Понятие медиации

В условиях развития современного человеческого общества, когда происходят процессы модернизации и глобализация в мировой экономике, в правовых системах, особое место занимает правовое обеспечение инновационного развития общества и государства.

Такие изменения в экономике, политике, правовом регулировании невозможны без поддержания отношений в бесконфликтном состоянии. В современных условиях вести хозяйственную, общественно-политическую деятельность эффективно — это значит уметь вести диалог и договариваться с оппонентами. Во многих странах длительное время применяются медиативные технологии, которые берут свое начало от участия в разрешении конфликтов различного характера нейтрального лица. Как показывает опыт стран Европы, а также Австралии, Канады и США, участие профессионального посредника делает процесс разрешения споров очень эффективным. В глобальном контексте медиацию можно рассматривать как следующую ступень в развитии придуманных человечеством способов урегулирования конфликтов. [1]

Институт разрешения споров с участием посредника, известный во всем мире как медиация, появился более пятидесяти лет назад в США. В нашей стране, как отмечает Кузбагаров А.Н., легальная основа для применения медиации появилась с момента принятия АПК РФ. Данным кодексом было введено понятие «посредника» — лица, оказывающего содействие в урегулировании спора. При этом была закреплена обязанность судей разъяснять сторонам их право до разрешения спора в суде обратиться к посреднику (п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ).[2]

Законодательная инициатива о принятии Закона о медиации принадлежала Президенту РФ. Закон был принят 27 июля 2010 года. С его принятием созданы правовые основания для становления и развития медиации в Российской Федерации. С 01 января 2011 года — момента введения в действие Закона о медиации прошло более  пяти  лет.

Согласно данным Справки Верховного Суда РФ «О практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», проведенный мониторинг показал, что в 2011 году в 27 субъектах Российской Федерации были созданы организации (центры, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, общественные организации и т.п.), осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Таким образом, реализация Закона о медиации, его использование наблюдается по России в целом, а значит, требуется теоретическое исследование института медиации в целях формулирования предложений по совершенствованию законодательства.

Несмотря на то, что медиацию можно отнести к сравнительно новому явлению для российского права, в своем современном развитии от первых теоретических разработок до специального законодательного регулирования, она насчитывает примерно двадцать лет.

Носырева Е.И. полагает, что в России произошло становление этого нового правового института. Во-первых, в отношении медиации сформировалась относительно самостоятельная группа норм, которая включает в себя специальные нормы, содержащиеся в новом Законе о медиации, и нормы, включенные в ГК РФ, АПК РФ, в Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации». [3]

Помимо перечисленных законов нормы, относящиеся к регулированию медиации, содержатся в подзаконном акте — в Приказе Министерства науки и образования РФ от 14 февраля 2011 г. об утверждении Программы подготовки медиаторов.

Во-вторых, общественные отношения, возникающие в ходе медиации, для регламентации которых предназначена указанная совокупность норм, являются особыми, отличными от отношений, складывающихся при применении других несудебных или судебных процедур.

Предлагается рассмотреть вопрос о месте медиации в системе разрешения споров, для этого проанализировать виды способов разрешения споров, а также тенденции современного правового регулирования разрешения споров.

Урегулировать правовой спор возможно судебным и внесудебным способом. Судебный способ разрешения споров предполагает обращение за защитой своих прав к национальным судебным системам и международным судам.

Внесудебный способ представляет собой систему взаимосвязанных действий сторон и иных лиц по рассмотрению возникшего спора, направленных на его урегулирование или разрешение с использованием примирительных или иных не запрещенных процедур. Такое разрешение спора осуществляется на основании добровольного волеизъявления сторон.

Законом о медиации регламентировано, что такое «процедура медиации», при этом само понятие «медиация» не рассматривается.

В отечественной научной литературе относительно определения понятия «медиация» нет единого мнения. Д.Л. Давыденко считает, что «медиация- это переговоры между участниками спора под руководством нейтрального посредника, который не имеет права выносить обязательного для сторон решения» .[4]

И.В. Решетникова понимает под медиацией форму примирения сторон, в ходе которой нейтральное лицо, избранное добровольно сторонами переговоры. [5]

О.В. Аллахвердова определяет медиацию как «процесс переговоров, в котором медиатор (посредник) является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих (всех) сторон соглашению, в результате выполнения которого конфликт между сторонами будет урегулирован» . [6]

Из выше сказанного следует, что исследователи используют концептуальный подход, акцентируя внимание на содержании процедуры, а именно на содействии нейтрального лица переговорам сторон, или же на результате медиации, то есть достижении взаимовыгодного решения.

Законом процедура медиации определена как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, медиатор — независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Законодатель использует «медиацию» и «посредничество» как тождественные понятия, в связи с этим следует рассмотреть, что же такое «посредничество» и его соответствие целям и задачам медиации в целом. [7]

Посредничество было одним из первых способов урегулирования споров еще до появления государства. Источником посредничества являлись философия и религия, и его существование было естественным и закономерным для общества. Посредниками при разрешении спора, как правило, были наиболее уважаемые и авторитетные члены общины. Сама процедура никак не регламентировалась.

Развитие правового регулирования общественных отношений привело к обобщению и систематизации обычаев по примирению и посредничеству.

Посредничество при урегулировании споров часто использовалось в средне­вековой Европе. Например, институт мировых посредников более 180 лет существует в Германии. Во Франции примирительные процедуры использовались в XVIII веке в качестве альтернативы судебному процессу. В обществе того времени распространялись идеи, согласно которым найти «храм правосудия» можно, только преодолев «храм согласия».[8]

В России нормы, регламентирующие процедуру примирения сторон, можно найти в Уставе судопроизводства торгового и в Уставе гражданского судопроизводства.

Таким образом, медиация в правовом смысле нетождественна посредничеству. Во-первых, стороны, желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации, совместно и добровольно решают обратиться к независимому лицу.

Во-вторых, стороны обращаются к медиатору потому, что сами не могут определить объем взаимных прав и обязанностей в конкретном правоотношении.

В-третьих, они преследуют цель достичь приемлемого для обеих сторон объема прав и обязанностей, что предполагает определенные компромиссы.

В-четвертых, медиатору запрещено действовать в интересах одной стороны или другой. Задача медиатора давать практические советы, правовые, экономические консультации, прогнозировать развитие событий, направлять переговоры сторон в нужное русло.

В-пятых, у медиатора никогда в результате применения медиации не возникнет никаких прав и обязанностей по отношению к сторонам или одной из них, он в материально-правовом смысле лицо незаинтересованное.

Рассмотрев подходы к определению медиации, ее соотношение с посредничеством, принимая во внимание понятие, используемое в Законе о медиации, считаем, что медиация представляет собой процесс урегулирования правового спора между сторонами с участием независимого физического лица (или лиц), осуществляющего свою деятельность на профессиональной или непрофессиональной основе.

Процедура медиации состоит из переговоров сторон и деятельности медиатора. Это содержание медиации. Калашникова С.И. подчеркивает, что «указанные компоненты являются обязательными, реализуются по определенным правилам и только вместе образуют особый способ урегулирования споров — медиацию» .[9]


[1] См.: Stitt A. Mediation: a practical guide. Routledge Cavendish, 2004. P. XV.

[2] Кузбагаров А.Н. Примирение сторон по конфликтам частно-правового характера. Научное издание. СПб.: ООО «СТАТУС», 2010. 320 с.

[3] Носырева Е.И., Стернин И.А. «Посредничество» или «медиация»: к вопросу о терминологии // Третейский суд. 2007. № 1. С. 10.

[4] Давыденко Д.Л. Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах. М., 2006. С. 42.

[5] См.: Решетникова И.В. Право встречного движения. Посредничество и российский арбитражный процесс // Медиация и право. Посредничество и примирение. 2007. № 2 (4). С. 35.  

[6] Аллахвердова О.В. Школа посредничества (медиации) // Третейский суд. 2006. № 2. С. 177

[7] См.: Носырева Е.И., Стернин И.А. «Посредничество» или «медиация»: к вопросу о терминологии // Третейский суд. 2007. № 1. С. 10.

[8] Кадье Л. Примирительные процедуры во Франции: традиции и современность // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2007. № 6. С. 541.

[9] Калашникова СИ. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. М.: «Инфотропик Медиа», 2011 // СПС «Гарант Эксперт».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *