ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

🙂

Скачать текст в WORD

Известно, что государственные и городские бюджеты формируют центральное звено всей экономической системы России. Они тесным образом взаимосвязаны не только между собой, но и со всеми остальными звеньями денежной системы и обеспечивают процветание различных сфер общества и общественных отношений.

Само понятие бюджет четко раскрыто в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, где сказано, что он представляет собой форму образования и расходования фонда валютных средств, созданных для экономического обеспечивания задач и функций страны, а также местного самоуправления.

С правовой же позиции бюджет является главным экономическим проектом конкретной территориальной единицы и утверждается в форме закона или же в форме решения представительного органа местного самоуправления.

Бюджеты, как правило, оформляются на один финансовый год, который равен календарному и продолжается с 1 января по 31 декабря.

С материальной точки зрения, бюджет — это централизованный валютный фонд, который формируется Российской Федерацией, ее субъектами, а также государственными образованиями для воплощения своих функций. Такое представление о бюджете считается традиционным и применяется в тех случаях, когда заявляют о средствах бюджета, финансировании из бюджета и т. д.

Кроме того, бюджет — это и базовое ядро подотрасли финансового права — бюджетного права, поскольку непосредственно в форме бюджетов всевозможных уровней наблюдается аккумуляция, распределение и внедрение главной массы государственных валютных средств.

Бюджетное право в своей основе сложилось с принятием Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Оно представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих вопросы насчет бюджета страны, функционирующего в ней бюджетного процесса, а также вопросы, связанные с установлением затрат и заработков и распределением их между бюджетами различных уровней целостной бюджетной системы.

Правовая регулировка бюджетной системы включает в себя следующие вопросы:

— разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы;

— основы формирования доходов и расходов;

— размер прав государства, его субъектов и городских образований при формировании бюджетов;

— возможности, способы и основы работы и взаимодействия разных государственных органов в бюджетной сфере.

Вопросы предмета относятся к основополагающим применительно к любой отрасли и подотрасли права. Определение круга общественных отношений оказывает влияние на то, какие субъекты будут вовлечены в соответствующее правовое регулирование. От этого зависит выбор средств и механизмов, которые могут быть использованы для регламентации данных отношений.

При характеристике предмета бюджетно-правового регулирования обычно применяется подход, характерный для определения предмета финансового права. Предмет бюджетного права определяется как отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств, составляющих государственные и местные бюджеты2. В данном случае используется понятие публичной финансовой деятельности и делается указание на конкретный фонд — бюджет3. Такой подход позволяет проиллюстрировать, что бюджетные отношения являются частью финансовых отношений, и, соответственно, бюджетное право — подотраслью финансового права.

В то же время указанный подход к определению предмета бюджетного права не показывает содержательных характеристик данных отношений. В связи с этим сегодня в науке финансового права активно используются атрибутивные подходы к анализу отношений, составляющих предмет финансово-правового регулирования, в соответствии с которыми эти отношения подразделяются на имущественные и связанные с ними неимущественные отношения4.

Как представляется, такой подход может быть использован и при анализе бюджетных отношений. Это позволит выявить качественные черты отношений, составляющих предмет бюджетного права, увидеть статику и динамику бюджетных отношений, их взаимообусловленность и взаимодействие. Кроме того, рассмотрение бюджетных отношений в качестве имущественных и связанных с ними неимущественных дает возможность применять при регулировании этих отношений механизмы, которые были разработаны применительно к данным разновидностям отношений в общей теории права, а также по возможности в иных отраслях права.

Бюджетное право регулирует как имущественные, так и связанные с ними неимущественные отношения. Критерием разграничения бюджетных отношений на указанные группы является их объект. Объектом имущественных отношений выступает имущество. Объектом неимущественных отношений имущество не является.

Основные бюджетные отношения — имущественные. Объект имущественных бюджетных отношений — деньги, ибо финансовое право, как известно, регулирует отношения денежные. В этом качестве деньги исследовались в финансово-правовой науке5. Особенность денег в бюджетном праве заключается прежде всего в том, что бюджетные средства существуют здесь исключительно в безналичной форме6.

В последнее десятилетие в науке финансового права все больше и больше внимания уделяется анализу имущественных отношений. Это обусловлено в значительной мере запросами практики. Главным образом потребность в таком направлении исследований была продиктована судебной практикой. Конституционный Суд РФ неоднократно при рассмотрении споров, затрагивающих вопросы бюджетно-правового регулирования, обращался к положениям о праве собственности, в частности относительно разграничения компетенции между представительными и исполнительными органами по поводу осуществления права собственности на средства бюджетов7, относительно границ права собственности субъектов Федерации и муниципальных образований на бюджетные средства8.

Как результат научных исследований, сегодня в финансово-правовой науке имущественные (денежные) отношения подразделяются на отношения присвоения и обязательственные отношения9. Первоначально ученые-финансисты обратились к анализу обязательственных отношений в финансовом праве10. Было разработано понятие налогового обязательства11. В дальнейшем исследования распространились на отношения присвоения (отношения собственности)12. Тем самым система имущественных отношений в финансовом праве получила определенную завершенность. Освещение получили отношения, как отражающие статику имущественного оборота (отношения собственности), так и связанные с его динамикой (обязательственные отношения).

Отношения собственности составляют сердцевину бюджетных имущественных отношений. Как было указано, бюджетные отношения призваны обеспечить образование, распределение и использование бюджетов. В связи с этим бюджетное право одной из своих целей имеет регулирование отношений собственности на бюджетные средства. В данном случае бюджетное право определяет полномочия публично-правовых образований как собственников бюджетных средств по распределению доходов между различными бюджетами в рамках межбюджетных отношений (гл. 7-9, 16 БК РФ).

Отношения собственности, регулируемые бюджетным правом, обладают определенными особенностями, отличающими их от обязательственных отношений:

1) они опосредуют принадлежность материальных благ (денег) исключительно таким субъектам права, как публично-правовые образования;

9 Обычно имущественные отношения подразделяются на вещные и обязательственные. Однако применение понятия «вещные отношения» не совсем уместно в отношении бюджетного права. Бюджетные средства являются безналичными деньгами, которые как объект права представляют собой права требования, а не вещи. В связи с этим в бюджетном праве используется понятие отношения присвоения, но не вещные отношения (подробнее см.: Карасева М.В. Бюджетное право в контексте теории права собственности. С. 53).

2) отношения собственности являются абсолютными отношениями13. В рамках данных отношений определена лишь одна сторона — обладатель права собственности, которым является публично-правовое образование. На другой стороне находится неопределенный круг лиц, которые обязаны не препятствовать в осуществлении соответствующего права;

3) данные отношения являются пассивными14. Активный центр отношений собственности находится у управомоченного лица. Именно за счет действий этого лица происходит движение правоотношения.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *