Практическое применение методических приемов по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня на занятиях по развитию речи

Проанализировав результаты диагностики, нами был составлен перспективный план работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Цель II формирующего этапа нашей экспериментальной работы является подобрать и применить на практике эффективные условия которые будут способствовать формированию связной речи у дошкольников с ОНР   на занятиях по обучению рассказыванию.

С целью формирования связной речи нами была подобрана и предложена система работы Н.Е. Арбековой по развитию связной речи у дошкольников (приложение 2), включающая систему таких педагогических методов и приемов, реализация которых позволила бы добиться повышения уровня развития связной речи детей с ОНР.

При подборе методов, приёмов и средств коррекционно-развивающего воздействия на формирование связной речи были использованы общепринятые основные положения логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, которые были отобраны с учетом поставленной цели.

Отличительными особенностями системы работы стало:

— тесная связь с тематическим содержанием как общеобразовательной, так и коррекционной программ обучения и воспитания детей с ОНР дошкольных учреждений;

— направленность программы коррекционной логопедической работы на решение комплекса коррекционно-образовательных задач: 1) формирование и закрепление лексико-грамматических категорий;

  • формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
  • формирование правильного лексико-грамматического оформления речевых высказываний;

4) обучение анализу, планированию, построению и   композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;

5)  познавательное развитие детей и т.д.

При проведении обучающее – развивающих логопедических занятий руководствовались основными принципами:

— оптимальное сочетание речи логопеда и детей, максимальная коммуникативная направленность речевого общения;

— активизация мыслительной и речевой деятельности; работа над всеми компонентами речи;

— использования на логопедических занятиях всех видов и форм устной и речевой деятельности;

— предварительный подбор речевого материала и дидактических игр;

— конкретные и речевые установки и инструкции;

— направленность коррекционной работы на развитие психических функций;

— развитие и стимулирование познавательных способностей детей [18, с.152].

  Преодоление ОНР у детей традиционно осуществлялось путем использования поэтапной системы формирования речи, постепенное усложнение заданий.

Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс дошкольного учреждения. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Для активизации содержательной и языковой сторон развёрнутых речевых высказываний использовались следующие приёмы:

— упражнения и игры на установление правильного расположения картинок серии, объединённых единой темой, с последующим составлением рассказа по всей серии или ее фрагменту;

— Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных картинок;

— Игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем и самостоятельно;

— Игры в «семантические абсурды» (Детям предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти слова, фразы, части не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными т.е. подготовка детей к «поисковой деятельности») [18, с.157].

         Для создания у детей положительной мотивации на протяжении всего занятия исполь­зовались специальные фишки (предварительно нарезанные из двустороннего желтого картона квадратики или круж­ки). За составление любого высказывания по заданию ло­гопеда на фронтальном или подгрупповом занятии ребенок обязательно получал желтую фишку. Но каждый ребенок мог также заработать и призовую красную фишку (за каждое составленное «красивое» предложение, использо­вание в речи сравнения, образного выражения, поговор­ки или пословицы). Дети, как правило, начинали очень стараться, чтобы заработать в свою копилку эти фишки. На первых порах дети допускали многочислен­ные ошибки и неточности. Мы тактично поправляли детей и поддерживали их речевую активность.

На занятиях также были введены различные сюрпризные моменты, использовались элементы драматизации, «вол­шебные» мешочки и коробочки, что также повышало ин­терес детей к занятиям.

Так же для более эффективного коррекционного воздействия по формированию связной речи у дошкольников, использовались различные технические средства обучения: магнитофон, видеокамера (для записи детских рассказов), мультимидийная интерактивная доска, магнитная доска для размещения иллюстраций, плоскостных фигурок и т.д.

В качестве условий, способствующих реализации коммуникативно-деятельностного подхода выделим:

—          создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей с речевой проблемой;

—          использование индивидуального подхода в формировании средств образной выразительности речи детей ОНР 3 уровня;

—          особый подбор речевого материала (небольшой объем произведения, произведения разных жанров);

—          применение современных технологий, специальных методов и приёмов в обучении детей с речевыми нарушениями связной речи;

—          взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей по формированию связной речи у детей ОНР 3 уровня.

Предложенные условия формирования связной речи у детей дошкольного возраста ОНР 3 уровня будут способствовать повышению её качества и развитию творческого отношения к слову.

Не нарушая процесса воспитательно-образовательной работы предлагаем включить в контекст основной программы, реализуемой в ДОО, следующие мероприятия.

1. Создание условий для познавательной активности детей с речевыми нарушениями. В групповой комнате: имеются речевые уголки. В речевых уголках представить наглядный материал и дидактические игры по различным разделам образовательной программы. 

2. Создать познавательную игротеку, охватывающую разное содержание и предусматривающую разные виды активности детей. Основной принцип работы игротеки – представленное в ней должно находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть.

Материал игротеки: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разные коллекции (ткани, монеты, раковины и т.д.) и демонстрационные экспонаты, оборудование для элементарного экспериментирования и наблюдений.

В организацию игротеки должны быть привлечены родители. Ребенок с родителями может что-то изготовить и принести в детский сад, и он должен рассказать всем, что сделали, как с ним играть.

Рубриками познавательной игротеки могут быть: «Королевство растений» – игры-упражнения на развитие вопросительно-познавательной активности детей, «В мире ощущений» – упражнения на развитие сенсорного восприятия и др.

3. Создать и наполнять в группе мини-библиотеку – детские книги, которые дети могут приносить из дома. Дошкольники могут рассматривать, рассказывать и комментировать иллюстрации.

Дети должны знать, что такое – библиотека, и что в группе есть своя библиотека, где они могут взять любую имеющуюся книгу и «читать». Это хороший метод познавательного и речевого развития детей.

Велик потенциал в формировании познавательной активности в уголке детского экспериментирования, который целесообразно разместить рядом с уголком природы. В процессе проведения опытов и экспериментов в свободной или специально-организованной деятельности воспитанники учатся видеть и решать проблему, ставить цель, анализировать, то есть формулировать в речи объект или явление, сопоставлять разные факты, выдвигать гипотезы, делать выводы.

С педагогической точки зрения важен не только результат, но и процесс работы дошкольника. Педагог может быть «научным консультантом». Материалы, оборудование в уголке экспериментирования пополняются согласно программному содержанию.

Воспитание положительной мотивации к познанию окружающего мира предполагает не только общую атмосферу в дошкольной организации и организацию разных видов деятельности, но и обеспечение гуманных отношений сотрудничества педагога и ребенка, организующую помощь взрослого, привлечение воспитанников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Формированию мотивации также способствуют увлекательное изложение материала (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), нетрадиционная вызывающая удивление детей форма его преподнесения, эмоциональность речи педагога; познавательные игры; анализ жизненных ситуаций и применение этих знаний в будущей жизни; умелое применение педагогом поощрения и порицания.

Процессе формирования мотивации предполагает применение разные заданий и упражнений:

— игры разного характера, труд, поручения, опытно-практическая деятельность;

— игры и упражнения исследовательского характера, предполагающие инструкцию и правила.

Вовлечение детей в игры на развитие положительной мотивации к познанию будет способствовать развитию у них познавательных мотивов – любознательности, желания узнать новое, включая отдельные области окружающего мира, с которыми дошкольники знакомятся в процессе обучения.

Обобщая вышеизложенное отметим, что в рамках данного направления деятельность дошкольников может быть предоставлена следующими видами:

— упражнения на сотрудничество со взрослым: в начале ребенок выполняет действия по образцу с помощью педагога, затем решение переносится на аналогичное задание. Цель – создать условия для формирования положительной мотивации действия ( «Укрась салфетку, как я скажу», «Невиданный зверь»);

— упражнения на постановку дошкольников в ситуацию выбора: данные упражнения упрочивают умение дошкольника принимать решение, взвесить все «за» и «против», сопоставить и соподчинить разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного выбора из разнонаправленных тенденций (например, сделать что-то для себя или для других, выполнить творческое или репродуктивное задание «Детки на ветке», «Веселый рыбак»).

При непосредственной организации игр, помощь педагога весьма существенна и может быть:

— эмоционально-регулирующая (вопросы, подбадривание, поддержка);

— организующая (повтор инструкции, расчлененный образец, организация начального этапа);

— обучающая (показ действия, совместные действия).

С целью развития внимания необходимо:

1. Включение в занятия заданий, требующих длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.

2. Выполнение упражнений (например, зачеркивание определенных букв на листе, данное задание можно усложнять).

3. Использование дидактических игр с четкими правилами.

4. Регулярное включать дошкольников в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий (постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки).

5. Тренировка детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному педагогом.

6. Предлагать детям: повторять слова, цифры, предложения; продолжить незаконченные фразы; вопросы, на которые необходимо ответить, поощрять тех детей, кто старается чаще отвечать на них).

7. Учить сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

8. Учить переключать внимание с одного вида деятельности на другой (например, с помощью двигательных упражнений).

С целью развития памяти необходимо:

1. Объяснять детям новый материала и при повторе уже знакомого, сочетать словесное объяснение с показом натуры или и с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, применять рисунки, таблицы, схемы.

2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью нужен индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие анализаторы.

3. Воспитывать приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

— анализировать, выделять в предметах связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

— осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;

— классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

— устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами;

4. Включать игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.

С целью развития мышления и речи необходимо:

Для того, чтобы дошкольник активно владел умственными операциями (анализ, синтез, обобщение и пр.), их следует выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.

1. Включать в занятие задания на:

— сравнить пары предметов или явлений – найти сходства между ними;

— классификации, обобщение предметов по общим признакам;

— нахождение лишнего слова или изображения, которые не связаны общим признаком с остальными, складывать целого из частей;

— последовательно раскладывать картинки и составлять рассказ по ним;

— осознание закономерностей (рассматривание орнамента, узора, продолжить его);

— сообразительность, логические рассуждения и т.д.

2. Занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и пр.) должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение исследовать предметы, фантазировать, воображать.

3. Расширять кругозор воспитанников, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанное, анализируя поведение людей.

4. В целях развития речи:

— после чтения вслух сказок, рассказов просить детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

— развивать у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;

— упражнять в построении выводов, рассуждений (не монолог взрослого, а диалог с ребёнком, группой).

Для решения поставленных задач рекомендуем использовать  следующие методы:

-наблюдения в природе;

— дидактические игры, игры-экспериментирования;

— образовательные ситуации.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями предполагает постоянный поиск методов и приемов работы, совершенствующих мыслительные способности детей, стимулирующие развитие коммуникативных способностей.

В свободной деятельности педагог совместно с детьми может использовать иные нестандартные технологии познания окружающего мира такие как, загадки —  ребусы, загадки-шарады. Все эти методы будут способствовать развитию логики, фонематических процессов и привносить что-то совсем новое в совместную деятельность с детьми.

Рекомендуется активно в совместной работе с детьми использовать мультимедийные презентации и компьютерные игры, которые позволяют создать проблемную ситуацию к последующему рассмотрению дальнейших путей познания того или иного объекта и установлению причинно-следственных связей. Например, предложить детям посмотреть видео в котором ребенок ест снег и порассуждать к чему это может привести и как следует в дальнейшем поступить ребенку.

В процессе экспериментирования у дошкольников формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее правоту, определять причины неудачи экспериментально-опытной деятельности, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с иными видами деятельности дошкольников: наблюдение на прогулке, чтение, игра позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Приведем пример. Знакомя дошкольников с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека можно применять следующие методические приемы: наблюдение на прогулке, за движением облаков; эксперимент «Сила ветра?», «Откуда дует ветер?» – для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха; эксперимент со свечой (поднести зажженную свечу к верхнему краю двери посмотреть, куда отклонилось пламя, затем опустить свечу к нижнему краю двери и понаблюдать, куда теперь наклонилось пламя).

Педагогический опыт говорит о том, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя эффективно решить без плодотворного контакта с семьей полного взаимопонимания между родителями и другими педагогами.

Работу с родителями воспитанников следует вести в следующих направлениях:

— Анкетирование родителей.

— Создание памяток и буклетов по познавательно-речевому развитию детей «Как отвечать на детские вопросы», «Опыты с водой», «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментально-исследовательской деятельности».

В беседах, консультациях, на собраниях через разные виды наглядной агитации, педагогу необходимо убедить родителей о необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрять стремление ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить свое место в нем.

Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня положительно скажется на качестве связной речи.

Таким образом, создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во-первых, создания интереса к речевой деятельности, а во-вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения.

Создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, создание  развивающей предметно-пространственной среды, целенаправленной работы воспитателей и  узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах деятельности, повышение  профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников, изучение устной речи детей, которое заключается в проведении диагностики речевого развития детей и способствует необходимости оптимизировать организацию работы по выявлению отклонений в речевом развитии детей  дошкольного возраста, стимулирование познавательной активности, участие родителей в речевом развитии —  всё это способствует решению задач по развитию связной речи дошкольников с речевой патологией более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *