Понятие и сущность стратегического аудита, функции его осуществления

В СССР в условиях плановой, централизованно управляемой экономики не было необходимости в самостоятельном финансовом контроле. Такой контроль в полной мере замещала система ведомственного и вневедомственного контролей, которая была сосредоточена непосредственно на нахождении упущений, всевозможных ошибок и злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также принятии мер по наказанию виновных лиц.


 

Для формирования теоретической основы стратегического аудита необходимо, прежде всего, рассмотреть сущность понятия «аудит».

Логика существования аудита как экономической категории выстраивается в пределах институциональной теории. Деятельность фирмы возможна только в пределах институционально оформленных прав собственности. Это подразумевает не только потребность в разделении авторитетных полномочий между собственником и управляющим, но также создание соответствующих механизмов надзора за выполнением таких полномочий. Столкновение интересов собственников и управляющих может быть решено с помощью надзора за работой всех менеджеров. Такая форма надзора, которая, прежде всего, обеспечивает сохранность собственности, и легла в основу термина «аудит»1.

Предпосылкой создания аудита в Российской Федерации было преобразование состава управления народным хозяйством, прекращение деятельности отраслевых министерств и причастной к ним системы ведомственного контроля. В настоящее время аудит в России кардинально преобразуется, что связано непосредственно с постоянными сдвигами объективных условий совершенствования субъектов хозяйствования, таким образом, сущность аудита как практической деятельности пополняется все новыми направлениями и подходами к изучению.

Важно отметить тот факт, что сегодня в нашей стране еще не до конца изучены возможности регулирования, экономически-правовые механизмы, институты внешнего и внутреннего аудита организаций. К тому же в полной мере нет понимания особенной важности проведения данной деятельности. А ведь именно аудит позволяет оценить разрабатываемую политику компаний, определенные процедуры функционирования фирмы. Потому, что зачастую персонал не понимает или попросту не в полной мере реализует поставленные перед ними задачи. К тому же представители руководящих должностей зачастую не всегда имеют достаточное количество инструментов проверки работы персонала. Все это ведет к появлению нежелательных результатов и определенных отклонений в деятельности всей структуры компании.

В свете описанных проблем и появляющихся отклонений, компании часто прибегают к использованию услуг внутреннего аудитора, в функционал которого, так или иначе, входят задачи по управлению фирмой.

Позднее Счетной Палатой Российской Федерации вводится новый вид контроля – стратегический аудит, прямое назначение которого оценивать качество стратегий и проектов, их выполнение и эффективность. Он является одной из составных частей аудита в Российской Федерации.

26 марта 2012 года состоялось заседание подкомитета по финансовому контролю Комитета Совета Федераций по вопросам бюджета и финансовым рынкам, на котором с основным докладом выступил на тот момент являющийся заместителем председателя Счётной палаты РФ Валерий Павлович Горегляд.

«Счетная палата развивает современные виды контрольной деятельности и нуждается в законодательном обеспечении соответствующей работы», – отметил он. «Мы продолжаем внедрять принципиально новый вид государственного контроля – стратегический аудит, – рассказал В. Горегляд. – Главная задача – комплексная оценка реализуемости проекта, его эффективности и результативности с учетом имеющихся ресурсов и существующих рисков». «Здесь нас существенно сдерживает отсутствие до сих пор закона о государственном стратегическом планировании, – обратил внимание заместитель главы Счетной палаты. – Работа по законопроекту ведется довольно давно, но пока он так и не принят». По этому поводу Валерий Павлович Горегляд призвал сенаторов «активизировать работу в этом направлении».

Стратегический аудит есть важнейшая форма внутреннего контроля. Он также является неотъемлемой функцией управления организацией, позволяющей оценить качество и жизнеспособность разработанных стратегий на предприятии. Данная функция управления осуществляется на основании установленных норм права.

Огромное количество определений термина «стратегический аудит» существует в наше время в экономике. Одно из типичных определений звучит так: «Стратегический аудит – это тип управленческого аудита, рассматривающий будущее корпорации в целом и обеспечивает совокупную оценку корпоративной стратегической ситуации»1. Можно сделать последующий вывод о том, что стратегический аудит есть неотъемлемая часть аудита, целью которого является оценка эффективности стратегии текущей хозяйственной деятельности организации с учетом изменений ее внутренней и внешней бизнес-среды.

Основоположник стратегического менеджмента И. Ансофф под стратегическим аудитом понимает уровень слаженности политики со стратегическими ресурсами, стратегическим внешним климатом и положением организации1. Ф. Котлер – инструментарий сбора важной информации, используемой при разработке конкретных целей и стратегии бизнеса2. И.В. Алексеева, в свою очередь, предлагает рассматривать под стратегическим аудитом оценку степени соразмерности стратегии, разработка и реализация которой проводится на основании данных, сформированных в пределах учетно-аналитической системы коммерческой организации с учетом условий микро- и макросреды и ресурсного обеспечения3. И.Н. Богатая рассматривает стратегический аудит как оценку стратегических условий функционирования коммерческой организации, ее бизнес-идей и их реализацию с использованием стратегического анализа4. И.Н. Емельянова полагает, что стратегический аудит – «это определенная методика, позволяющая провести оценку ресурсной обеспеченности и реализуемости объявленных планов, а также охватывающая сбор, проверку и исследование точной стратегической (прогнозной) информации, включающей данные, которые в свою очередь формируются при помощи учетной и неучетной системами компаний»5. Другой не менее известный автор, И.В. Алексеева, трактует стратегический аудит как оценку степени адекватности учетной системы, основывающейся, исходя из полученной информации, которая впоследствии будет принимать во внимание воздействие внешних факторов макросреды6. Есть также еще одно мнение, в соответствии с которым стратегический аудит можно трактовать как сопутствующей аудиту услугой, которая проводится с целью определить надежность, реалистичность и допустимость использования прогностической информации, а также корректность ее подготовки на основании принятых предположений и адекватность ее представления1.

Мы, разделяя данные позиции, можем предположить, что на концептуальном уровне стратегический аудит необходимо рассматривать как важное связующее звено между стратегическим управлением и процессом контроля, главной установкой которого является формирование информационного массива, необходимого для обоснования управленческих решений, а в отдельных случаях – как выработку таких решений на условиях альтернативных вариантов.

В целях установления сути стратегического аудита следует в комплексе изучить эволюцию его развития и формирования.

Согласно своей природе стратегический аудит появился как механизм обеспечения эффективности стратегий и включал в себя полный диапазон способов. Данные способы позволили дать оценку результативности стратегии и своевременно подкорректировать её в случае необходимости. Они широко использовались предпринимателями всех времен и народов, владевшими стратегическим мышлением. Применяемые в пределах стратегического аудита способы в настоящее время поддерживаются с помощью целого комплекса методов современного стратегического анализа2. Далее исследуем используемые в пределах стратегического аудита приемы.

Первый способ заключается в оценке сформулированных в пределах стратегии вопросов, направленных на результат установленной цели. Наравне с оценкой четкости, понятности цели, оцениваются беспрерывность и последовательность тактического подбора задач, их количественная оценка во взаимной увязке с изменяющейся внешней сферой.

Второй способ подразумевает оценку поддержки инициативы с помощью оценки независимых операций и заключений, принимаемых с целью реализации стратегии.

Третий способ подразумевает оценку действенности концентрации ресурсов в необходимый период в необходимой области. Для таких целей сегодня используются методы конкурентного анализа.

Четвертый способ подразумевает оценку эластичности стратегии и состоит в оценке способностей резервирования и оперативности применения внутренних резервов компании.

Пятый способ состоит в оценке скоординированности и ответственности управления компании. Этот период сопряжен напрямую с оценкой концепции внутреннего контроля, и, прежде всего, контрольной сферы.

Шестой способ состоит в оценке безопасности ключевых ресурсов и жизненно значимых систем народнохозяйственного субъекта. Этот способ непосредственно взаимосвязан с четвертым и пятым, так как применение резервной системы, эффективная система внутреннего контроля содействуют безопасности основных ресурсов и жизненно значимых систем субъекта.

Седьмой способ – анализ внеплановых операций. Исполняется с помощью сопоставления предполагаемых и фактических реализованных операций.

Отмеченные выше способы применялись уже давно предпринимателями, но термин «стратегический аудит» для их обозначения никак не использовался.

Первая практика использования стратегического аудита имела место в госсекторе. Вышерассмотренные способы начали комплексно использоваться на уровне страны и приобрели наименование стратегического аудита. В соответствии с чем, стратегическим аудитом именуют регулярную оценку текущего состояния стратегической ситуации экономики страны. Аудированию могут быть подвергнуты: различные виды стратегий, цели и проблемы, которые реализуются в их рамках; установленные, принимаемые или предполагаемые к осуществлению стратегические решения. Изучение применения стратегического аудита в госсекторе говорит о всеобъемлющем использовании в его рамках способов и методов стратегического анализа.

С принятием закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 целевые установки аудита сместились в сторону удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности и его использования в качестве инструментария риск-менеджмента и финансового менеджмента. Известные российские ученые и специалисты в области аудиторской деятельности Гутцайт Е.М. и Голованов О.В. отмечают, что аудит по праву считается неотъемлемым элементом рыночной экономики, обеспечивающим принятие различных оперативных и стратегических решений, и с этим трудно не согласиться1. Рассмотрим далее функции стратегического аудита.

Стратегический аудит реализуется на базах организационных, технических, экономических, финансовых и других документаций и осуществляет, в свою очередь, следующие функции:

снижение предпринимательских рисков пользователей финансовых прогнозов;

нахождение вовремя неблагоприятных явлений в прогнозах финансово-хозяйственной деятельности исследуемой фирмы;

подтверждение безошибочного определения исходных данных, которые включены в прогнозную отчетность;

подтверждение точности оценивания статей отчетности и определение соблюдения методологических принципов формирования ее показателей;

разработку рекомендаций для принятия решений по результатам проведения стратегического аудита.

Итак, стратегический аудит охватывает и аудит стратегических условий, т.е. исследование и контроль за всеми факторами влияния на функционирование организации, а также аудит бизнес-идей, подразумевающий в свою очередь возможность по определению эффективности и целесообразности инвестирования денежных средств в создание нового бизнеса. В процессе проведения стратегического аудита происходит оценка результатов комплексного анализа, который проводит сама фирма, а также происходит выбор и осуществление стратегии. Помимо всего прочего, при применении стратегического аудита проводится анализ эффективности деятельности организации, осуществляется портфельный анализ, аудит капитала и т.п.

Теоретические основы стратегического аудита основываются на анализе и резюмировании вопросов терминологии и систематизации стратегического аудита и путях их решения, установлении роли и позиции стратегического аудита в системе аудита в целом.

Предназначением стратегического аудита следует определить предоставление собственникам, инвесторам, высшему менеджменту организации актуальной информацией о состоянии и изменении главных параметров деятельности, характеризующих факторы и источники улучшения эффективности деятельности фирмы и увеличении ее прибыли. А также данными о подлинности информации в прогнозируемой и стратегической отчетности, финансовой (бухгалтерской) отчетности, прочей информацией, раскрываемой в финансовой, коммерческой, корпоративной отчетности об эффективности деятельности системы управления и внутреннего контроля.

На сегодняшний день методика изучения стратегического аудита все еще на этапе становления. И.В. Алексеева пишет о четырех базовых этапах развития стратегического аудита, которые изображены на рисунке 1.

Сегодня аудит претерпел заметные изменения по сравнению с тем, каким было его предназначение прежде. Некоторое время назад главной задачей аудита была проверка правильно ли ведется бухгалтерская отчетность комании, а сейчас с помощью аудита можно решить целый комплекс задач. Подвести такой итог можно благодаря тому, что современные владельцы бизнеса проявили высокую потребность во владении информацией. Сейчас им необходимо не только анализировать результаты хозяйственной деятельности конкретной фирмы или предприятия, пользуясь при этом аудиторскими заключениями, но и быть на шаг впереди, им важно попробовать сделать шаг в будущее этой фирмы, с целью предугадать перспективы ее развития. Здесь в качестве примера можно привести ситуацию, когда инвесторам необходимо знать помимо текущего положения дел рассматриваемого для инвестиций бизнеса, еще и его выгодность для них в ближайшие несколько лет. Ведь если бизнес не будет приносить инвесторам прибыль, то и нет необходимости в его приобретении.

Рисунок 1 – Этапы эволюции стратегического аудита1

Из этого примера следует резюмировать, что современному аудиту потребовалось изменить свое направление с формальной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности на комплексный и углубленный анализ бизнеса. Такой анализ проводится с помощью стратегического аудита.

Что касается системного проведения стратегического аудита на практике совместно с другими видами аудита, а именно с аудитом эффективности или финансовым аудитом, то оно позволяет повысить качество управления общественными ресурсами. Если речь идет о стратегическом аудите на государственном уровне, то, например, его применение вместе с финансовым аудитом позволит органам государственного контроля охватить всю группу использования средств, предоставленных из бюджета: от начала создания проекта до получения окончательного результата.

Реализация крупных, требующих много ресурсов и долговременных проектов должна начинаться с экспертизы их влияния на инфраструктуру, их результативность, обеспеченность ресурсами и т.п. Если же заниматься реализацией «плохих» проектов, то это, несомненно, растрата материальных и финансовых ресурсов. Реализация такого типа не принесет пользу обществу, а лишь потратит деньги, выделенные из государственного бюджета.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) обязана следить за тем, чтобы растраты такого типа не происходили. Также необходимо контролировать, чтобы финансирование таких проектов было направлено на достижения главных для страны и региона целей. Необходимо согласовать внутрирегиональное и общероссийское объединение поставленных задач. Следует добиться того, чтобы проекты, которые планируют начинать, были сбалансированы с другими проектами, воздействующими на развитие в определенном регионе.

Стратегический аудит способен предоставить значительную помощь в аудите тех или иных проектов с государственным участием, а также в оценке их эффективности для конкретного региона и страны в целом.

Счетная палата и региональные контрольно-счетные органы, безусловно, должны тоже принимать активное участие в экспертизе перспективности и ресурсной обеспеченности планируемых проектов, организации контроля их результативной реализации, обращая при этом большое внимание на проблемы законности, рациональности, а также эффективности использования бюджетных средств1.

Счетная палата РФ и по сей день активно вводит в практику стратегический аудит с целью повысить социально-экономическое развитие, а также в полной мере обеспечить национальную безопасность страны. 21 марта 2011 г. была проведена коллективная Конференция Счетной палаты РФ и Всемирного банка по теме «Стратегический аудит в условиях перехода к программному бюджету и контрактной системе», на которой был подписан Меморандум о взаимопонимании. Данное соглашение имеет большое значение, он предусматривает необходимость информационного обмена в сфере оценки эффективности и целенаправленности использования национальных ресурсов, а также возможности реформирования и создания новых показателей экономики государства, финансового мониторинга платежной системы, аудита финансовой отчетности и т.д.

На сегодняшний день стратегический аудит служит основной функцией высших органов финансового контроля стран большой двадцатки G20. Государственный финансовый стратегический аудит представляет собой, с одной стороны, особый вид контроля, который, в свою очередь, направлен на нахождение соответствия расходованных финансовых ресурсов уровня достижения определенных стратегических целей, и с другой стороны, – инструмент управления, который позволяет анализировать, оценивать и впоследствии вносить корректировки в принятые стратегические решения.

Проведение стратегического аудита содержит широкий комплекс федеральных и региональных вопросов. Счетной палате необходимо проводить его вместе с КСО регионов, где реализуется проект. Стратегический аудит обязан войти в практику деятельности КСО, т.е. явиться эффективным инструментом повышения результативности управления развитием различных регионов РФ в социально-экономической сфере1.

Немаловажную роль приобрел стратегический аудит и на государственном уровне. Сегодня именно он является ключевым и неотъемлемым инструментом функционирования многих органов государственной власти.

Стратегический аудит на государственном уровне – это оценка соотношения показателей с возможностью достижения поставленных целей, которые были установлены государством.

Введение стратегического аудита подразумевает переключение годового объектного планирования на проектный аудит на лаге 3−5 лет, включая в себя оценку воплощенности, извлеченных результатов и их дальнейших последствий. Для стратегического аудита необходима новая система показателей и новые организационно-методические решения, которые будут затрагивать все стадии проектирования, осуществления планов и аудита на основании последних итоговых результатов. В качестве показателей представлен стратегический норматив системной динамики развития субъекта РФ, определенный как порядковое соответствие темпов изменения его ключевых показателей1. Предложенный норматив можно применять в качестве критерия оценки результативности исполнения государственных программ в процессе осуществления государственного финансового стратегического аудита.

Элементы системы государственного финансового стратегического аудита изложены ниже в таблице 1.

Таблица 1

Элементы системы государственного финансового стратегического аудита

Название элемента

Характеристика элемента

Объекты

Национальная безопасность, стратегическое направление государственной политики, результаты крупных государственных программ и системных реформ, деятельности ведомств, отвечающих за их осуществление.

Предмет

Стратегическая позиция получателя бюджетных средств и среда его деятельности, варианты достижения стратегических целей и их финансового обеспечения.

Главная цель

Совокупная оценка:

а) системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития;

б) вероятности достижения в конкретные сроки стратегических целей и приоритетов государственной политики с учетом оценки ресурсных возможностей, а также имеющихся рисков и допустимых при этом последствий.

Задачи

оценить качество стратегий государства и его субъектов;

провести анализ взаимосвязи систем стратегического и территориального планирования;

оценить динамику и уровень достижения основных показателей, целевых индикаторов стратегических программ;

оценить варианты соответствия использования государственных средств установленным стратегическим целям развития государства и его субъектов на средне- и долгосрочный промежуток времени;

оценить согласованность стратегических, промежуточных и тактичных целей.

Название элемента

Характеристика элемента

Этапы проведения аудита

оценка правомерности и правильности стратегических планов и программ, рациональности их осуществления;

оценка эффективности образования и применения государственных ресурсов с точки зрения осуществления в определенные сроки стратегических целей и приоритетов государственной политики;

получение доказательств уровня достижения ключевых показателей, целевых индикаторов и подготовка на их основе комплексных заключений.

Методы аудита

исследование перспективности и обеспечения ресурсами запланированных проектов;

стратегический анализ (SWOT-анализ) социально-экономического развития государства и его субъектов;

сценарный метод прогнозирования траекторий достижения стратегических целей;

программирование, бюджетирование.

Содержание отчета

Оценка степени и динамики достижения стратегических целей государственных программ.

Форма выводов и рекомендаций

Изменение государственных программ и стратегических целей с целью повышения эффективности применения ресурсов в контексте общенациональных стратегических приоритетов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *