Понятие словарно-орфографической работы

Одним из важнейших этапов на уроках русского языка в начальной школе  является словарно-орфографическая работа. Проблема формирования орфографической зоркости очень важна в современной школе. Грамотность учащихся снижается, несмотря на знание терминов и правил. Известно, что в русском языке много слов, которые не подчиняются правилам проверки, и для этого у школьников следует развивать такие виды памяти как: тактильная, зрительная, слуховая и эмоциональная. Изучению непроверяемых слов в начальной школе посвящено немало статей и книг. А сами авторы этих работ рассматривают разные подходы к данной проблеме.

Понятие «словарно-орфографическая работа» употребляется в ряду понятий  «словарная работа», «работа над словарными словами», «работа над словами с трудно проверяемыми написаниями», «работа над вариантами орфограмм», которые встречаются в теории методики (М.В. Ушаков, Н.С. Рождественский, А.В.Текучева, М.Т. Баранов, Н.Н. Алгазина, М.Р. Львов и др.); взаимосвязь и нечеткое разграничение данных понятий часто приводит к их смешению в школьной практике. Уточним сущность и определим степень названных понятий.

Словарная работа — понятие широкое, связанное с развитием речи учащихся,  заключающее в себе усвоение значений слов, их многозначность, переносные значения  и многое другое.

Существует мнение, что словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11 класс.

По мнению М.Р. Львова, «от словарной работы в плане развития речи следует отличать словарно-орфографическую  работу» [4, с. 190].  Под понятием «словарно-орфографическая работа, ученый подразумевает изучение правописания непроверяемых слов и трудных по написания, так же слова, малоизвестные школьникам.

По мнению М. Т. Бананова, словарно-орфографическая работа является одним из видов грамматико-орфографического направления словарной работы, и подразумевается  под словарной работой обогащение словарного запаса учащихся. [2, с. 237].

Проанализировав несколько источников словарной работы, можно утверждать, что словарно-орфографическая работа является одним из аспектов словарной работы, а именно работы по обогащению словарного запаса учащихся.  Кроме того, словарно-орфографическая работа связана с грамматико-орфографическими трудностями слов, однако среди источников нет единого мнения о необходимости понимать под сущностью и содержанием словарно-орфографической работы.  Считается, что необходимо выявить основную единицу для уточнения содержания такой работы. Единицей содержания словарно-орфографической работы в школе, по мнению педагогов, является слово с непроверяемым написанием и слово с трудно проверяемым написанием.

Под непроверяемыми написаниями в методике подразумеваются  написания, не регулируемые орфографическими правилами. В школе непроверяемые слова называют «словарными словами» Н.Н. Алгазина определяет их как «беспроверочные». По утверждению Н.Н. Алгазиной, непроверяемых («беспроверочных») написании встречается около 10% [1, с. 122].

Непроверяемые написаниями могут быть не только слова, но и буквенные написания: гласные (кОрзина,  чЕмпИон), согласные (заВтрак, гриПП), большие и малые буквы (город Москва), и небуквенные: слитное написание (вмиг, сверху), раздельные (на ходу).

Под трудно проверяемыми написаниями подразумеваются написания, подчиняющиеся правилам, но их проверка затруднена в связи с семантическими, фонетическими и грамматическими особенностями слов  (М.В. Ушаков назвал их трудными случаями в применении правил; Н.Н. Алгазина описала их как варианты орфограммы); по причине непонимания учениками значений слов, неумением подобрать однокоренные и проверочные слова.

Таким образом, можно сказать, что работа с непроверяемыми и трудно проверяемыми словами, является сущностью словарно-орфографической  работы. Первостепенная задача заключает в себе овладение правописанием таких слов учениками, следовательно, словарно-орфографическая работа имеет, прежде всего, орфографическую направленность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *