Проанализировав результаты диагностики, нами был составлен перспективный план работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Цель II формирующего этапа нашей экспериментальной работы является подобрать и применить на практике эффективные условия которые будут способствовать формированию связной речи у дошкольников с ОНР на занятиях по обучению рассказыванию.
С целью формирования связной речи нами была подобрана и предложена система работы Н.Е. Арбековой по развитию связной речи у дошкольников (приложение 2), включающая систему таких педагогических методов и приемов, реализация которых позволила бы добиться повышения уровня развития связной речи детей с ОНР.
При подборе методов, приёмов и средств коррекционно-развивающего воздействия на формирование связной речи были использованы общепринятые основные положения логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, которые были отобраны с учетом поставленной цели.
Отличительными особенностями системы работы стало:
— тесная связь с тематическим содержанием как общеобразовательной, так и коррекционной программ обучения и воспитания детей с ОНР дошкольных учреждений;
— направленность программы коррекционной логопедической работы на решение комплекса коррекционно-образовательных задач: 1) формирование и закрепление лексико-грамматических категорий;
- формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
- формирование правильного лексико-грамматического оформления речевых высказываний;
4) обучение анализу, планированию, построению и композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
5) познавательное развитие детей и т.д.
При проведении обучающее – развивающих логопедических занятий руководствовались основными принципами:
— оптимальное сочетание речи логопеда и детей, максимальная коммуникативная направленность речевого общения;
— активизация мыслительной и речевой деятельности; работа над всеми компонентами речи;
— использования на логопедических занятиях всех видов и форм устной и речевой деятельности;
— предварительный подбор речевого материала и дидактических игр;
— конкретные и речевые установки и инструкции;
— направленность коррекционной работы на развитие психических функций;
— развитие и стимулирование познавательных способностей детей [18, с.152].
Преодоление ОНР у детей традиционно осуществлялось путем использования поэтапной системы формирования речи, постепенное усложнение заданий.
Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс дошкольного учреждения. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Для активизации содержательной и языковой сторон развёрнутых речевых высказываний использовались следующие приёмы:
— упражнения и игры на установление правильного расположения картинок серии, объединённых единой темой, с последующим составлением рассказа по всей серии или ее фрагменту;
— Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных картинок;
— Игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем и самостоятельно;
— Игры в «семантические абсурды» (Детям предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти слова, фразы, части не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными т.е. подготовка детей к «поисковой деятельности») [18, с.157].
Для создания у детей положительной мотивации на протяжении всего занятия использовались специальные фишки (предварительно нарезанные из двустороннего желтого картона квадратики или кружки). За составление любого высказывания по заданию логопеда на фронтальном или подгрупповом занятии ребенок обязательно получал желтую фишку. Но каждый ребенок мог также заработать и призовую красную фишку (за каждое составленное «красивое» предложение, использование в речи сравнения, образного выражения, поговорки или пословицы). Дети, как правило, начинали очень стараться, чтобы заработать в свою копилку эти фишки. На первых порах дети допускали многочисленные ошибки и неточности. Мы тактично поправляли детей и поддерживали их речевую активность.
На занятиях также были введены различные сюрпризные моменты, использовались элементы драматизации, «волшебные» мешочки и коробочки, что также повышало интерес детей к занятиям.
Так же для более эффективного коррекционного воздействия по формированию связной речи у дошкольников, использовались различные технические средства обучения: магнитофон, видеокамера (для записи детских рассказов), мультимидийная интерактивная доска, магнитная доска для размещения иллюстраций, плоскостных фигурок и т.д.
В качестве условий, способствующих реализации коммуникативно-деятельностного подхода выделим:
— создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей с речевой проблемой;
— использование индивидуального подхода в формировании средств образной выразительности речи детей ОНР 3 уровня;
— особый подбор речевого материала (небольшой объем произведения, произведения разных жанров);
— применение современных технологий, специальных методов и приёмов в обучении детей с речевыми нарушениями связной речи;
— взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей по формированию связной речи у детей ОНР 3 уровня.
Предложенные условия формирования связной речи у детей дошкольного возраста ОНР 3 уровня будут способствовать повышению её качества и развитию творческого отношения к слову.
Не нарушая процесса воспитательно-образовательной работы предлагаем включить в контекст основной программы, реализуемой в ДОО, следующие мероприятия.
1. Создание условий для познавательной активности детей с речевыми нарушениями. В групповой комнате: имеются речевые уголки. В речевых уголках представить наглядный материал и дидактические игры по различным разделам образовательной программы.
2. Создать познавательную игротеку, охватывающую разное содержание и предусматривающую разные виды активности детей. Основной принцип работы игротеки – представленное в ней должно находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть.
Материал игротеки: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разные коллекции (ткани, монеты, раковины и т.д.) и демонстрационные экспонаты, оборудование для элементарного экспериментирования и наблюдений.
В организацию игротеки должны быть привлечены родители. Ребенок с родителями может что-то изготовить и принести в детский сад, и он должен рассказать всем, что сделали, как с ним играть.
Рубриками познавательной игротеки могут быть: «Королевство растений» – игры-упражнения на развитие вопросительно-познавательной активности детей, «В мире ощущений» – упражнения на развитие сенсорного восприятия и др.
3. Создать и наполнять в группе мини-библиотеку – детские книги, которые дети могут приносить из дома. Дошкольники могут рассматривать, рассказывать и комментировать иллюстрации.
Дети должны знать, что такое – библиотека, и что в группе есть своя библиотека, где они могут взять любую имеющуюся книгу и «читать». Это хороший метод познавательного и речевого развития детей.
Велик потенциал в формировании познавательной активности в уголке детского экспериментирования, который целесообразно разместить рядом с уголком природы. В процессе проведения опытов и экспериментов в свободной или специально-организованной деятельности воспитанники учатся видеть и решать проблему, ставить цель, анализировать, то есть формулировать в речи объект или явление, сопоставлять разные факты, выдвигать гипотезы, делать выводы.
С педагогической точки зрения важен не только результат, но и процесс работы дошкольника. Педагог может быть «научным консультантом». Материалы, оборудование в уголке экспериментирования пополняются согласно программному содержанию.
Воспитание положительной мотивации к познанию окружающего мира предполагает не только общую атмосферу в дошкольной организации и организацию разных видов деятельности, но и обеспечение гуманных отношений сотрудничества педагога и ребенка, организующую помощь взрослого, привлечение воспитанников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Формированию мотивации также способствуют увлекательное изложение материала (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), нетрадиционная вызывающая удивление детей форма его преподнесения, эмоциональность речи педагога; познавательные игры; анализ жизненных ситуаций и применение этих знаний в будущей жизни; умелое применение педагогом поощрения и порицания.
Процессе формирования мотивации предполагает применение разные заданий и упражнений:
— игры разного характера, труд, поручения, опытно-практическая деятельность;
— игры и упражнения исследовательского характера, предполагающие инструкцию и правила.
Вовлечение детей в игры на развитие положительной мотивации к познанию будет способствовать развитию у них познавательных мотивов – любознательности, желания узнать новое, включая отдельные области окружающего мира, с которыми дошкольники знакомятся в процессе обучения.
Обобщая вышеизложенное отметим, что в рамках данного направления деятельность дошкольников может быть предоставлена следующими видами:
— упражнения на сотрудничество со взрослым: в начале ребенок выполняет действия по образцу с помощью педагога, затем решение переносится на аналогичное задание. Цель – создать условия для формирования положительной мотивации действия ( «Укрась салфетку, как я скажу», «Невиданный зверь»);
— упражнения на постановку дошкольников в ситуацию выбора: данные упражнения упрочивают умение дошкольника принимать решение, взвесить все «за» и «против», сопоставить и соподчинить разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного выбора из разнонаправленных тенденций (например, сделать что-то для себя или для других, выполнить творческое или репродуктивное задание «Детки на ветке», «Веселый рыбак»).
При непосредственной организации игр, помощь педагога весьма существенна и может быть:
— эмоционально-регулирующая (вопросы, подбадривание, поддержка);
— организующая (повтор инструкции, расчлененный образец, организация начального этапа);
— обучающая (показ действия, совместные действия).
С целью развития внимания необходимо:
1. Включение в занятия заданий, требующих длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
2. Выполнение упражнений (например, зачеркивание определенных букв на листе, данное задание можно усложнять).
3. Использование дидактических игр с четкими правилами.
4. Регулярное включать дошкольников в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий (постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки).
5. Тренировка детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному педагогом.
6. Предлагать детям: повторять слова, цифры, предложения; продолжить незаконченные фразы; вопросы, на которые необходимо ответить, поощрять тех детей, кто старается чаще отвечать на них).
7. Учить сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.
8. Учить переключать внимание с одного вида деятельности на другой (например, с помощью двигательных упражнений).
С целью развития памяти необходимо:
1. Объяснять детям новый материала и при повторе уже знакомого, сочетать словесное объяснение с показом натуры или и с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, применять рисунки, таблицы, схемы.
2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью нужен индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие анализаторы.
3. Воспитывать приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
— анализировать, выделять в предметах связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
— осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
— классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
— устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами;
4. Включать игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.
С целью развития мышления и речи необходимо:
Для того, чтобы дошкольник активно владел умственными операциями (анализ, синтез, обобщение и пр.), их следует выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.
1. Включать в занятие задания на:
— сравнить пары предметов или явлений – найти сходства между ними;
— классификации, обобщение предметов по общим признакам;
— нахождение лишнего слова или изображения, которые не связаны общим признаком с остальными, складывать целого из частей;
— последовательно раскладывать картинки и составлять рассказ по ним;
— осознание закономерностей (рассматривание орнамента, узора, продолжить его);
— сообразительность, логические рассуждения и т.д.
2. Занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и пр.) должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение исследовать предметы, фантазировать, воображать.
3. Расширять кругозор воспитанников, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанное, анализируя поведение людей.
4. В целях развития речи:
— после чтения вслух сказок, рассказов просить детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
— развивать у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
— упражнять в построении выводов, рассуждений (не монолог взрослого, а диалог с ребёнком, группой).
Для решения поставленных задач рекомендуем использовать следующие методы:
-наблюдения в природе;
— дидактические игры, игры-экспериментирования;
— образовательные ситуации.
Работа с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями предполагает постоянный поиск методов и приемов работы, совершенствующих мыслительные способности детей, стимулирующие развитие коммуникативных способностей.
В свободной деятельности педагог совместно с детьми может использовать иные нестандартные технологии познания окружающего мира такие как, загадки — ребусы, загадки-шарады. Все эти методы будут способствовать развитию логики, фонематических процессов и привносить что-то совсем новое в совместную деятельность с детьми.
Рекомендуется активно в совместной работе с детьми использовать мультимедийные презентации и компьютерные игры, которые позволяют создать проблемную ситуацию к последующему рассмотрению дальнейших путей познания того или иного объекта и установлению причинно-следственных связей. Например, предложить детям посмотреть видео в котором ребенок ест снег и порассуждать к чему это может привести и как следует в дальнейшем поступить ребенку.
В процессе экспериментирования у дошкольников формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее правоту, определять причины неудачи экспериментально-опытной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с иными видами деятельности дошкольников: наблюдение на прогулке, чтение, игра позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Приведем пример. Знакомя дошкольников с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека можно применять следующие методические приемы: наблюдение на прогулке, за движением облаков; эксперимент «Сила ветра?», «Откуда дует ветер?» – для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха; эксперимент со свечой (поднести зажженную свечу к верхнему краю двери посмотреть, куда отклонилось пламя, затем опустить свечу к нижнему краю двери и понаблюдать, куда теперь наклонилось пламя).
Педагогический опыт говорит о том, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя эффективно решить без плодотворного контакта с семьей полного взаимопонимания между родителями и другими педагогами.
Работу с родителями воспитанников следует вести в следующих направлениях:
— Анкетирование родителей.
— Создание памяток и буклетов по познавательно-речевому развитию детей «Как отвечать на детские вопросы», «Опыты с водой», «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментально-исследовательской деятельности».
В беседах, консультациях, на собраниях через разные виды наглядной агитации, педагогу необходимо убедить родителей о необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрять стремление ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить свое место в нем.
Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня положительно скажется на качестве связной речи.
Таким образом, создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во-первых, создания интереса к речевой деятельности, а во-вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения.
Создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, создание развивающей предметно-пространственной среды, целенаправленной работы воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах деятельности, повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников, изучение устной речи детей, которое заключается в проведении диагностики речевого развития детей и способствует необходимости оптимизировать организацию работы по выявлению отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста, стимулирование познавательной активности, участие родителей в речевом развитии — всё это способствует решению задач по развитию связной речи дошкольников с речевой патологией более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.