Понятие налогового аудита

Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, стало одной из важнейших причин возрастания роли воздействия налогов на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги, как основной источник доходов бюджетной системы всех уровней, выступает решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения государством своих основных функций, как внешнего, так и внутреннего характера – политической, экономической и внешнеэкономической, дипломатической, социальной, экологической и т.д., в том числе – обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также материальной гарантированности прав человека и гражданина.

Налоговый аудит представляет собой одну из важнейших составных частей аудита любой организации, так как достаточно большое количество владельцев и руководителей компаний акцентируют внимание аудиторов на проверке именно налоговой составляющей своего бизнеса. Главный вопрос, интересующий клиентов аудиторских служб, заключается в том, действительно ли существующая в организации система налогового учета является оптимальной, и нет ли налоговых переплат. В качестве результата налогового аудита выступает предложение возможных вариантов оптимизации налогообложения, что в большинстве случаев повышает вероятность существенного снижения налоговых выплат, поэтому налоговый аудит позволяет организации обеспечить высокое качество ведения учета налогообложения, что является особенно важным с учетом предусмотренной законодательством значительной меры ответственности за совершаемые налоговые преступления.

В большинстве случаев инициатива проведения налогового аудита от предпринимателей исходит непосредственно перед осуществлением налоговой проверки, когда выявлению и исправлению поддаются лишь самые заметные ошибки, поэтому аудиторские организации рекомендуют проводить налоговый аудит периодически, время от времени, что позволяет найти решение большинства возникающих проблем в более конструктивном, штатном режиме. Кроме того, компания, ведущая периодический налоговый учет без существенных ошибок, не привлечет пристального внимания со стороны налоговиков, и, соответственно, будет подвергаться проверкам гораздо реже.

Проведение налогового аудита также имеет большое значение при планировании открытия нового бизнеса, когда от правильности определения налоговой нагрузки будущей организации зависит разработка стратегии ее поведения на рынке и принятие управленческих решений. В случае неверного расчета размера налогообложения могут возникнуть ошибки при определении ценовой и кадровой политик компании, что может привести к провалу проекта, даже потенциально эффективного, именно поэтому необходимо всегда полностью учитывать все налоговые затраты, которые понесет компания, а налоговое планирование должно стать неотъемлемой частью системы управления организации.

Учитывая объективную необходимость проведения качественного налогового аудита в деятельности любой организации, важно понимать сам процесс его проведения, что не представляется возможным без знания основ – истории его формирования и становления на различных этапах развития мировой экономической системы. Именно правильное понимание самой сути аудита налогообложения – объективной необходимости его появления в качестве отдельного направления контроля распределения части финансовых потоков организации – способствует осознанному восприятию механизма его действия в современных условиях, что соответственно, в значительной степени повышает вероятность его качественного проведения, и, как следствие, обеспечивает чистоту налоговой истории, что, несомненно, является важным для любой организации, стремящейся к достижению максимально возможной эффективности и результативности своей деятельности.

В качестве объекта исследования в данной работе выступает налоговый аудит: его осуществление на различных этапах его формирования в процессе развития мировой экономической системы, и, в особенности, в России, где акцентировать внимание на его выделении в качестве отдельного процесса контроля финансовых потоков организации начали сравнительно недавно. В качестве предмета можно выделить сущность и исторические особенности осуществления налогового аудита на различных этапах его становления и развития, вплоть до современного.

Главным аргументом выбора целей и задач исследования является необходимость определения сущности налогового аудита в историческом процессе его становления и развития, а также особенности совершенствования методики его проведения для формирования понятия о содержании и принципах аудита налогообложения в современных условиях.

Для того чтобы охарактеризовать понятие «налоги», обратимся к одному из ключевых источников, способному дать «законодательную» трактовку данного понятия, тому определению, ориентация на которое должна осуществляться в первую очередь при рассмотрении любого подобного вопроса – Налоговому кодексу Российской Федерации. Итак, «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»; т.е. налоги представляют собой сумму, отчуждаемую на основании законодательного права у организации или физического лица в государственный бюджет на принципах обязательности, что подразумевает неизбежное наступление последствий в виде установленных законом санкций для плательщиков в случае неплатежа, и безвозмездности, или предусмотренной законом материальной некомпенсации платежей. Для сравнения приведем также определение, представленное в учебном пособии кандидата экономических наук, профессора О. М. Лазуриной: «налог – это обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им денежных средств в определенных законом размерах и в установленные сроки». Мы видим, что данное определение, по своей сути, является сходным с приведенным в Налоговом Кодексе Российской Федерации за исключением того, что помимо принципов, которые лежат в основе взимания налогов как процесса осуществления экономического взаимодействия между государством и отдельными представителями общества, в чем как раз проявляется социальная сущность данного понятия, оно также содержит указание на закон в части установления размера данного платежа и необходимости срочности его уплаты, формируя, в совокупности с законодательным определением, более четкое представление об особенностях налога с организационно-правовой точки зрения на отношения между государством и обществом. Проявление экономической сущности данного определения заключается в осуществлении государством распределительной и перераспределительной функций в процессе частичного присвоения созданных обществом материальных благ, обеспечивая поддержание своей жизнедеятельности и сохранение равновесия в существующей в социально-экономической системы страны.

Теперь перейдем к рассмотрению определения понятия «аудит», для чего обратимся к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»: «аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». Иными словами, аудиторская деятельность представляет собой процесс контроля документального описания финансовых операций организации для своевременного выявления и исправления возможных ошибок и существующих недочетов в системе управления финансовыми потоками компании. Важно отметить, что акцент в данном определении стоит на принципе проведения аудита, выраженном в его независимости – главным образом, от субъективизма мнения проводящего его аудитора, – так как именно независимость проверки является гарантом наиболее полного выявления и описания существующих проблем в отчетности проверяемой организации.

Перейдем к рассмотрению определения налогового аудита. В законодательных актах не представлен конкретный термин, описание которого соответствовало бы характеристике данного понятия, поэтому попробуем самостоятельно охарактеризовать аудит налогообложения как экономическую категорию, используя приведенные выше определения налогов и аудита и взяв за основу определение, представленное в научной работе профессора М.С. Крячко, посвященной изучению вопроса актуальности методики проведения аудита налогообложения, существующей на данный момент: «налоговый аудит – комплексная независимая проверка налогового учета предприятия, правильности начисления и уплаты налогов, оценка налоговых рисков в деятельности предприятия». Иными словами, аудит налогообложения представляет собой процесс осуществления контроля и оценки существующей на предприятии системы налогового учета в целях обеспечения максимально возможной эффективности ее работы для снижения и, по возможности, сведения к как можно более низкому уровню присутствия в микроэкономической среде предприятия налоговых рисков – неточностей, возникающих в процессе осуществления исчисления и уплаты налогов в связи с недостаточностью содержания информации о данном виде аудита в законодательстве, в результате чего значительно увеличивается вероятность наступления самого нежелательного из возможных рисков – риска возникновения финансовых потерь организации. Именно налоговый аудит, с точки зрения профессора И. А. Майбурова, является тем инструментом, который способен обеспечить пользователей, заинтересованных в его результатах, которыми являются сама организация и налоговые органы, а также, косвенно, – государство, основанной на объективных суждениях, полной, достоверной и объективной информацией о правильности исчисления и уплаты налоговых обязательств в соответствии с нормами налогового законодательства. Конечный результат, который получают заинтересованные пользователи, – экспертное мнение о степени достоверности бухгалтерских и налоговых отчетов и сопутствующей документации, а также об организации системы налогового учета, что позволяет компании проанализировать эффективность управления налоговыми платежами и налогового планирования в целом, предупреждая штрафные санкции, связанные с нарушением законодательства, государство же в лице налоговых органов получает возможность контролировать обоснованность предоставления тех или иных налоговых льгот.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *