Права и обязанности страхователя и страховщика по договору морского страхования в Великобритании

Страхователь по договору морского страхования может осуществить страхование одного и того же страхового интереса или любой его части по двум (и более) полисам. Однако если общая страховая сумма превышает страховую стоимость, то такой страхователь считается чрезмерно застрахованным посредством двойного страхования (п. 1 ст. 32 Закона). В таком случае, страхователь имеет право требовать от страховщиков выплаты страхового возмещения в порядке, наиболее для него приемлемом. В   законе прямо сказано, что страхователь не имеет права на получение любых сумм, превышающих страховую стоимость (п. 2 ст. 32 Закона). Страхователь по таксированному полису также должен предоставить доказательства в отношении суммы, полученной им по любому иному полису, независимо от действительной стоимости предмета страхования. Страхователь по нетаксированному полису также должен представить доказательства против полной страховой стоимости в отношении любой суммы, полученной им в силу любого иного полиса. Интересное положение содержит п. d ч. 2 ст. 32 Закона о морском страховании, согласно которому страхователь, получивший любую сумму, превышающую страховую стоимость, должен владеть ею в качестве доверительного собственника в обеспечение права страховщиков на распределение этой суммы между ними.

Что касается страховщиков, то если страхователь чрезмерно застрахован посредством двойного страхования, каждый страховщик обязан, в отношениях между ними, пропорционально возместить долю убытков, по которой он ответственен согласно заключенному с ним договору страхования. Важное положение предусмотрено п. 2 ст. 80 Закона о морском страховании, который гласит, что если кто-либо из страховщиков выплатит сумму, превышающую его долю убытка, он вправе потребовать в судебном порядке возмещения от других страховщиков.

Закон морского страхования также предусматривает возможность переуступки страхового полиса для страхователя. Уступка полиса (цессия) разрешена, если в самом полисе не содержится иных условий. Необходимо заметить, что полис морского страхования может быть переуступлен как до, так и после утраты предмета страхования. Согласно ст. 15 Закона, если страхователь переуступает свой страховой интерес в предмете страхования, это не означает, что к цессионарию одновременно переходят и права по договору морского страхования. П. 2 ст. 50 разъясняет это положение: главным правовым последствие переуступки полиса морского страхования является то, что цессионарий приобретает право преследовать судебным порядком от своего имени. С другой стороны, ответчик имеет право использовать любые средства защиты, вытекающие из договора морского страхования, как если бы иск был возбужден лицом, первоначально заключившим договор морского страхования (цедентом).

Страховщик, помимо уже названных прав, может перестраховать свой риск. И если полисом не предусмотрено иное, первоначальный страхователь не имеет прав или интереса в отношении договора перестрахования (ст. 9 Закона).

Закон о морском страховании также предусматривает положения относительно взаимного страхования (ст. 85 Закона). В соответствии с этими положениями если два (или более) лица заключили соглашение о страховании друг друга от убытков как следствий воздействия морских рисков, то имеет место взаимное страхование. Страховая премия во взаимном страховании не подлежит уплате, однако какая-либо гарантия, либо иное возможное соглашение могут заменять страховую премию (по согласованию сторон). Особо оговорено также и то, что при взаимном страховании положения Закона о морском страховании могут быть изменены условиями, содержащимися в полисах, выдаваемых ассоциацией, либо правилами и положениями, принятыми в ассоциации.

Особо хотелось бы остановиться на случаях освобождения страховщика от ответственности по договору морского страхования:

  • убытки, вызванные умышленным неправомерным поведением страхователя (подп. а п. 2 ст. 55 Закона)
  • убытки, явившиеся следствием нормального износа судна, обычной утечки или поломки, внутренних пороков предмета страхования, а также убытки, причиненные крысами или иными вредителями, либо вызванные повреждением механизмов, непосредственно не связанных с морскими опасностями, если полисом не предусмотрено иное (подп. с п. 2 ст. 55 Закона)
  • изменение рейса (ст. 45 Закона)

Если после начала действия риска порт назначения судна произвольно заменяется иным, чем предусмотренный полисом, то имеет место изменение рейса. Страховщик освобождается от ответственности с того момента, как произошло изменение рейса, т. е. с того момента, когда принятие решения об изменении рейса стало очевидным.

девиация (отклонение от курса следования) (ст. 46 – 47 Закона)

Если судно, не имея на то законных оснований, отклоняется от пути следования, предусмотренного полисом, страховщик освобождается от ответственности с момента такого отклонения. Не имеет существенного значения тот факт, что судно могло возобновить установленный путь следования до наступления страхового случая.

Обстоятельства, рассматривающиеся как девиация:

  • судно отклонилось от пути следования, предусмотренного полисом;
  • если путь следования не определен в полисе, и судно отклонилось от обычного общепринятого для данного рейса пути следования;
  • если в полисе указаны несколько портов разгрузки, то судно вправе проследовать в любой из них, либо во все лишь в том порядке, который предусмотрен полисом. В противном случае имеет место девиация;
  • если полис содержит условие о «портах разгрузки», расположенных в пределах определенного географического района, и название портов не указано, то судно должно проследовать в порт/порты согласно их географической последовательности. В противном случае имеет место девиация.

Практикой выработано еще одно обстоятельство, рассматривающееся как девиация. В случае, когда страховое событие наступает до того, как судно отклонилось от курса, страховщик освобождается от ответственности. Страховщик должен доказать, что страхователь намеревался отклониться от курса.

Английское право уделяет огромное внимание вопросу изменения риска. А еще больше оно уделяет вопросу намерений сторон при изменении риска. Рассмотрим следующий случай: судно, направлявшееся по запланированному курсу, было захвачено капером, но в оплате страховой суммы было отказано на том основании, что судно везло каперское свидетельство, несмотря на отсутствие разрешения на это со стороны страховщика. По мнению суда, наличие самого каперского свидетельства говорило о прямом отклонении от условий договора, заключенного между страховщиком и страхователем. Таким образом, отклонение от курса означает не только фактическое, но и подразумеваемое отклонение.

задержка при выполнении рейса (ст. 48 Закона)

Морское предприятие, застрахованное на условиях рейсового полиса, должно выполняться с разумной быстротой в течение всего рейса. Если, не имея законных оснований, морское предприятие не выполняется с разумной быстротой, то страховщик освобождается от ответственности с того момента, когда задержка морского предприятия становится неоправданной.

В Законе о морском страховании также имеется перечень исключений, касающихся девиации или задержки (ст. 49 Закона). Девиация или задержка являются оправданными в следующих случаях:

  • если полисом особо оговорено о такой девиации или задержке;
  • если обстоятельства, вызвавшие девиацию или задержку, находятся вне контроля капитана и команды;
  • если разумная необходимость выполнения девиации или задержки предусмотрена подразумеваемым, либо прямо выраженным существенным условием;
  • если девиация или задержка вызваны разумной необходимостью избежать грозящей судну или предмету страхования опасности;
  • с целью спасения человеческой жизни, либо помощи судну, терпящему бедствие, и людям, находящимся на таком судне;
  • если кому-либо из находящихся на борту судна лиц требуется медицинская или хирургическая помощь;
  • если девиация или задержка были вызваны баратрией капитана и команды, при условии, что баратрия входит в число морских опасностей, подпадающих под действие морского страхования.

После устранения причин оправданной девиации или задержки, судно обязано возобновить надлежащий курс и выполнить рейс с разумной быстротой.

Не могу не остановиться на понятии абандона и его правовых последствиях.

Под абандоном понимается отказ страхователя от своих прав на предмет страхования в пользу страховщика вследствие полной фактической гибели последнего, либо ввиду отсутствия возможности предотвратить таковой от полной фактической гибели без понесения расходов, которые превысили бы его стоимость (ст. 60 Закона).

В случае полной фактической гибели предмета страхования страхователь не обязан заявлять об абандоне (п. 2 ст. 57 Закона).

В случае же полной конструктивной гибели страхователь обязан завить абандон (ст.61 Закона).

Заявление об абандоне может быть предоставлено в письменной или устной форме, либо частично в письменной и частично в устной форме. Возможно также любое словесное изложение, из которого вытекает намерение о безусловном отказе страхователя в пользу страховщика от своих прав на предмет страхования. Заявление об абандоне должно быть направлено страховщику страхователем в разумные сроки по получении достоверных сведений о гибели предмета страхования, если же существуют сомнения относительно полученных сведений, страхователь обязан в разумные сроки уточнить их достоверность (ст. 62 Закона).

Согласие принять абандон может быть либо прямо выраженным, либо подразумеваемым. В п. 6 ст. 62 Закона о морском страховании сказано, что отсутствие сведений от страховщика, т. е. его молчание, рассматривается как несогласие страховщика принять заявление об абандоне (п. 5 ст. 62 Закона).

Примечательно то, что, если страховщик согласился принять заявление об абандоне, страхователь не может забрать заявление обратно. В таком случае решение относительно заявления об абандоне является окончательным. Принятие заявления об абандоне окончательно подтверждает обязательства страховщика по возникшим убыткам (п. 6 ст. 62 Закона).

Основным правовым последствием абандона является то, что если заявление об абандоне вступило в законную силу, то страховщик приобретает право на страховой интерес в том, что может остаться от предмета страхования, а также все имущественные права, связанные с предметом страхования. При отказе страхователя от своих прав на судно страховщик имеет право на любой фрахт, причитающийся судовладельцу, а именно: на ту часть фрахта, которая уже выплачена, а также на ту, которая еще подлежит оплате на момент наступления происшествия, повлекшего гибель (ст. 63 Закона).

Еще одно понятие, которое требует разъяснения – это понятие суброгации.

Согласно положениям Закона о морском страховании, если страховщик выплачивает страховое возмещение в связи с полной гибелью предмета страхования полностью, либо, при страховании груза, любую часть, подлежащую частичной оплате, он приобретает в связи с этим права на страховой интерес страхователя в том, что может остаться от предмета страхования (ст. 79 Закона). К страховщику переходят все права и средства правовой защиты, имевшиеся у страхователя, а также в отношении предмета страхования с того момента, когда наступил страховой случай. То есть из данной статьи можно сделать вывод относительно начала течения срока исковой давности: по суброгации он начинает течь с момента наступления страхового случая.

Если страховщик выплачивает возмещение в связи с частичной гибелью, он не приобретает права на предмет страхования, либо на оставшуюся часть предмета страхования, однако к нему переходят в связи с этим все права и средства правовой защиты, имевшиеся у страхователя, также в отношении предмета страхования, с момента наступления страхового случая в той мере, в какой страхователь был застрахован (п. 2 ст. 79 Закона).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *