физических – по месту жительства;

− предоставление полного пакета учредительных документов и протокол собрания учредителей юридическими лицами и копии паспорта физическими лицами;

− вместе с заявлением о постановке на учет можно подать заявление на выбор определенного типа налогообложения, в противном случае по умолчанию будет указан общий режим.

− оплата государственной пошлины при этом квитанция прикладывается к общему пакету документов.

Подать собранные документы в ИФНС можно по почте, лично или через доверенное лицо. В последнем случае требуется нотариально заверенная доверенность. Вновь созданные российские юридические лица подают заявление о постановке на учет в ту налоговую инспекцию, где находятся их головная организация. В пятидневный срок (учитываются рабочие дни) после получения налоговой инспекцией необходимых сведений о предприятии и полного пакета документов юридическое лицо ставится на учет и получает свидетельство о государственной регистрации.

В некоторых случаях для начала предпринимательской деятельности может быть недостаточно только факта государственной регистрации лица в качестве предпринимателя.

Чтобы осуществлять некоторые виды деятельности, требуется получение лицензии (специального разрешения). Перечень этих видов деятельности определяется в ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». От предпринимательской деятельности, обладающей совокупностью указанных выше признаков, необходимо отличать незаконное предпринимательство, признаваемое правонарушением.

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Право на осуществление предпринимательской деятельностью означает, что гражданин имеет возможность, действуя в правовом поле (законодательные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность, действующие на данный момент на территории Российской Федерации), извлекать прибыль или преследовать иные цели (при образовании некоммерческих организаций).

Государство предусматривает защиту интересов предпринимателей. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности считается экономическим преступлением и преследуется по закону.

Воспрепятствование предпринимательству может выражаться в следующих действиях: неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, уклонении от их регистрации, неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонении от его выдачи, ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, в незаконном ограничении самостоятельности, ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности совершено в нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинило крупный ущерб, то в соответствии со ст. 169 УК РФ применяется более строгое наказание.

Государственная роль в рыночных отношениях ограничена, однако, имеется ряд инструментов активного и пассивного воздействия. К активным относят оперативную работу органов управления соответствующего уровня. Они моментально реагируют на любые события внутри и вне государственной экономики. Сюда можно отнести воздействие на экономику через изменение размера ставки рефинансирования. Пассивное влияние рассчитано на долгосрочную перспективу. В них, как правило, реализуются не только интересы отдельных субъектов, но и интересы целого общества.

К прямым методам воздействия относят:

− государственные заказы, которые представляют собой мероприятия, где государство выступает в роли покупателя и субъекта экономических отношений;

− финансирование целевых программ, не требующее возврата денежных средств, как правило, используется для поддержания определенных форм деятельности, отраслей и так далее;

− предоставление льготного кредитования;

− запрет на конкретные виды деятельности или выпуск продукции;

− использование лицензирования, патентов;

− финансирование строительства общественно значимых объектов.

 К косвенным инструментам можно отнести макроэкономическое прогнозирование, на основе которого участники экономических отношений могут выстраивать свои стратегии и тактику поведения на рынке. Здесь не действуют санкции, субъект сам выбирает, воспользоваться этими методами или нет. Единственное, что он может потерять – это экономические преимущества, если не воспользуется предоставленной информацией.

Экономические методы управления хозяйственными отношениями включают в себя налоговую политику. Здесь используется изменение налоговой базы, применение различных льгот и освобождений. Таможенная политика занимается регулированием объемов экспорта и импорта. Через нее государство может оказывать воздействие на субъектов через изменение тарифов и пошлин. Сейчас все чаще встречаются предприятия, часть которых принадлежит государству, то есть государственные объекты предпринимательства. Как правило, они возникают в стратегически важных областях народного хозяйства.

Контролирование предприятий осуществляется по уже имеющимся законодательно закрепленным нормам, которые действуют на настоящий момент и находятся в поле ответственности данного контролирующего органа.

Основными источниками предпринимательского права являются:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
  • Закон «О рынке ценных бумаг»,
  • Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • Закон «Об акционерных обществах»;
  • Закон «О производственных кооперативах»;
  • Закон «О рекламе»;
  • Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Закон «Об аудиторской деятельности»;
  • Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Постановление Правительства «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» и другое.

Органы власти, регулирующие деятельность предприятий в России, представлены в таблице 1.

Таблица 1. — Органы власти, регулирующие деятельности предприятий в РФ

Название органа властиФункции
Федеральная налоговая службаКонтроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах; регистрация создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц; ведение и внесение изменений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН.
Федеральная служба по труду и занятостиГосударственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
МЧС РФОсуществляет надзор за выполнением организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.
Федеральная антимонопольная служба  Контроль над соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере рекламы, а также контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Арбитражные судыРазрешение споров в сфере экономической деятельности.
Суды общей юрисдикцииРазрешение административных, гражданских и трудовых споров, обжалование действий должностных лиц.
Прокуратура РФОсуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ, проведение проверок, участие в рассмотрении дел судами.
Правительство субъекта РФПроведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление собственностью субъекта РФ.
Администрация муниципального образованияПроведение тендеров, конкурсов, публичных торгов, управление муниципальной собственностью.

   Источник: [составлено автором].

Базовым законом, на котором основывается деятельность предприятий, является Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[1]. В отличие от большинства федеральных законов, данный законодательный акт имеет в своей структуре всего 27 статей.

При этом каждая статья закона четко направлена на регулирование вопросов, возникающих при осуществлении деятельности в сфере малого и среднего бизнеса.

В ст. 8, 34 Конституции РФ заложены принципы государственного правового регулирования деятельности предприятий, но основное значение в данном виде регулирования принадлежит административному и финансовому праву, которыми устанавливаются нормы, вводящие как запреты и ограничения, так и меры поддержки деятельности предприятий.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется посредством создания льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых ресурсов; установления упрощенного порядка бухгалтерской отчетности.

Государственная поддержка предприятий происходит на федеральном, региональном и местном уровнях по следующим направлениям:

  • в области сборов и налогов;
  • финансовая поддержка;
  • упрощенный порядок ведения отчетностей;
  •  в сфере бухгалтерского учета;
  •  имущественная поддержка;
  •  меры по обеспечению прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля;
  • информационная и консультационная поддержка.

Одними из средств государственного регулирования деятельности предприятий являются прогнозирование и планирование. Данные средства регулирования предпринимательской деятельности относятся к межотраслевым и тесно связаны как с административным, так и с налоговым и бюджетным регулированием. Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйства. Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Прогнозирование является предпосылкой для планирования. Плановость в проведении регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства означает мероприятия по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными программами развития экономики. В последнее время роль планирования и прогнозирования как средств государственного регулирования предпринимательской деятельности существенно сократилось и имеет существенное значение лишь для таких субъектов предпринимательства, как государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения.


[1] Федеральный закон РТ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. Выпуск № 31. Ст. 4006.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *