Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

Слово конкуренция происходит от латинского «concurrere», что в переводе означает сталкиваться. Природа конкуренции сложна, и, по всей видимости, лежит в основе человеческого бытия, выражающегося в борьбе за существование. В своих работах классики экономической теории отводят конкуренции ведущую роль в развитии экономических систем.

Конкурентоспособность товара — это способность продукции быть привлекательной по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию своих характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

В широком понимании под конкуренцией понимается борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ, соперничество на каком либо поприще, стремление получить то, что стремиться получить еще кто-то другой в то же самое время. Конкурировать — значит соперничать, бороться с кем-либо за достижение первенства, лучших результатов, преимуществ, не уступать в каких либо качествах.

Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от последнего способности выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам, в противном случае, ему грозит вытеснение с товарных рынков[12, с. 102].

Однако конкурентоспособность фирмы не сводится к понятию конкурентоспособности товара.

Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение конкурентоспособности организации: конкурентоспособность организации – это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разрабатывать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.

Таким образом, организация, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.

Внутренние конкурентные преимущества организации подразделяются на шесть групп:

1) структурные, образуемые при проектировании организации;

2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;

4) управленческие;

5) рыночные;

6) преимущества эффективности.

Конкурентоспособность не является определяющим качеством компании, это значит, что конкурентоспособность компании может существовать оценена лишь в рамках группы компаний, относящихся к одной ветви, или компаний, издающих подобные продукты(сервисы). Конкурентоспособность разрешено обнаружить лишь сопоставлением меж собой данных компаний как в масштабе страны, этак и в масштабе мирового рынка[14, с. 201].

В современных условиях конкурентоспособность предприятия определяется не только внешними условиями его развития, но и внутренними факторами, используемыми как ресурсы для достижения стратегических целей фирмы. Существует ряд внутренних факторов конкурентоспособности, формирующих «портрет» и вектор развития российских предприятий.

Современные представления о конкурентоспособности предприятий основываются на изменившихся за последнее время условиях их функционирования. Переходная экономика, череда национальных и мировых кризисов ставили перед российскими предприятиями довольно противоречивые требования. Поэтому объективно необходимо выделить факторы конкурентоспособности национального и международного значения, так как реалии функционирования и взаимодействия российских предприятий все еще значительно отличаются от мировых стандартов. Отличия отмечаются не только во внешней среде, но и во внутренней организации предприятий.

Признаки современного предприятия, конкурентоспособного на глобальном и национальном уровнях[16, с. 411]:

— хорошее или удовлетворительное финансовое состояние, которое выражается не только в стандартных показателях финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, но и в возможности привлекать финансовые ресурсы для развития в виде кредитов или инвестиций;

— диверсификация (нефтяная и нефтехимическая отрасль, торговля, пищевая промышленность) или, наоборот, территориальное или товарное фокусирование (строительство) в зависимости от условий деятельности или возможностей предприятия;

— эффективная логистика, включающая в себя низкозатратную и быструю транспортировку продукции или комплектующих, и минимальное использование складских помещений;

— высокий уровень послепродажного обслуживания;

— долгосрочные контракты с потребителями и другими участниками рыночных отношений, стратегически важных для предприятия;

— наличие современных производственных мощностей и их своевременное обновление;

— использование современных конкурентоспособных технологий производства, ориентированных на снижение себестоимости посредством ресурсосбережения;

— использование высококвалифицированного персонала с возможностями его обучения и стимулирования;

— благоприятные или нейтральные взаимоотношения с органами власти.

Однако некоторые предприятия не соответствуют характеристикам конкурентоспособности. Как правило, число таких предприятий зависит от того, насколько благополучным является состояние вида экономической деятельности: чем более конкурентоспособным является вид деятельности, тем больше в ней сконцентрировано конкурентоспособных предприятий.

В современных условиях, когда большая часть предприятий уже завоевала определенные, более или менее постоянные доли рынка или виды экономической деятельности, они заинтересованы в стабилизации своего рыночного положения с сохранением резерва для роста. Здесь на первое место выходит проблема создания конкурентного преимущества как результата осуществления совокупности видов внутрихозяйственной деятельности предприятия — инновационной, производственной, финансовой, инвестиционной, маркетинговой, управления персоналом, логистики — на пути создания конечного продукта предприятия.

Также важнейшим элементом достижения конкурентоспособности экономического субъекта, региона, страны является их включение в глобальную экономику. Основой развития глобализации являются рыночный механизм, либерализация хозяйственных связей в мире, постоянное расширение международного взаимодействия экономических субъектов. Ключевым элементом глобальной конкурентоспособности экономического субъекта является его включенность и активное участие в инновационных проектах, высокий уровень научно-технического роста и развития производства, следствием которого становится высокое качество продукции. К сожалению, Россия по данным параметрам находится на одном из последних мест в рейтинге глобальной конкурентоспособности. Сравнительно сильными сторонами российских фирм эксперты считают инновационный потенциал, товарный дизайн, наличие технологических цепочек, объединяющих разные предприятия в одном производственном комплексе. Сравнительно слабыми сторонами они считают плохую ориентацию на потребителя (включая маркетинг) и низкое качество производственного процесса. К сильным сторонам российской предпринимательской среды эксперты относят высокий уровень научно-исследовательских институтов, высокую квалификацию инженеров, конструкторов и ученых, разветвленную сеть железных дорог. Слабые стороны, по их мнению, — низкое качество телефонной и факсимильной связи, вялая конкуренция на региональном уровне и неэффективность антимонопольной политики [14, с. 119].

Для объяснения сущности конкурентного преимущества М. Портер воспользовался концепцией цепочки создания стоимости, в которую включается не только деятельность самого предприятия, но и вклад поставщиков, и функционирование каналов дистрибуции и сбыта. Несмотря на общие межхозяйственные предпосылки, каждое предприятие обладает собственной цепочкой создания стоимости, так как все предприятия имеют разную историю, осуществляют различные стратегии и имеют другие отличия.[16, с. 125].

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *