Проблема эффективности деятельности компании, а также методов и способов ее оценки является одной из первостепенных в условиях формирования и развития рыночных отношений. В условиях конкуренции компания стремится к достижению такого результата своей деятельности, при котором намеченные цели и задачи реализовывались бы при наименьших затратах. Функционирование, конкурентоспособность, развитие и рост компании напрямую зависит от эффективности ее деятельности. Оценка и анализ эффективности деятельности компании предоставляет ей возможность оценить результаты функционирования, при этом позволяя сравнивать результаты с аналогичными показателями других субъектов рынка (конкуренты, поставщики, и т.д.).
Понятие «эффективность» применительно к различным явлениям и используется в разных областях науки и практики. Особенно широко этот термин используется в экономике. Так, в экономической литературе встречаются такие словосочетания как «эффективное управление», «эффективность процесса», «эффективное решение» и т.д. Термин «эффективность предприятия» представляет собой неоднозначную, сложную и многомерную категорию в экономической науке. В современной научной отечественной и зарубежной литературе встречаются множество подходов к определению и пониманию этой категории, предложены различные методы измерения, характеристики и способы отражения эффективности деятельности компании в системе критериев и показателей. Некоторые ученые и специалисты подразумевают под эффективностью уровень достижения цели, уровень организованности экономической системы, темпы ее функционирования. В других случаях применяются такие равноценные и взаимосвязанные, но при этом не тождественные понятия как «результативность», «производительность», «качество» и «эффективность». До сих пор этот вопрос остается дискуссионным.
На сегодняшний день выработан целый ряд определений экономической эффективности компании. В книге «Практика менеджмента» П. Друкер определяет эффективность компании как «максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами». Схожую точку зрения выражают Д. Нортон и Р. Каплан, определяя эффективность как некий относительный эффект, результативность проекта, операции, процесса, определяемые как отношение результата к расходам, которые обусловили его получение, а также отечественные исследователи М.К. Жемчугов и А.М. ЖемчуговаСоветский экономист Т.С. Хачатуров отмечал: «Эффективность же и социальная, и экономическая представляет собой отношение экономического и социального эффекта к необходимым на его достижение затратам». Схожую точку зрения высказывал и американский экономист П.Хейне: «Эффективность неизбежно считается оценочной категорией. Эффективность всегда связана с отношением ценности результата к ценности затрат». В книге “Термины экономике и менеджмента” эффективность определяется как “одна из возможных характеристик качества экономической системы, а именно, ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы». Р. Дафт в своей работе предлагает следующую трактовку понятия “эффективность компании” – это степень реализации организацией своей цели. При этом термином «экономичность» Р. Дафт обозначил более узкое понятия, характеризующее эффективность внутреннего функционирования организации, подразумевая «количество ресурсов, используемых для выпуска единицы продукции». Довольно интересная интерпретация понятия «эффективность» встречается в научных трудах Вечканова В.С., который трактует его как «увеличение производства жизненных средств и сбережение рабочего времени за счет роста производительности труда, экономии средств производства, повышения фондоотдачи и улучшения качества продукции». М. Бор и Н. Якунина разделяют эффективность на ресурсную, определяемую как соотношение “эффект/затраченные ресурсы”, и целевую – соотношение “эффект/потребности” или “эффект/население”.
Несмотря на множественность определений понятия «эффективность деятельности» четко можно выделить два основных подхода к раскрытию данной категории. Первый подход основывается на предположении о том, что деятельность компании, как и любые другие процессы, должна оцениваться не только величиной, суммой или размером полученного эффекта, но и эффективностью. Для оценки уровня эффективность деятельности компании предполагается сопоставить полученный эффект с запланированной или ожидаемой величиной, то есть по сути эффективность представляется степенью достижения поставленной цели. В то время как второй подход связывает понятие «эффективность» с оценкой соотношения полученного от функционирования компании эффекта к объему привлекаемых ресурсов (затратам), обеспечивших получение этого эффекта.
Для целей данной работы под эффективностью деятельности компании мы будем понимать степень достижения компанией своих стратегических задач и целей.
Определение эффективности как комплексной и многоаспектной категории породило появление использование на практике различных подходов к оценке эффективности деятельности компании.
В экономической литературе наиболее широко представлены следующие подходы: затратный, ресурсный, смешанный (ресурсно-затратный).
Оценка эффективности деятельности компании на основе затратного подхода основывается на определении соответствия потребленных ресурсов конечному результату, то есть соответствие эффекта, представляющий собой конечный результат, произведенными для этого затратами.
Оценка эффективности деятельности компании, основывающаяся на ресурсном подходе предполагает сопоставление определенного эффекта с использованными ресурсами (капиталом) или совокупными элементами процесса труда. Ресурсный подход характеризует эффективность использования различных видов ресурсов, которыми располагает компания, то есть отражается результат деятельности на единицу имеющихся ресурсов.
Смешанный (ресурсно-затратный) подход предполагает соотношение эффекта деятельности с приведёнными затратами, объединяющими объемы применяемых ресурсов и текущих затрат.
Подходы к оценке деятельности компании также можно классифицировать на следующие две группы: расчет интегрального показателя и система показателей без расчета интегрального показателя.
При расчете комплексного показателя экономической эффективности могут применяться адаптивные и мультипликативные индексы. Сама оценка основывается на использовании статистических и экономико-математических методах, в основе которых могут быть рейтинговые оценки, анализ и соотношение темпов прироста показателей, факторный анализ, балльная оценка с возможным использованием ранжирования. Неоднократно предпринимались попытки выведения комплексного показателя для оценки деятельности компании. Так, интегральный показатель оценки предлагали такие авторы, как Горбатов Б., Веселков Ф., Вечканов В. По мнению Веселкова и Горбатова интегральный показатель оценки эффективности соответствует интенсификации производства, под которой понимают беззатратный прирост продукции без увеличения производственных фондов, так как он показывает прирост производства достигнутый за счет повышения эффективности производства.
Использование методов оценки эффективности деятельности компании без расчета интегрального показателя предполагает анализ абсолютных и относительных изменений показателей по сравнению с планом или предшествующими годами, то есть определяется динамика развития компании, но при этом не достигается общая оценка деятельности. Поэтому возникает необходимость в системе показателей, которая включает не только финансовые, но и показатели эффективности капитальных вложения, издержек обращения, эффективности использования финансовых ресурсов. В зарубежной литературе распространено мнение, что для оценки эффективности деятельности компании необходимо использовать финансовые и нефинансовые измерители.
Стоит обратить внимание на концепцию организованной эффективности Р.Квина и Дж. Рорбаха, которая носит название концепции конкурирующих ценностей. Их целью являлось определение ключевых составляющих эффективности компании. В результате была выведена модель со следующими направлениями: гибкость компании, противопоставленная стабильности, внутренняя сфокусированность компании и ориентация на процессы, противопоставленные ориентации на цели и средства их достижения.
В конце ХХ века учеными стали рассматриваться вопросы о более общем подходе к оценке эффективности деятельности компании, а современные подходы к оценке эффективности деятельности компании берут за основу модели, функциональное применение которых предполагает не только построение системы оценки эффективности, но также включает концепции управления компанией в целом, соединяет стратегический и оперативный уровень управления.