PR-консалтинг в России

В то время, как на Западе пиар-консалтинг приобрел широкое распространение, на российском рынке с такой услугой начали знакомиться относительно недавно. Именно консалтинг, являющийся важнейшим направлением пиара, сейчас пользуется наибольшим спросом. Поэтому неудивительно, что в мире 80% самых крупных и богатых PR-агентств являются консалтинговыми. Как и в сфере юриспруденции или финансового аудита, услуга PR-консалтинга оплачивается почасово, т.к. консультант в области пиара продаёт, прежде всего, самое ценное, что имеет — свой опыт и время. Вот почему профессия консультанта сегодня актуальна и высокооплачиваема. За час консалтинговых услуг с вас вполне могут взять от 250 до 1000 долларов. Спросите, где вам может понадобиться подобная услуга? PR-консалтинг, прежде всего, необходим в антикризисном PR или при разработке стратегии PR-продвижения. Кроме того, услуга консалтинга пригодится, не считая других случаев, при оценке эффективности PR-деятельности компаний (PR-аудит). Если думаете, что в России такая услуга отсутствует, то вы просто об этом не слышали. На самом деле она есть. Другое дело, что большинство клиентов еще не готово достойно оплачивать работу консультантов и, вообще, далеко не всегда понимают необходимость консалтинга. Медлительность же роста популярности PR-консалтинга в чем-то похожа на трудности распространения таких видов деятельности, как менеджмент-консалтинг и здравоохранение. Причина тому есть: если на Западе консультирование у специалистов – повседневное явление, то среди украинцев такая услуга еще не прижилась. Мы привыкли решать свои проблемы самостоятельно, в крайнем случае, обратившись за советом к знакомым и друзьям, но никак не к специалистам. А еще нашим людям и в голову не приходило, что за советы надо платить, причем, почасово и немало. В то же время, за услуги, например, юриста люди платят, и ни у кого не возникает сомнений в правильности этого решения. Поэтому чаще всего клиенты получают консалтинг не как отдельную услугу, а как комплексное PR-обслуживание, причем консалтинг, получается, в сознании наших граждан «входит в стоимость» такого обслуживания. Но еще чаще наши клиенты считают, что если агентство профессиональное и является консалтинговым, то оказывает эти услуги «автоматически». Несмотря на все это, все более распространенной тенденцией становится выделение PR-консалтинга в отдельный вид услуг и его почасовая оплата. Правда сейчас на рынке действует довольно много «псевдоконсультантов», знания которых не соответствуют требуемому уровню. Вопрос опять-таки из сферы нашего менталитета: считается, что в связях с общественностью разбираются все – ведь это не сложнее, чем вопросы той же политики, педагогики или футбола! Поэтому, среди консультантов кого только сейчас нет: это и социологи, и рекламисты, и преподаватели вузов, и тренеры по продажам, и журналисты, и даже представители некоторых других «смежных» специальностей. Стоит ли говорить о качестве подобного консалтинга? Да и вообще, можно ли называть консалтингом полное отсутствие практического опыта и теоретической подготовки «консультантов» в сфере пиара? Бесполезно надеяться, что непрофильные специалисты смогут действительно быть полезными клиенту. Кроме того, своими действиями псевдоконсультанты наносят непоправимый вред репутации этой профессии. Столкнувшись хоть раз с низкопробной услугой, заказчик может надолго разочароваться и в PR-консультантах, и в PR-консалтинге, как таковом. Ведь для того, чтобы профессионально консультировать в области пиара, специалист должен владеть PR-технологиями, понимать специфику российского PR-рынка изнутри, проработав на нем 5, 10 и более лет, а главное — обладать безупречной репутацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *