По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. он был самым низшим видом лишения свободы и подразделялся по срокам: от трех недель до трех месяцев; от семи дней до трех недель; от трех до семи дней; от одного до трех дней. Порядок его отбытия зависел от сословного положения виновного. Так, не освобожденные от телесных наказаний или избавленные от них по особым постановлениям отбывали арест в помещениях при полиции, пользующиеся правами состояния — в тюрьме, дворяне и чиновники (лица, достигшие классных чинов на государственной службе) — при тюрьме, на военной гауптвахте, в собственных квартире или в домах того служебного ведомства, где они трудились.
Применялся арест за малозначительные преступления — недонесение о богохульстве, самоуправство и др. Из 2043 статей 304 назвали арест в качестве санкции. При невозможности применения он заменялся розгами. По Уголовному Уложению 1903 г. арест назначался на срок от одного дня до шести месяцев, а в случаях, оговоренных законом, до одного года. Осужденные содержались в арестных домах. Лица, приговоренные к аресту на срок свыше семи дней, могли по определению суда отбывать его по месту жительства. Офицеры — на гауптвахте. При этом осужденные на срок менее семи дней работали только по желанию, остальные трудились, выбирая себе работу, которая могла быть допущена в арестном помещении.
В первые годы советской власти термин «арест» употреблялся в ряде декретов, но обозначалось ли им лишение свободы или самостоятельное наказание — неизвестно. Наука уголовного права по‑разному толкует указанное явление. Так, одни ученые полагали, что в большинстве законодательных актов этого периода лишение свободы связывается с принудительными работами, поскольку других видов лишения свободы законодательство этого времени не знало.
Например, Е. Н. Зайцева считает, что «трудно дать научное объяснение установлению нового наказания в виде ареста. Он предусмотрен за преступления небольшой тяжести, и если он будет применяться, то как правило, к лицам, не представляющим большой опасности для общества. Арест будет применяться только в целях устрашения преступников, т. е. для юридического исправления.
Для содержания арестованных должны быть построены арестные дома. Если осужденные к аресту будут содержаться в общих помещениях, то это будут краткосрочные курсы повышения преступной квалификации, т. е. обмена опытом, знаниями, установлениями связей и т. п. Следовательно, арестованных нужно будет содержать в одиночных камерах. А это будет обходиться государству дорого с точки зрения экономики, и, конечно же, отрицательно скажется на физическом и психическом состоянии арестованных»[1].
Заметим лишь, что осужденные к аресту не могут содержаться в общих помещениях, поскольку в соответствии с. ч 2 ст. 69 УИК РФ на осужденных распространяются условия содержания, установленные для осуждения к лишению свободы, отбывающих наказания в условиях общего режима в тюрьме.
Осужденный ограничивается в свободе пользования гражданскими правами в полном объеме, однако не лишается их совсем, государство устанавливает определенный порядок их осуществления[2].
Ряд авторов считают, что в настоящее время вполне возможно применять уголовное наказание в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих. Справедливо отмечается в юридической литературе, что в настоящее время «имеются все возможности для исполнения нового наказания в виде краткосрочного уголовного ареста в отношении военнослужащих всех категорий и ведомств, что никаких противопоказаний к этому не имеется. Позиция авторов о допустимости в настоящее время введения ареста, на наш взгляд, не вызывает сомнения. В настоящее время он впервые включен в систему уголовных наказаний и состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества — помещениях камерного типа. Арест назначается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.
Администрация учреждения, исполняющего арест, вправе привлекать их к работам по хозяйственному обслуживанию помещений, предназначенных для лиц, отбывающих арест.
Военнослужащие содержатся на гауптвахте. Срок ареста в общий срок действительной службы и выслугу лет не засчитывается, осужденный не может представляться к очередному воинскому званию, назначаться на вышестоящую должность, переводиться к новому месту жительства и увольняться со службы, за исключением случаев непригодности к ней.
Арест — основная мера уголовного наказания, может быть назначен, когда указан в качестве такового (самостоятельно или в альтернативе с другими видами наказания) в санкции применяемой статьи УК[3].
Сроки ареста исчисляются в месяцах и днях. При назначении ареста осужденному, содержащемуся до судебного разбирательства под стражей, время этого содержания засчитывается из расчета день за день.
Наказание осужденных к аресту, а также лиц, которым это наказание назначено в порядке замены иного вида наказания, исполняют арестные дома. Арестные дома — учреждения уголовно — исполнительной системы и находятся в прямом подчинении ее территориальных органов.
Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, владеют, пользуются и распоряжаются имуществом уголовно-исполнительной системы, являющимся федеральной собственностью.
Арестные дома создаются, реорганизуются и ликвидируются территориальными органами уголовно — исполнительной системы по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством юстиции РФ.
Предельная численность осужденных, содержащихся в арестных домах, утверждается Правительством РФ в соответствии с санитарными нормами, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации. Положение об арестных домах утверждается Правительством РФ.
К таким условиям в качестве основного следует отнести создание в составе учреждений уголовно — исполнительной системы Министерства юстиции РФ арестных домов с соответствующей инфраструктурой, обеспечивающей их функционирование.
Поскольку осужденные к
аресту должны отбывать наказание в арестных домах, находящихся по месту своего осуждения,
их необходимо создать в каждом субъекте Российской Федерации и городах
федерального значения.
Лица, которым арест назначен в порядке замены иного вида наказания,
могут быть направлены для отбывания наказания в арестные дома другого субъекта
Российской Федерации. Решение о переводе осужденного в безопасное место или
других мерах, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного, принимает
начальник арестного дома по заявлению осужденного либо по собственной инициативе.
Под иными исключительными обстоятельствами, препятствующими дальнейшему нахождению
осужденного в арестном доме, следует понимать угрозу жизни и здоровью других
осужденных либо дестабилизацию деятельности учреждения, а также опасность возникновения
чрезвычайной ситуации. Порядок перевода осужденных из одного арестного дома в
другой определяется Министерством юстиции РФ.
[1] Зайцева, Е. Н. Цели наказания и средства их достижения в исправительных учреждениях: Дисс… канд. юрид. наук. — Краснодар, 1998.
[2] Бидова, Б. Б. Понятие, сущность и содержание ареста в уголовном праве России [Текст] / Б. Б. Бидова // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — с. 351
[3] Агаджанян, Э. М., Бидова Б. Б., Оссауленко С. Л. Уголовное право в схемах и определениях (общая часть):
Учебное пособие. — Кисловодск: УЦ «Магистр», 2015.