Аннотация: Автор рассматривает процесс совместного осуществления налогового
контроля налоговыми органами и таможенной службой, порядок взаимодействия,
проблемы в данной сфере и возможные решения.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые органы, таможенная служба,
взаимодействие контролирующих органов, формы контроля.
Осуществление налогового контроля в нашей стране довольно трудоемкий и сложный
процесс. Поэтому, в процессе осуществления налогового контроля, налоговые органы
активно взаимодействуют с другими исполнительными органами власти, в том числе и с
таможенной службой, а также с министерствами, ведомствами. Порядок такого
взаимодействия регламентирован законодательством Российской Федерации и от того,
насколько будет отлажен порядок взаимодействия, будет зависеть своевременность
поступления налоговых платежей в бюджет страны.
К нормативно — правововым документам Российской Федерации, регулирующим
порядок взаимодействия налоговых органов и таможенной службы, относятся, прежде
всего, Налоговый Кодекс РФ [1], Таможенный Кодекс РФ [2], Соглашение «О
сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» ,
Постановление Правительства РФ «О подписании Соглашения об обмене информацией
между налоговыми и таможенными органами государств — членов Евразийского
экономического сообщества» [3], Приказ Федеральной таможенной службы и Федеральной
налоговой службы «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и
Федеральной налоговой службы по обеспечению интересов РФ как кредитора в делах о
банкротстве и в процедурах банкротства».
В процессе взаимодействия налоговых органов и таможенной службы выявляются
налоговые правонарушения и преступления,за которые виновники несут наказание [8, с. 8].
Налоговые органы и таможенная служба обмениваются между собой информацией по
организациям, которые осуществляют внешнеторговую деятельность и не предоставляют
отчетность в таможенные органы [4, с. 7], а также прочей информацией, которая может
быть полезной для налогового контроля, соблюдения законодательства. Взаимодействие
налоговых и таможенных органов упрощяет налоговый контроль. Благодаря обмену
информацией могут быть назначены и совместные служебные расследования органами
налоговой и таможенной служб [9, с. 174], выездные налоговые проверки.
Налоговые органы с таможенной службой могут разрабатывать совместно предложения
по совершенствованию налогового и таможенного контроля, виды мер по выявлению и
предотвращению нарушений налогового законодательства, мероприятия по профилактике
правонарушений. Налоговые органы и таможенные службы совместно издают различные
приказы и распоряжения, инструкции, направленные на реализацию налогового контроля.
В современных условиях невозможна устойчивая экономика государства без
внешэкономичекой деятельности. А чтобы внешэкономическая деятельность не подорвала
экономику страны из — за ухода от налогообложения недобросовестных
налогоплательщиков, налоговые органы и таможенные службы должны эффективно
взаимодействововать. Лишь такое сотрудничество способно предупредить экономические
угрозы обществу [7, с. 220]. Взаимодействие налоговых и таможенных органов позволяет
комплексно подойти к сбору информации, разработке и принятию мер по выявлению
правонарушений, удается быстрее выявить правонарушителей.
Список использованных источников:
1. Налоговый Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 146 — ФЗ (с посл. изм. и доп. от 27 ноября
2017 г. № 361 — ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31, ст. 3824.
119
2. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61 — ФЗ (с посл. изм. и доп. от 27 ноября
2010 г. № 311 — ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22, ст. 2066.
3. Постановление Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 16 «О подписании
Соглашения об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами
государств — членов Евразийского экономического сообщества» // Собрание
законодательства РФ. 2002. № 3, ст. 230.
4. Коровяковский Д.Г. Правовые основы информационного взаимодействия налоговых
органов с таможенными и финансовыми органами субъектов РФ, МВД РФ с банками //
Бухгалтер и закон. 2009. № 5. С. 5 — 9. С. 7.
5. Лынник К.О., Минеева В.М., Петрова А.Д. Современные угрозы экономической
безопасности в России // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 63. С. 216 — 220. С. 220.
6. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных
органов. Практическое пособие / под ред. Н.О. Овчинникова. М., 2009. 125 с. с. 8.
7. Чухнина Г.Я. Взаимодействие налоговых, таможенных органов и полиции при
осуществлении налогового контроля // Вестник Волгоградского государственного
универсистета. 2012. № 2 (21). С. 173 — 180. С 174.
© Г.Р.Максимова 2017