Понятие этнос в трудах Гумилева Л.Н. Этнос как социальная целостность

В теории культуры Гумилева Льва Николаевича тема исторического развития культуры получает наиболее глубокое осмысление и выливается в завершенное теоретическое построение — теорию этногенеза.

Центральным понятием этой теории выступает этнос, который рассматривается ученым как естественно сложившееся на основе оригинального стереотипа поведения людей, существующее как энергетическая система (структура), противопоставляющее себя всем другим таким же коллективам явление [1]

Стоит отметить, что, изучая труды историка, можно не заметить строгое определение понятия «этнос», в чем многие критики упрекают Гумилева, как историка. Однако, существует ряд описаний того, что вкладывает исследователь в это понятие.   

Термин «этнос» в теории Гумилева Л.Н. несет понятийную нагрузку, отличную от терминов «нация» и «народ» в обыденном словоупотреблении.

«Этнос ‒ это специфическая форма существования Homo sapiens» [2] Этнос – это система, «имеющая свою собственную внутреннюю структуру и свой неповторимый стереотип поведения. Иногда структура и стереотип поведения этноса меняется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этнос развивается, а этногенез не затух»[3]

Заявляя, что этнос представляет собой природную систему, ученый полагал невозможность усматривать в нем исключительно социально-историческую категорию. И если этногенез следует искать в природе, то социогенез – в обществе.

Таким образом, для ученого – это явление, лежащее на границе биосферы и социосферы и имеющее весьма специальное назначение в строении биосферы Земли.

И поэтому, этнос, как явление, еще требующее изучения и объяснения, можно описывать, как системно-природное образование, подчиненное действия законов природы. При этом ведущие факторы этногенеза могут быть различны и резко отличающиеся у разных этносов друг от друга: язык, религия, культура, вид деятельности.

Основываясь на этом, мыслитель в очередной раз формулирует вывод: этнос и социум – явления параллельные, а потому и несоизмеримые. Он неоднократно повторяет, что соотношение между социальным и этническим, как и между социальным и биологическим, во многом аналогично соотношению между длиной, весом и температурой.

Этнос, не сводимый «ни к одной из известных социальных форм человеческого общежития, писал Гумилев, – …должен быть отнесен к категории природных коллективов, естественно сложившихся общностей»[4]

Спор о том, что является первичным при возникновении нового этноса: биологическое или социальное? Гумилев в своих работах называет безссмысленным. Ученый пишет о том, что «…этот спор подобен спору о том, что первично в яйце: белок или скорлупа?» Ясно, что одно невозможно без другого.

Особенностью идеи об этносе является то, что Гумилев одним из первых пишет: «этнос – динамическая система, включающая в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязь с соседями».

         Именно по этой причине, именно междисциплинарный подход может всесторонне раскрыть это понятие для исследователей. Здесь по мнению историки необходимо применять знания по географии, культурологии, религиоведению, биологии и т.д.

 С точки зрения концепции, биологические и социальные компоненты этноса постоянно взаимообуславливают один другого. А поэтому наиболее адекватно этнос можно определить, как явление, балансирующее на грани биосферы и социосферы. Но объединяя биологическое и социальное в едином ряду развития, Гумилев стремится преодолеть исключительность и биологических, и социальных характеристик этноса [5]

         В основе теории Гумилева лежит идея и того, что этнические системы одновременно являются и особой формой приспособления людей к ландшафту, и группами людей со сходным стереотипом поведения, и устойчивыми эволюционирующими системами, а также группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю.

         В работе «Этногенез и биосфера земли» ученый подчёркивает, что «структура этнического стереотипа поведения – это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой; между этносом и внутриэтническими группами» [6].

Гумилев неоднократно утверждал, что изучением этноса, как явления природы, в первую очередь должно заниматься естествознание. Хотя его познание наиболее эффективно лишь при исследовании истории. [7]

«Мы не всегда можем проследить этногенез того или иного народа до момента его возникновения, но когда нам это удается, то мы всегда наталкиваемся на тот факт, что этническая целостность возникла в результате сочетаний истории»[8]

Также исследователь отмечал, что важнейшие проблемы этногенеза можно обнаружить только при изучении перехода его естественных аспектов в социальные.

Этим анализом, по мнению историка должна заниматься история. Однако исторический материал, необходимо подвергать соответствующей обработке методами естественных наук. Это позволяет более точно и всесторонне проследить исторические судьбы различных этносов, в той или иной мере укрепляющие этногенез.

«История, – отмечал Гумилев, может помочь этнологии, но не заменяет ее»[9] Ибо этногенез всегда лежит глубже видимых (зафиксированных в источниках) исторических процессов».

Можно сделать небольшой вывод о том, что этнос по Гумилеву Л.Н. является категорией, которая описывается противоречивой системой определений.

Однако, в концепции историка мы можем увидеть вполне устойчивое описание этого явления. Которое описывается, как устойчивый и естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипов поведения, который закономерно меняется в историческом времени.


[1] Игошева М.А. Культурологический статус концепции этногенеза Л.Н. Гумилева. – Ростов-на-Дону, 1998. – С. 18.

[2] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. –  С. 31

[3] Там же. С. 99

[4] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. –  С. 65

[5] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. –  С. 70

[6] Там же. С 110

[7] Там же. С. 94

[8] Там же. С.112

[9] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. –  С. 156

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *