Понятие связной речи и ее значение в развитии детей дошкольного возраста

В логопедии под термином «онтогенез речи» понимается весь период формирования человеческой речи: начиная с момента появления начальных речевых актов до момента, при котором родной язык станет полноценным орудием общения и мышления [10].

Самооценка, активность, результативность социализации личности напрямую связаны с уровнем развития речи и умения грамотно излагать свои мысли. Связная речь представляет собой интеграцию фрагментов, которые обозначают одну определенную тему и несут единую смысловую нагрузку. У каждого человека заложены речевые задатки, которые активизируются с момента рождения и продолжают свое развитие по мере развития ребенка в онтогенезе. Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку верно развить имеющиеся у него задатки, в том числе и речевые.

А.Р. Лурия прослеживая онтогенез речевого высказывания у ребенка, пришел к выводу о том, что формирование речевого высказывания проходит различные этапы от появления изолированных слов, а затем изолированных самостоятельных фраз, до сложнейшего развернутого высказывания [42].

В.К. Воробьевой проведено исследование генетического развития связной речи. Установлено, что связная речь основывается на базе ситуативного общения и затем от диалога переходит к формам монологической речи: повествованию, а далее к описанию и рассуждению [11].

Как форма речи, диалог, состоит из реплик и воплощается в виде последовательно сменяющих друг друга вопросов и ответов, или в виде беседы нескольких участников. Диалог опирается на общность восприятия и ситуации общающихся, а также знание предмета общения.

Монологическая речь – это связная речь одного лица, ее коммуникативная цель – сообщение каких-либо фактов действительности [17]. Монолог представляет собой более сложную форму речи, служащую целенаправленности передачи информации. Характерные свойства данного вида речи: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания направленности на слушателя, ограниченное применение невербальных средств коммуникации, произвольности, развернутости, логической последовательности изложения.

А.А. Леонтьевым в концепции «речевого онтогенеза» процесс формирования речевой деятельности подразделен на ряд последовательных этапов: подготовительный (от рождения до года); преддошкольный (от года до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7 лет); школьный (от 7 до 17 лет) [40].

Рассмотрим особенности каждого этапа более подробно. Подготовительный период речи ознаменован непосредственным эмоциональным общением ребенка со взрослым, в этот период закладывается фундамент будущей связной речи [41]. Нормальное речевое развитие предполагает определенную последовательность в освоении звуковой формы языка и в развитии предречевых реакций и связана с криком, гулением, лепетом.

Первой голосовой реакцией ребенка является крик (плач), который активизирует артикуляционный, голосовой, дыхательный отделы речевого аппарата. У всех детей отмечается период гуления, сначала в 1,5 месяца, а далее – в 2-3 месяца малыш проявляет голосовые реакции в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, блъ, у-гу, бу и т.д., которые в последующем станут базой для становления членораздельной речи. По фонетическим характеристикам гуление у всех детей народов мира одинаково. Нормальное развитие предполагает, что постепенно гуление в 6–7 месяцев перейдет в лепет [41].

В 8,5–9 мес. лепет имеет модулированный характер с различными интонациями. Отметим неоднозначность этого процесса у всех детей: при снижении слуховой функции гуление «затухает», что часто является диагностическим симптомом. Значение периода заключается в том, что в процессе произношения звуков улучшается слуховое восприятие и совершенствуется артикуляционный аппарат, что дает возможность подражать звукам языка, которые ребенок слышит в речи окружающих. Усвоение звуковой стороны языка начинается с момента, когда язык начинает служить средством общения (понимание слов взрослых, обращенных к ребенку и первые самостоятельно произносимые слова). На базе изначально примитивного понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок, привлекает внимание к себе, подражая звукам и звукосочетаниям, произносимыми взрослым. Это имеет важное значение для развития речевого общения: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения [41].

Появление у ребенка первых слов знаменует окончание подготовительного этапа и начинается этап становления активной речи. У ребенка, как правило, в этот период появляются первые осмысленные слова, которые преимущественно выражают желание и его потребности. Начиная со второй половины второго года жизни слова начинают служить для него обозначениями предметов и с этого момента он начинает применять слова для обращения ко взрослому и с помощью речи получает возможность вступать в осознанное общение со взрослым. В этот период для ребенка слово имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из 2-х, а к двум годам из 3-х и 4-х слов.

Третий год жизни ознаменован быстрым развитием как понимания речи, так и активной речи, значительный скачок наблюдается в увеличении словарного запаса, усложнении структуры предложений. В этот период ребенок использует самую простую естественную и первоначальную форму речи – диалогическую. Диалогическая речь изначально прочно связана с предметной деятельностью ребенка и применяется для налаживания сотрудничества в рамках совместной со взрослым деятельности. Диалогическая речь заключается в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативная и ее смысловое содержание понятно лишь с учетом контекста той ситуации в которой она имеет место [41].

В преддошкольный период можно говорить о наличии отдельного подэтапа, который специалисты обозначают термином «физиологический аграмматизм». Этот отдельно выделенный подэтап характеризуется тем, что ребенок использует в общении предложения без соответствующего грамматического оформления составляющих их слов и словосочетаний [4].

В речи можно выделить следующие составляющие: ситуативную и контекстную. Монолог должен быть построен таким образом, чтобы партнеру по общению было понятно, о чем идет речь.

Дошкольники, в силу возрастных особенностей, не способны описать ситуацию, не уточняя конкретных действий. Взрослый, слушаярассказ с трудом понимает о чем идет речь, не зная контекста ситуации [11].

Завершая обзор отметим, что первоначально формируется ситуативная связная речь детей дошкольного возраста, но полностью исключать наличие контекстной составляющей не следует, в виду того, что такие моменты речи всегда взаимосвязаны.

По мнению Д.Б. Эльконина переход от ситуативной к контекстной речи возможен ближе к 4-5 годам и связан он с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно применять средства языка [55]. Происходит усложнение грамматической структуры речи, наблюдается большая развернутость и связность высказываний.

На дошкольном этапе наблюдается более интенсивное речевое развитие, у значительной части детей отмечается качественный сдвиг в объеме словарного запаса. В этот период у ребенка все более развивается навык слухового контроля над своим произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иначе говоря, речь идет о формировании фонематического восприятия. Центральной чертой данного жизненного отрезка является появление планирующей функции речи. В ролевых играх, игре – как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, появляются новые виды речи: инструктирующая участников игры; сообщение, повествующее взрослому о впечатлениях, которые получены вне контакта с ним. Речь указанных видов приобретает форму монологической [13].

Начало систематического посещения дошкольного образовательного учреждения приводит к тому, что у ребенка изменяется окружение и вместе с ним – форма речи. Начинает закладываться монологическая форма речи. Вся речь является связной, но ее формы меняются по мере развития ее носителя. Представленная ребенком связная речь – это умение рассказать так, что услышанное становится понятным на основе своего собственного содержания [18].

Дети среднего дошкольного возраста могут активно вступать в разговор, принимать участие в коллективной беседе, пересказать сказки и короткие рассказы, самостоятельно составленные по игрушкам и картинкам. Однако, верно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы сверстников они все же еще не умеют. Рассказы детей в значительной части случаев отображают образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально.

В период старшего дошкольного возраста начинается интенсивное овладение монологической. К этому периоду уже завершается процесс фонематического развития речи и ребенок усваивает морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка.

К концу рассматриваемого этапа развития речевой деятельности дошкольники в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически верно оформленной [17].

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий – основа совершенствования мыслительной деятельности (обобщение, умозаключение, высказывание суждений и умозаключений) [4].

На школьном этапе главной особенностью развития речи, в сравнении с предыдущим, является ее сознательное усвоение. Ребенок овладевает звуковым анализом, усваивает грамматические правила построения высказываний, при этом ведущая роль принадлежит новому виду речи – письменной речи [21]. Говоря об этапах формирования речи ребенка, мы обращаемся к периодизации, предложенной А.А. Леонтьевым, в которую включены подготовительный, преддошкольный, дошкольный и школьный этапы [40]. Рассмотрев последовательно все этапы, выделенные автором периодизации мы можем констатировать, что ознакомление ребенка с окружающим миром начинается с момента рождения и реализуется с помощью слова. Именно слово несет ребенку знание, сначала элементарное, потом все более глубокое. Таким образом, для полноценного речевого развития каждом ребенку необходима коммуникация и речевое окружение. Завершая рассмотрение параграфа отметим, что современный нормально развивающийся ребенок к 6,5-7 годам должен овладеть всей системой родного языка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *