При изготовлении товаров и услуг, удовлетворяющих запросам и требованиям общества и использование ресурсов (труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации) мерой как экономичности, так и результативности считается эффективность. Ее измерение может стимулировать улучшение текущей деятельности компании, внедрение и функционирование могут повысить производительность труда на 5—10% без внедрения дополнительных организационных изменений.
Для диагностики функционирования в процессе развития компании показатели эффективности способствуют установлению реальных целей и контрольных точек [18].
Еще по теме:
Эффективность, как экономическая категория
Понятие прибыли. Функции прибыли. Показатели оценки экономической эффективности деятельности
Резервы повышения эффективности деятельности организации
Направление специальности или видов продукции отражают разные функции структуры всей компании. Кто и какая часть может лучше воздействовать на разные ресурсы компании, показывает целевая специализация. Классификация всех факторов эффективности на группы и подгруппы важна для принятия обоснованных управленческих задач в области повышения эффективности функционирования. Она позволяет определить ответственные лица и организационные подразделения в компании, а также выяснить «вес» и приоритет каждого из них.
Современные организации могут иметь многоаспектные задачи и стратегии их реализации, значит, и классификация факторов эффективности производства также должна быть многоаспектной и максимально соответствовать структуре организации или циклу изготовления продукции. Данное соответствие может быть достигнуто различными способами. Например, за счет более точной классификации факторов и за счет изменения структур организации в целях лучшего использования этих факторов. Различные модели классификации факторов эффективности имеют место быть в теории менеджмента [2].
Внутренние факторы заключаются в повышение производительности и эффективности организации, внешние рассматриваются с точки зрения обслуживания общества и удовлетворение спроса, именно так разделяет факторы эффективности одна из моделей классификации.
Со стороны руководства организации факторы, которые в краткосрочном плане не могут быть объектами контроля и влияния называются внешними факторами. А те факторы, которые находятся на контроле компании и на которые оно должно оказывать влияние, это внутренние факторы, при этом важно знать значимость и способы взаимодействия внешних и внутренних факторов.
Интерес для руководства организации должны представлять внешние факторы, если организация не в состоянии управлять ими: направленные на изменение поведения компании и эффективности его функционирования в долгосрочном плане понимание внешних факторов может стимулировать определенные действия [17].
Группа общих факторов, которая должна быть изучена в первую очередь — это факторы, влияющие на эффективность организации в целом, связанные с внешней и внутренней средой организации.
Внутренние факторы эффективности:
- Факторы, относящиеся к процессу производства.
Комплексной системой является производственный процесс. Повышение эффективности зависит от того, насколько успешно мы определяем и используем основные факторы системы.
Сбалансированы и скоординированы, эти группы факторов должны быть отлично. Действующие на процесс и его достижения, наилучшие критерии оценки балансировки и координации факторов дает обратная связь (анализ эффективности и измерение).
Факторы эффективности производства, которые можно увидеть на рисунке 1.1, являются основными логически поэтапными элементами процесса производства на основании модели «входов–выходов».
|
Неизменным результатом станет значительный подъем эффективности производства, если компания научится планировать и использовать в жизни действенные системы стимулирования, связанные с производственным процессом [30].
Как прибор измерения и контроля эффективности деятельности организации, может рассматриваться обратная связь. Стоимость готовой продукции и затраты на приобретение исходных ресурсов, их взаимосвязь между собой необходимо контролировать на уровне организации. Степень вмешательства государства в экономику, уровень цен, специализация производства учитывает это измерение.
Системный анализ эффективности и прибыльности деятельности компании позволяет отследить четкую динамику прибыли компании в зависимости от изменений эффективности ее деятельности [29].
При этом задача руководителя компании состоит в том, чтобы оценить те факторы, которые влияют на эффективность деятельности, а после принять соответствующие меры для их использования с выгодой для себя.
- Факторы, относящиеся к исходным ресурсам.
Такие факторы как производительность труда и капиталоотдача, особенно важны, поскольку наиболее точно показывают частные показатели эффективности производства организации. Анализ связи капитал/труд и эффективности показывает важные сведения для решения управленческих задач в сфере улучшения качества и возможного сочетания ресурсов, а также способов их применения.
Рост показателей эффективности функционирования организации в высокой степени зависит от наилучшего выбора ресурсов для производства продукции. Материалоотдача (выход продукта на единицу потребляемого сырьевого ресурса или энергоносителя) зависит от их оптимального выбора, в него входят такие показатели, как количество, ассортимент, качество, рыночная цена, а также требует непрерывного внимания к оптимизации ресурсов склада, снижение накладных издержек и экономии энергии [7].
Технологические новинки представляют важный ресурс роста эффективности производства организации. Рост уровня автоматизации и использование информационных технологий помогут организации добиться прозрачного бизнеса для предпринимателей и руководителей организаций, повышать эффективное решение управленческих задач, повысить объем выпуска продукции, рост качества, внедрять новейшие способы маркетинга и т.д.
Человеческий фактор является главным сырьем с точки зрения, роста эффективности деятельности организации. Следовательно, организация интересуются в привлечении хорошо образованных, квалифицированных и профессионально подготовленных сотрудников, что позволяет ей сократить издержки на обучение в организации.
- Факторы, относящиеся к выпуску продукции.
В данной ситуации продукцию изучаем с точки зрения потребительской стоимости для потребителей. Сочетание научного анализа, маркетинга и сбыта позволяет сделать следующий вывод. Необходимым фактором эффективности является: наличие продукции в нужном месте, в нужное время и по отличной цене. Данные перечисления становятся значимыми для покупателя.
Существенные факторы эффективности на стадии выхода продукции должны учитываться руководством организации, в первую очередь при проектировании маркетинга и сбыта, в целях более глубокого прохождения на рынок и улучшение продвижения продукта к покупателю. Менеджменту организации важно считаться обратной связью с покупателем, и незамедлительно отвечать на полученные данные, реагируя на любые изменения рыночной сферы, — помогая тем самым повышать эффективность в долгосрочной перспективе [28].
- Другие полезные факторы.
Во многих случаях полезными являются другие возможные группы факторов эффективности производства организации, например:
- Факторы, влияющие на эффективность положительно.
- Факторы, влияющие на эффективность отрицательно (их зачастую называют преградами на пути роста эффективности).
Управленческие задачи менеджмента нацелены на сильное воздействие позитивных факторов (таких, как интерес, энтузиазм, наличие новых технологий и т. п.) и ликвидацию или сокращение воздействия преград на пути роста эффективности (например, нежелание к переменам, риски в области безопасности, персонал низко мотивирован, нехватка сотрудников квалифицированных и т. п.). Этот процесс нередко начинается с мозговой атаки и сочинения перечня преград и проблем на пути повышения эффективности деятельности [27]. Внешние факторы эффективности — это макроэкономические факторы эффективности организации, которые или повышают ее рост, или мешают ему. Внешние факторы должны быть осознаны и приняты во внимание руководством организации при принятии им стратегических и оперативных задач. То, что в краткосрочном плане находится за областью среды контроля отдельных организаций, может оказаться подконтрольным на более высоких уровнях структур и институтов государства.