Понятие и сущность инноваций

Для того чтобы понять суть данного исследования и определить роль инноваций в социально-экономическом развитии Республики Татарстан, необходимо подробно изучить само понятие инноваций.

На сегодняшний день инновации являются главной движущей силой прогрессивного развития производства и общества. Внедрение инноваций способствует повышению конкурентоспособности предприятий, отраслей, регионов и целых государств.

В научных трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению проблематики инновационных процессов, прослеживаются различные взгляды на сущность и содержание инноваций.

Российский и советский экономист, основоположник теории экономических циклов Н. Д. Кондратьев и австрийский и американский экономист, историк экономической мысли Й. А. Шумпетер по праву считаются первыми крупнейшими теоретиками инновационных процессов.

По теории «больших циклов» Н. Д. Кондратьева динамика экономической структуры общества крайне чувствительна к базовым нововведениям, способствующим реализации вторичных социально-экономических нововведений.

Й. А. Шумпетер развил идеи советского ученого и в 30-е годы ХХ века ввел понятие инновации, определив ее как «новую комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом». По его мнению, инновация – своего рода, «креативное разрушение». Организация должна быть создана для постоянных перемен, ее основная функция – заставить знания работать, а так как знаниям свойственно быстро и почти всегда меняться, то все, что сегодня считается несомненным и единственно истинным, завтра может стать абсурдом.

Главная задача инновации – увеличить отдачу на вложенные ресурсы. При этом инновация является скорее экономическим и социальным термином, а не техническим.

Впоследствии изучением инноваций, инновационных процессов занимались такие выдающиеся ученые, как Х. Г. Барнетт, Р. Данкан, П. Ф. Друкер, Дж. Залтмен, К. Левин, Э. М. Роджерс и другие.

Большинство исследователей инноваций говорят о феномене «социального прогресса», определяя его как рост технологических возможностей социального субъекта, делающий доступным более широкий, в сравнении с предыдущим, спектр ограниченных ресурсов для его существования.

М. Портер в своей теории конкурентного преимущества определяет нововведение следующим образом: «Фирмы добиваются конкурентного преимущества, находя новые способы конкуренции в своей отрасли и выходя с ними на рынок, что можно назвать одним словом – «нововведение». Нововведение в широком смысле включает и улучшение технологии, и совершенствование способов и методов ведения дел. Конкретно обновление может выражаться в изменении товара или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции. Фирмы-новаторы не только улавливают возможность изменений, но и заставляют эти изменения происходить быстрее». По мнению М. Портера, изменения носят в большей степени не радикальный, а скорее эволюционный характер, и часто «накопление маленьких изменений дает больше, чем крупный технологический прорыв».

В 60-е годы ХХ века, в период ускорения научно-технического развития, Дж. Брайт и его последователи заинтересовались исследованиями Й. Шумпетера и описали внедрение инноваций как «единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление; процесс преобразования научного знания в физическую реальность, изменяющую общество».

Для Б. Твисса нововведение – есть «применение процесса, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание, то есть изобретение становится нововведением в случае успеха на рынке». Ученый полагает, что проблема заключена не в нововведениях, а в эффективном управлении ими.

На данный момент в западных инновационных концепциях выделяют два основных подхода в исследовании инноваций: организационно-ориентированный и индивидуально-ориентированный.

В организационно-ориентированном подходе термин «инновация» является синонимом понятия «изобретение». М. Айкен, С. Беккер, Р. Данкан, Дж. Залтмен, Т. П. Уайслер, Дж. К. Уилсон, Дж. Хэйдж и др. придерживаются данного подхода. Для них инновация представляет собой «комплекс взаимосвязанных процессов и результат концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и впоследствии – практическое применение нового явления». Реализация инновационных концепций связана с использованием стандартных ресурсов, которые применяются и в иных видах социальной деятельности людей. К данным ресурсам относятся: капитал (финансовые ресурсы, не включенные в текущее потребление, отведенные под будущие результаты), материальные ресурсы (оборудование, сырьё), труд, управление и время. Инновацией становится самое раннее использование идеи одной или несколькими организациями, имеющими сходные цели. Ее новизна определяется по отношению к исследуемой организации, а не к обществу.

В индивидуально-ориентированном подходе инновация – это, прежде всего, «изобретательская деятельность, где пересекаются две ранее не связанные между собой системы – индивид и инновация». Сторонниками данного подхода являются У. Белл, М. Бернстайн, Н. Гросс, Дж. Клонген, Р. Крейн, К. Найт, Дж. Э. Штайнер и др.

Рассмотрим позиции отечественных исследователей на проблему трактовки понятия инноваций.

С точки зрения В. Н. Лапина, инновация – это «комплексный процесс создания нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей».

Р. З. Акбердин, З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин определяют инновацию как «процесс использования новшества, то есть нового порядка, нового метода, нового обычая, нового явления или изобретения».

По мнению Л. М. Гохберга, С. Д. Ильенковой и С. Ю. Ягудина, «изменения составляют специфическое содержание инноваций, а свойствами инноваций являются научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость».

С точки зрения Г. Д. Ковалева нововведение – «конечный результат инновационной деятельности, в процессе которой создаются и используются новшества. В свою очередь, новшества как результаты интеллектуальной деятельности, завершенных научных исследований и разработок становятся кирпичиками большого здания научно-технического прогресса».

В «Современном экономическом словаре» инновации определяются как «нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также применении этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности».

В соответствии с Законом Республики Татарстан «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» под инновацией понимается «результат инновационной деятельности, получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата повышенной эффективности».

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций — рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики.

В соответствии с этими стандартами инновация – «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам».

Таким образом, на сегодняшний день не разработано единого общепринятого содержания понятия инноваций. Во всех приведенных определениях термин «инновация» трактуется применительно к конкретной формальной ситуации.

Можно выделить следующие трактовки инновации (Приложение1):

инновация – изменение (Л. Водачек, Л. М. Гохберг, С. Д. Ильенкова, М. Портер, А. И. Пригожин, Й. Шумпетер и др.);

инновация – процесс (В. А. Балукова, Дж. Брайт, О. Еременко, В. Н. Лапин, З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин, Б. Санто, Б. Твисс, М. Тодаро и др.);

инновация – деятельность (У. Белл, Дж. Залтмен, Н. Лин, Дж. Э. Штайнер и др.);

инновация – результат (И. Т. Балабанов, Г. Д. Ковалев, Д. И. Кокурин, В. В. Мищенко, А. Б. Титов, Р. А. Фатхутдинов, М. М. Шабанова и др.);

инновация – новшество (И. Бернар, Ж.-К. Колли, Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг, Е. Б. Стародубцева и др.).

Следует отметить, что наиболее полным и всеобъемлющим считается определение понятия «инновация» разработанное известным российским ученым Р. А. Фатхутдиновым. По его мнению, инновация – это «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта». При этом под новшеством подразумевается предмет, способ, метод, изменяющий сферу, среду.

Комплексный характер инноваций, свойственная им разносторонность и многообразие областей и способов использования требуют разработки подходов к их классификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *