Понятие гибридности дискурса

Развитие и совершенствование коммуникации, как правило, происходит в результате гибридизации уже существующих общепринятых форм взаимодействия. В лингвистике гибридизация трактуется как процесс создания нового более совершенного многокомпонентного образования путем объединения нескольких элементов из одной или разных областей знаний. Вслед за О. К. Ирисхановой, мы полагаем, что гибридизация — это «естественным образом преобразования мира, который, хотя и реализуется в творческой деятельности, говорящего, но происходит по законам, не зависящим от индивида или не всегда им осознаваемым» (Ирисханова О. К., Ивашко Е. А. Процессы гибридизации в языке. Лексические гибриды // Языковое творчество в динамике семиотических взаимодействий. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. С. 57-74.). Примером процессов гибридизации может служить презентационный дискурс (далее — ПД), который нередко характеризуется как осознанная «статусно-ролевая деятельность людей» (Ширяева Т. А. Когнитивное моделирование институционального делового дискурса: автореф. дисс. … д-ра филол. наук. Краснодар, 2008. 50 с.), необходимая для выполнения прагматических установок адресанта и коммуникативных целей адресата. По мнениюИ. Гофмана, презентационная функция проявляется в большей или меньшей степени в любом из видов институционального дискурса, так как вся деятельность человека делится на «рутинные действия и исполнение действий перед другими» (Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. А. Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000. 304 с.). Так, презентационность заключается «в закреплении в сознании клиентов положительных характеристик вспомогательного института» (Бейслинсон Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы: монография. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. 266 с.)

В широком смысле под гибридностью понимается свойство какого-либо явления, которое образуется в результате соединения различных черт и признаков элементов. В лингвистике данный термин рассматривается как понятие, близкое по смыслу к многокомпонентности, мультимодальности и креолизации.

Гибридизация ПД происходит в нескольких плоскостях; Так, первоначально осуществляется выбор сценария развития социокультурного взаимодействия. Слияние нескольких сценариев в некое единство обеспечивает широкие возможности для информативного насыщения текстов, поскольку сценарий обуславливает оформление знаний сложного формата, сохраняя при этом общепринятые правила и нормы жанровой специфики коммуникации. Жанры презентационного дискурса представляют собой «особое соединение, сочетание конкретных признаков различных жанров,образующих в единстве новый тип формы, более глубокую жанровую сущность» (Гапоненков А. А. Проблема жанрового синтеза в романах «Бесы» Ф. М. Достоевского и «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова: дисс. … канд. филол. наук. Саратов, 1995. 198 с.) и по этой причине обладают свойством гибридности).

Проведенный нами анализ эмпирического материала свидетельства, что ПД актуализирует жанры рекламы, жанры научного дискурса, презентационного дискурса, маркетингового, экономического, технического видов дискурса, генерируя в дальнейшем различного рода тексты — листовки, буклеты, проспекты, каталоги. Порождаемые тексты нацелены на установление контакта с разными адресами, информирование о новых товарах и услугах, рекламу объекта презентации и др. Многообразие задач требует формирования жанровой организации ПД, а именно комплекса гибридных жанров, которые предъявляются в ходе общения в определенной последовательности. Коммуникативная логика взаимодействия в ПД предполагает обращение к жанру рекламы, жанру интернет-сайта и собственно к жанру презентации, которые в своей совокупности формируют жанровую систему ПД.

Дуалистичность ПД — его способность выступать как в виде автономного образования, так и как части целого — возможно в качестве доминирующего жанра ПД выделить жанр презентации. Задачи жанра презентации заключаются в том, чтобы: 1) инициировать процесс взаимодействия с адресатом; 2) поддерживать общение на следующих этапах разворачивания ПД; 3) служить многоаспектному представлению объекта презентации с учетом социокультурных характеристик адресата.

На основании вышеизложенного представляется целесообразным провести анализ вербальных и невербальных средств на примере текста-репрезентанта жанра презентации и, соответственно, ПД — проспекта.

Проспект способствует реализации прагматических целей адресанта и формирует основания для осуществления институциональной коммуникации в профессиональной среде, что превращает ПД в средство достижения консенсуса между участниками социокультурного взаимодействия.Проспект выражает смешанную модель текста — сценарий, обеспечивающую возможность ее многократного использования и трансляции через несколько «коммуникативно-информационных каналов » (Оломская Н. Н. Медиапространство как поле функционирования дискурсов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 2 (13). С. 113-115).

Существующая практика работы в жанре презентаций, свидетельствующая о том, что в разработке материалов принимают участие специалисты различного профиля. Внешнее оформление, содержание и специфика продвижения материалов к задачам маркетологов, техническое наполнение осуществляется инженерами, план распространения материалов продумывают менеджеры и руководство компаний.

В процессе деятельности по продуцированию текста человек обращается к существующей в его сознании языковой картине и знаниям о мире. Напомним, по мнению О. К. Ирисхановой, «любая креативная деятельность, в том числе и языковая, опирается на способность человека творчески интегрировать в новые ментальные конструкты, разнородные концептуальные сущности (концепты, фреймы, ментальные пространства) »( Ирисханова О. К. Лингвокреативные основания теории номинализации: дисс. … докт. филол. наук. М., 2004. 332 с.). При этом комплекс языковых единиц, содержащихся в тексте, отражается в сознании адресата и стимулирует возникновение у него принятия представлений.

Сценарная гибридизация заключается в соединении нескольких сфер в единое пространство, которое отличается большей информативностью. Гибридизация дискурса на уровне его жанровой организации способствует созданию новых форм коммуникативного воздействия, запускает творческие процессы адресанта, а также адресата. Жанровое многообразие прослеживается в разных формах презентации, которые могут использоваться в зависимости от коммуникативно-прагматической ситуации.

Сценарная гибридность проявляется в смешении стилей описания, например, полутермины (ср.: Ассортимент продукции, в качестве опции) используются наряду с обращениями и выражениями, служащими установлению контакта с адресатом (ср.: Ваше распоряжение, Ваши требования). Повтор притяжательного местоимения Ваш(е) –,привлекает внимание адресата к повествованию.

Концептуальная гибридизация появляется там, где есть возможность соединения различных идей, представлений и реализации творческого потенциала адресанта. Интенции адресанта стимулируют поиск средств с максимальной силой воздействия, которые способны вызвать положительный отклик у адресата. Структура проспекта также носит гибридный характер, что выражается в комбинировании вербальных и невербальных средств. Структурная организация проспекта включает в себя текст, совмещенный с изображениями, фотографиями, графическими объектами и т.п.

Сценарный и концептуальный виды гибридизации свидетельствуют о новом явлении – жанре, который соединяет в себе информативный, рекламный, научный компоненты. Анализ проспекта доказывает, что все языковые средства, а также его «открытая» структура естественным образом «принимает» заданный вектор гибридизации, т.е. диффузия на этих уровнях неизбежна и продумана после изначальной неоднородности дискурса, а также поиск точек пересечения между прагматическими установками адресанта и материально-духовными потребностями адресата. Преимущество разработки уникального сложного гибридного жанра проявляется в процессе его использования:

– презентационные материалы, разработанные с учетом жанровой специфики, являются унифицированной формой коммуникации и могут предъявляться на всех стадиях ее реализации;

— объединение средств визуализации и вербального научно-технического блока позволяет реализацию ПД посредством современных мультимедийных средств, воздействуя тем самым на адресата и одновременно используя несколько каналов восприятия информации, а также демонстрируя профессиональные возможности адресанта;

— гибридные жанры ПД, а также их тексты-репрезентанты могут быть использованы в других разновидностях институционального дискурса — в медицинском, юридическом, педагогическом и др., что требует сохранения структурных особенностей и использования комбинирования языковых и неязыковых средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *