Понятие, виды бенчмаркинга и принципы его проведения

Бенчмаркинг представляют собои сложное и многогранное явление, выступающее объектом изучения сразу нескольких наук: экономики, менеджмента, маркетинга и др. Различные его стороны нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Теоретические основы сущности бенчмаркинга, его особенностеи и общих закономерностеи развития заложили ведущие мировые специалисты по управлению качеством, а именно: К. Исикава (в рамках разработки методики улучшения контроля качества, 1949-1952 гг.), Ф. Кросби (в 1964 г. вводил программу “Нуль дефектов”), Э. Деминг (в 1950 г. по итогам цикла лекций по методам статистического контроля качества), Т .Тагути (В 40-е гг. работал над совершенствованием промышленных процессов и продукции), Дж. Джуран (в 1951 г. издал труд под названием “Руководство по управлению качеством) и др.

В отечественнои науке исследования бенчмаркинга нашли отражение в трудах И. С. Березина, Е. Н. Бачина, А. В. Воронцова , Д. В. Маслов, И. Н. Гераськина, В. В. Белянчев, Г. Л Багиев и др .

Родоначальниками бенчмаркинга как бизнес-технологии считают японцев, которые научились идеально копировать чужие достижения. В 1950-х годах они начали тщательно исследовать европейские и американские товары и услуги, выявляли их сильные и слабые стороны, а затем выпускали подобную продукцию по более низкой цене. При этом японцы успешно переносили технологии и ноу-хау из одной сферы бизнеса в другую

На Западе бенчмаркинг начали активно использовать в конце 1970-х годов. В это время продукция японских фирм начала вытеснять американские товары на внутреннем рынке. Американские компании стали искать причины резкой утраты своих позиций. Впервые бенчмаркинг был проведен в корпорации Xerox Робертом Кэмпом. Компания Xerox стала проигрывать по объемам продаж копировальных аппаратов японской компании Fuji. Чтобы разобраться в причинах неудач, топ-менеджеры Xerox отправились в длительную командировку в Японию. Они изучали не только технические достижения коллег, но и японскую систему организации труда, работу с персоналом, корпоративную культуру. Использование этого опыта позволило Xerox снизить издержки, повысить производительность труда и улучшить качество обслуживания клиентов. С тех пор бенчмаркинг стал частью бизнес-стратегии Xerox.

По опубликованным данным известной консалтинговой компании Bain&Co, за последние несколько лет бенчмаркинг вошел в тройку самых распространенных методов управления бизнесом, однако стоит учесть, что это характерно для крупных международных корпораций .

Как и большинство современных слов, относящихся к экономике и бизнесу, термин “бенчмаркинг” – англоязычный и не имеет как такового перевода на русский язык. В наше время существует множество трактовок данного понятия. Согласно одним исследователям — бенчмаркинг основан на базе коцепции конкурентоспособности, согласно другим – изучаемое нами явление есть не что иное, как результат японской бизнес – практики.

Согласно руководителю Глобальной сети бенчмаркинга др Роберту К. Кэмпу, бенчмаркинг представляет собой постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях.

Н. Воеводина и В. Толберг пришли к выводу что основой бенчмаркинга является идея сравнения по отношению как к предпринимателям – конкурентам, так и к передовым компаниям, действующих в других областях. Кроме того, исследователи отметили, что бенчмаркинг может также служить в качестве альтернативного метода стратегического планирования, в котором способ определения задачи базируется на проанализированных показателях конкурентов, а не достигнутых результатов самой компании .

Что касается видов бенчмаркинга, то в перечень основных входят:

1) внутренний бенчмаркинг – подразумевает сопоставление характеристик производственных единиц внутри организации с подобными в плане производственных процессов.

2) функциональный бенчмаркинг – сравнение отдельных функций нескольких компаний, ведущих свой бизнес в определенном секторе.

3) общий бенчмаркинг – сравнение нескольких отдельных функций в независимости от сектора, в котором компании ведут свой бизнес.

4) бенчмаркинг процесса – бенчмаркинг, занимающийся изменением отдельных показателей в компании для того, чтобы сравнить их с фирмами – конкурентами, опережающими по данным показателям.

5) ассоциативный бенчмаркинг – процесс, осуществляемый, скооперировавшимися на базе бенчмаркинга, фирмами.

6) глобальный бенчмаркинг – бенчмаркинг, занимающийся применением ассоциативного бенчмаркинга и увеличением доли стратегического бенчмаркинга .

Из функционального бенчмаркинга, выделяется HR- бенчмаркинг, так как первый применяется во всех сферах деятельности организации, в том числе и в управлении персоналом. Основная цель HR — бенчмаркинга – исследование ключевых показателей эффективности служб по управлению персоналом. HR-бенчмаркинг базируется на таких метриках, как затраты на оплату труда, затраты на обучение сотрудников, численность HR-службы и ее отделов, текучесть кадров, срок заполнения вакансии и др. Для всех показателей указываются минимум, максимум, среднее и медиана .

На Западе данный вид бенчмаркинга начал развиваться в начале 1990 – х гг. Что качается России, то бенчмаркинговые исследования в сфере управления персоналом все еще крайне редки. Основная трудность внедрения данного способа улучшения бизнеса заключается в получении информации о функционировании HR – служб в компаниях – конкурентах. Кроме того, ситуация осложняется в добавок недостаточной продуманностью технической обработки данных о персонале и отдельных HR — функциях, в связи с тем, что компаниями не ведется их автоматизированный учет .

На практике традиционный процесс проведения бенчмаркинга, как правило, по-прежнему проводится в форме индивидуальных проектов. Поэтому приведенные далее объяснения раскрывают рабочий поток процесса бенчмаркинга в ходе выполнения одного такого проекта.

1. Выявление области или темы (на основе стратегии)

2. Выбор группы бенчмаркинга (с одновременным участием сторонников и скептиков, сочетанием различных экспертов в области предмета исследования и, возможно, внешней поддержкой)

3. Выявление уже известной информации и пробелов в доступных знаниях

4. Выбор типа бенчмаркинга (совместный или конкурентный и т.п.)

5. Поиск и выбор партнеров по бенчмаркингу (компании)

6. Подготовка планов действий по восполнению недостающей информации (методы исследования, совместные посещения объектов, вторичные исследования, конкурентная разведка и т.п.)

7. Поиск знаний и обмен информацией с партнерами (нацеленность на передовые методы работы)

8. Анализ полученных результатов и подготовка рекомендаций в отношении изменений

9. Управление реализацией рекомендаций и изменениями

10. Мониторинг прогресса

Первые четыре шага процесса считаются этапом планирования. Они связаны с выявлением области исследования, типа бенчмаркинга и партнеров по бенчмаркингу. Этап анализа предполагает выполнение работ на месте с целью поиска подходящих компаний и сбора информации о них. Поскольку данный процесс носит общий характер, работу на этом этапе можно выполнять как в рамках совместного, так и конкурентного бенчмаркинга. Перед принятием решений об изменениях или улучшении необходимо проанализировать полученную информацию.

Хотя в описании процесса эти действия представлены в виде одного шага, очевидно, что реализация изменений в организации связана с огромной работой и предполагает множество собственных процессов. В текущем контексте предполагается, что рекомендации, полученные в процессе бенчмаркинга, передаются для использования в процессе реализации или управления изменениями. Это обеспечивает использование новой информации в качестве руководства к действию.

Итак, суть бенчмаркинга в том, что он помогает относительно быстро и с наименьшими затратами совершенствовать процессы функционирования той или иной организации. Он позволяет понять, как работают передовые компании и добиваться таких же или более высоких результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *