Понятие и сущность рыночной среды компании

Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления. Развитие дисциплины обусловлено ускоряющимися темпами изменения внешней среды организации. Возрастающая частота событий, происходящих вокруг организации, значительно превосходит скорость ответных реакций. В этих условиях разработка стратегии становится необходимым условием устойчивого роста.

Концепции и модели стратегического менеджмента позволяют ускорить процесс рассмотрения стратегических альтернатив, сформировать долгосрочные цели организации и создать систему стратегического управления и контроля.

Стратегический подход в управлении организации начали использовать еще в начале 20 века. Сам же термин «стратегия» вошел в менеджмент только в середине 1950-х годов. Однозначное определение стратегии сформулировать очень сложно. Авторы, рассматривая стратегию с разных сторон, порой дают весьма различные определения. Г. Саймон определяет стратегию как определение долгосрочных целей и задач предприятия и утверждения курса действий. Согласно его определения, разработанные цели подлежат пересмотру только при изменении условий среды функционирования организации.

Стратегическое видение должно быть:

— коллективным (создано в результате групповой процедуры);

— краткосрочным (оно должно послужить основой для быстрой разработки проектов и после этого потерять актуальность);

— стандартным (в организации должны быть наработаны шаблоны выводов из полученной оперативной информации и опережающих моделей по функциям и направлениям деятельности);

— объемным (опираться на факторы, а не на беспорядочно подобранные переменные);

— не слишком точным и подробным (обработанным «бритвой Оккама»).

Сегодня перед предприятиями стоят такие актуальные задачи, как:

— исследование рынка и выявление требований потребителей;

— определение целей развития;

— согласованность потребностей и возможностей предприятия;

— налаживание эффективных связей с партнерами;

— обеспечение конкурентоспособности предприятия при разработке и реализации современных подходов;

— определение мероприятий по ускорению темпов своего развития, формирование прибыли в процессе деятельности предприятия.

Ключевым элементом стратегирования на предприятии является составление стратегии развития организации, которая способствует аккумуляции имеющих ресурсов в рамках развития приоритетных для фирмы направлений движения, помогает определить те самые точки роста, которые необходимо развивать для обеспечения устойчивого развития всей компании .

Масштабные исследования в области формирования стратегий предприятия относятся к концу 40-х и началу 50-х годов ХХ века, изучением данной проблемы занимались такие исследователи, как И. Анософф, И. А. Бланк, П. Друкер, Д. Таргет, М. Портер, Э.А. Уткин и многие другие.

Существует целый ряд подходов, характеризующих содержательный аспект определения стратегии развития, так П. Друкер определяет стратегию как определенный способ реализации положений теории бизнеса в рамках практической деятельности, целью которой является обеспечение вероятности достижения конкретных положительных результатов, именно благодаря стратегии осуществляется поиск и рациональное использование имеющихся у субъектов возможностей .

Из другой точки зрения, некоторые определяют стратегию развития предприятия как совокупность долгосрочных целей, данный подход понимает под стратегией различные методы и сам процесс выбора целей.

Также стратегия развития предприятия выступает в качестве своеобразного способа создания целого ряда конкурентных преимуществ, зачастую это определенный алгоритм решений, являющихся движущей или формирующей силой большинства предпринимаемых организацией действий .

Как правило, стратегия развития предприятия выступает в качестве трехуровневой системы, которая включает в себя миссию (или иначе стратегическую цель) развития предприятия, стратегические направления развития фирмы и стратегические действия .

Стратегические направления развития фирмы формулируются как определенные целевые требования, которые необходимо удовлетворять с целью обеспечения возможности достижения поставленной стратегической цели, стратегические действия — это совокупности программных мероприятий, а также конкретные мероприятия, проекты на всех уровнях, которые помогают в решении стратегических задач .

В более полном виде структура стратегии развития предприятия содержит комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия; конкурентные позиции и стратегические вызовы организации; миссию, генеральную цель, видение желаемого будущего, а именно перспектив компании; систему приоритетов и целей развития предприятия; систему мероприятий по реализации целей и задач стратегического развития; механизмы реализации стратегии развития предприятия; управление реализацией стратегией развития организации.

В первую очередь стратегия развития предприятия должна обеспечивать устойчивое экономическое развитие компании, которое подразумевает собой создание определенной системы финансовых и материальных ресурсов, способствующих оптимальному функционированию фирмы. Также стратегия обязательно должна предусматривать развитие инфраструктуры организации, направления ее интеграции во внешнюю среду.

Необходимо понимать, что именно разработанная и реализуемая стратегия развития предприятия помогает его руководителям в получении финансовой помощи в виде заемных средств, которая заключается в получении кредитов от сторонних компаний. Данный факт обусловлен тем, что именно стратегия развития является документом, способным обосновать целевое расходование выделяемых в рамках предоставляемого кредита средств, улучшить положение предприятия для потенциальных кредиторов .

Важно, что формирование стратегии развития предприятия является скорее внутренней необходимостью, которая обоснована имеющимися у компании потребностями развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *