Понятие самооценки в психологии

Проблема самооценки является одной из сложнейших в психологии личности. В течение последнего времени особое внимание было акцентировано на вопросах генезиса, структуры и функций психической реальности, взаимосвязанной с самооценкой (Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б., Столин В. В., Чеснокова И. И. и др.).

Со стороны Е.Т. Соколовой и Е.О. Федотовой была отмечена сложность, возникающая у исследователей, предпринимающих попытки к ясному и отчетливому формулированию своих умозаключений и тех задач, которые связаны с данной сферой. Причиной тому служит широкий набор определений, используемых для описания самооценке. Изучая психологические литературные источники можно отметить, что круг определений, связанных самосознанием, самооценкой, самопознаниями, образами собственного Я, не наделен точными формулировками. В большинстве случаев, данные определения используются в качестве синонимов, но не позволяет установить их операциональную суть.

Скачать текст в WORD

Те подходы, которые применяются в процессе изучения представленной проблемы, объединены традиционным представлений о том, что самооценка и те функции, которые она выполняет, служит выражением самосознания. И.И. Чесноковой было отмечено, что ориентирование сознания на весь мир позволяет признать в качестве объекта саму личность. По сути, самосознание выступает восприятием со стороны личности тех образов, в которых она представлена. Соединение данных образов выступает представлением, включенным в состав собственного Я и отличающего одного субъекта от других. «Я» формируется именно тогда, когда количество образов, интегрируемых в представление, увеличивается [58].

         Самооценка выступает основой индивидуальности. За ее счет могут быть определены основополагающие жизненные начала, присущие человеку, имеющаяся у него система оценивания. Уровень самооценки способен оказывать влияние на процесс, при котором формируется стиль поведения людей, их жизнедеятельность. Это означает, что от самооценки зависят те направления, в которых будет развиваться субъект, а также динамика такого развития.

         Психологическая наука содержит классификацию самооценки. Изначально, она является общей и частной. При формировании частной самооценки, в качестве базы выступает ее общий вид. На частную самооценку воздействуют такие компоненты, как «Я — идеальное», «рефлексия» и «целеобразование». Нахождение человека в дошкольном возрасте свидетельствует о том, что представленные стадии формируются.

         Зарубежные литературные источники описывают самосознание с использованием понятия «Я — концепция», в качестве которого понимаются те представления, которые о себе имеет индивид. Самосознание, рассматриваемое со стороны своей структуры, представляет собой установочное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивное, аффективного и поведенческого. «Образ Я» — это описательный или когнитивной элемент «Я — концепции». Такое представление может иметь необходимое обоснование или признаваться необоснованным. В образ «Образ Я» входит все множество характеристик индивида (ролевые, психологические, статусные), описание его имущества, жизненных ролей. «Все они входят в «Образ Я» с различным удельным весом — одни представляются индивиду наиболее значимыми, другие менее. Контекст, жизненный опыт, влияние момента, могут стать причиной изменчивости значимости тех элементов, которые присущи самоописанию [28].     

         По мнению многих авторов, самооценка является той составляющей, которая демонстрирует отношение субъекта к себе. Любое самоописание будет базироваться на сильном личностном оценочном моменте. Это означает, что «Я — концепция» выступает не только констатацией субъектом тех черт, которые присущи ему, но и все совокупности характеристик, находящихся во взаимосвязи с переживаниями, возникшими по причине субъективной интерпретации человеком реакций, проявляемых со стороны иных субъектов на круг таких качеств.

         Авторы, являющиеся сторонниками учений о «Я — концепции», понимают под самооценкой такое отношение субъекта, которое проявляется им к себе. Возникновение данного отношения происходит постепенно. С течением времени оно становится привычным. Проявлением самооценки может стать одобрение, в том числе убежденность и значимость. Из представленного можно сделать заключение о том, что самооценкой является личностное суждение, указывающее на собственную ценность лица, выражаемую в индивидуальных его установках.

         С точки зрения психологии, самооценка служит позитивным отношением лица к тем факторам, за счет которых составлен «Образ Я». Она выступает условием развития у индивида таких чувств, как самоуважение, ощущение собственной ценности.

         Существует три компонента, наделенных относительно независимой логикой развития и находящихся во взаимосвязи: когнитивный, эффективный и поведенческий.

         За счет поведенческого элемента «Я — концепции» совершается отражение характера тех действий, возникновение которых вызвано «Образом Я» и самооценкой.

         Изучению эффективной составляющей самосознания осуществляется в гуманистической психологии, где изменение самосознания рассматривается как основная цель психотерапии. Лидер этого направления К. Роджерс усматривает главную причину психической дезорганизации в «инкогруэнтность» между «Я» индивида и его опытом. У каждого человека имеется представление о себе таком, который был бы «идеальным Я». В то же время существует представление и о реальном образе, основанном на собственном жизненном опыте и тех внутренних переживаниях и конфликтах, за счет которых «Я — реальный» и «Я — индивидуальный» сталкиваются. Наличие несоответствия («инкогруэнтности») между «Я», которое представляется человеку таким, которому он желает соответствовать и фактически существующим жизненным опытом, становится причиной возникновения у такой «инкогруэнтности» высокой распространенности, что может породить внутренний конфликт, напряженность неуверенность, неудовлетворенность [46].

         Западноевропейскими и американскими психологами самооценка представлена в качестве механизма, за счет наличия которого человек способен ориентироваться в окружающей социальной среде, совершается согласованность его внутренних требований к себе с существующим кругом внешних условий. Для социальной среды, при этом, характерно наличие враждебных характеристик. Данное мнение было представлено 3. Фрейдом и нейрофредистами (Хрони К., Фромм Э., Салливан Г.). Авторы делают акцент на том, что возникновение самооценки является следствием конфликта, сторонами которого являются внутреннее побуждение и внешний запрет. Возникновение самых сложных внутренних конфликтов, присущих личности, происходит по причине его переоценки и недооценки.

         Труд, представленный К. Левиным и его учениками указывает на наличие фактов при которых самооценка связана с успехом, достигаемым при выполнении определенных задач, осуществлением определенных заданий, собственного статуса в размере группы и пр.[21]

         С учетом мнения К. Роджерса, можно предположить, что главным элементом структуры личности является самосознание и самооценка. Автором сделан вывод о том, что за счет самооценки обеспечивается ориентация человека в рамках социальной среды. Его психологическая целостность во многом зависит от того, насколько гибкой является самооценка индивида и его способность к изменению системы ценностей за счет имеющегося опыта [38].

         Вопросы, связанные с самооценкой, были рассмотрены в аналитических работах, представленных рядом отечественных специалистов психологов: Б. Г. Ананьевым, И. С. Коном, В. В. Столиным, И.И. Чесноковой, Л. В. Бороздиной, О. А. Белобрыкиным и пр.

         Заключения, сделанные Б.Г. Ананьевым, указывают на то, что самооценка служит отношением человека к себе. Она возникает на более позднем этапе, нежели оценивание ситуации, предметов, людей. Данный элемент зависит от существующих образований и служит завершением в становлении структуры характера. За счет самооценки человек осуществляет саморегуляцию и контроль [1].

         Собственная концепция была представлена И.С. Коном. Он отводит отдельное место для самооценки в структуре «Я — образ». Данная структура трактуется автором в традиционном понимании. При формулировании уровневой концепции им применяются установки. В целом «Я — образ» — систем установок, каждая из которых обладает тремя компонентами: когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим. Низкий уровень «Я — образа» составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены сознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительный образ; и наконец, сам этот «Я— образ» вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей [28].

         Отечественные психологи широко изучили вопросы, связанные с проблемой самооценки. Особые достижения в этой работе сделала И.И. Чеснокова, являющаяся сторонницей учений о «Я — концепции». В ее понимании самосознание представлено в виде совокупности трех направлений: познавательного (в т.ч. самопознания), эмоционально-ценностного (отношение к себе), действительно-волевого (саморегулирование). Наибольшей эффективностью в данной структуре наделена самооценка. Эмоциональным направлением самопознания являются эмоциональные переживания, за счет которых определяется то отношение субъекта, которое у него имеется по отношению к «открытому» в самом же себе.[58]

Скачать текст в WORD

         У И.И. Чесноковой имеются предложения о рассмотрении частных самооценок, тех самооценок, которые возникают у личностей, участвующих в психическом мире. В то же время, имеется потребность в рассмотрении единой целостной самооценки, формируемой за счет выше представленных элементов.     Все компоненты, присущие самооценке, являются отражением уровня понимания личности тех особенностей, которые связаны с развитием, противоречивостью и неравномерностью самооценки. Определенная устойчивость, адекватность и зрелость характерна для каждого вида частной самооценки [58].

Л.В. Бороздиной самооценка представлена в виде специфической функции, осуществляющей самосознанием. Она позволяет реализовать те знания, которыми обладает субъект о самом себе. Фактически, субъект отвечает на вопросы о том, «что Я имею, чем обладаю?».

         Из этого можно сделать вывод о сути самооценки, представленной в виде позитивных или негативных установок, направленных в отношении объекта «Я», обладающего определенной специфичностью. Данный элемент позволяет установить, насколько развито у личности самоуважение, собственная ценность, позитивное отношение к тем составляющим, которые присущи его Я.          Формирование самооценки происходит лишь в том случае, когда личность, участвует в таком процессе. Не всегда самооценка совпадает с тем объективным оцениванием, которое дано в отношении такого субъекта. Установление уровня самооценки, адекватности, логичности и последовательности субъекта осуществляется исходя из тех реальных показателей, которые свидетельствуют о поведении личности и ее проявлениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *