Порядок формирования Правительства РФ

Избранный Президент РФ формирует свою команду, и выдвигаемую кандидатуру на пост Правительства РФ не позднее двухнедельного срока представляет в Государственную Думу (ст. 111 Конституции РФ), либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой. Поэтому считается, что Правительство РФ имеет двойную подчиненность — перед Президентом РФ и Государственной Думой

Государственная Дума обязана рассмотреть выдвинутое предложение Президента РФ в течение недели, и утвердить, либо отклонить предложенного кандидата на пост Председателя Правительства РФ. Если Государственная Дума отклонит трижды предложенные Президентом РФ кандидатуры, то он вправе сам назначить Председателя Правительства РФ и распустить Государственную Думу, назначив новые выборы. Поэтому по праву считается, что кадровая инициатива принадлежит Президенту РФ.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным

Президентом РФ, Президент определяет структуру Правительства РФ, а также Председатель Правительства РФ вправе поставить вопрос о доверии к нему перед Государственной Думой. Если Государственная Дума выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ в течение 7 дней решает вопрос об отставке Правительства РФ либо о роспуске Государственной Думы и о назначении новых выборов.

Некоторые внутрисистемные отношения могут преобразовываться, изменяться и переходить во внесистемные. Кроме того, как уже отмечалось, органы исполнительной власти, созданные по предметам совместного ведения (Федерации и ее субъектов) имеют «вертикальное», «горизонтальное» или «двойное» подчинение.

Согласно функциям заместителей Председателя Правительства РФ, последние вправе исполнять его обязанности. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры утверждаются на должности Президентом РФ, по предложению избранного Председателя Правительства РФ, но за ними сохраняется право на отставку, а также они могут освобождаться от выполнения своих полномочий Президентом РФ.

Правительство создает и организует деятельность своего аппарата, федеральные и территориальные органы исполнительной власти, в том числе вправе назначать на должности заместителей министров, и иных руководителей федеральных структур – агентств, ведомств, комитетов, в том числе по представлению министров, и руководителей этих органов и организаций.

В целом следует сказать, что система исполнительной власти в Российской Федерации с учетом ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения субъектов РФ представляет собой единую систему исполнительной власти в РФ, формируемая с учетом соблюдения принципа федеративного устройства.

Нельзя не согласиться с выводом В.В. Лазарева: «следовательно, федеральные органы исполнительной власти, в том числе федеральные министерства и органы исполнительной власти субъектов РФ, по совместным предметам ведения являются элементами единой системы исполнительной власти в России и должны вступать во взаимоотношения как элементы одной системы. Такие взаимоотношения с полной уверенностью можно назвать системными, а если быть более точным в определении – внутрисистемными»[1]. Таким образом, при формировании Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти соблюдается государственная иерархия, единство и принцип федеративного устройства РФ, которые проявляются в формировании всего аппарата Правительства РФ, федеральных органов государственной исполнительной власти. Президент РФ фактически осуществляет кадровые назначения в Правительстве РФ.


[1][1]  Лазарев В.В. Государственное управление.  М.: Проспект, 2013. – С. 257 – 284.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *