Понятие экономической эффективности и необходимость ее повышения в условиях рыночной экономики

🙂

Скачать текст в WORD

При изготовлении товаров и услуг, удовлетворяющих запросам и требованиям общества и использование ресурсов (труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации) мерой как экономичности, так и результативности считается эффективность. Ее измерение может стимулировать улучшение текущей деятельности компании, внедрение и функционирование могут повысить производительность труда на 5—10% без внедрения дополнительных организационных изменений. 

Для диагностики функционирования в процессе развития компании показатели эффективности способствуют установлению реальных целей и контрольных точек [18].


Еще по теме:

Эффективность, как экономическая категория

Понятие прибыли. Функции прибыли. Показатели оценки экономической эффективности деятельности

Резервы повышения эффективности деятельности организации

Направление специальности или видов продукции отражают разные функции структуры всей компании. Кто и какая часть  может лучше воздействовать на разные ресурсы компании, показывает целевая специализация. Классификация всех факторов эффективности на группы и подгруппы важна для принятия обоснованных управленческих задач в области повышения эффективности функционирования. Она позволяет определить ответственные лица и организационные  подразделения в компании, а также выяснить «вес» и приоритет каждого из них.

Современные организации могут иметь многоаспектные задачи и стратегии их реализации, значит, и классификация факторов эффективности производства также должна быть многоаспектной и максимально соответствовать структуре организации или циклу изготовления продукции. Данное соответствие может быть достигнуто различными способами. Например, за счет более точной классификации факторов и за счет изменения структур организации в целях лучшего использования этих факторов. Различные модели классификации факторов эффективности имеют место быть в теории менеджмента [2].

Внутренние факторы заключаются в повышение производительности и эффективности организации,  внешние рассматриваются с точки зрения обслуживания общества и удовлетворение спроса, именно так разделяет факторы эффективности одна из моделей классификации.

Со стороны руководства организации  факторы, которые в краткосрочном плане не могут быть объектами контроля и влияния называются внешними факторами. А те факторы, которые находятся на контроле компании и на которые оно должно оказывать влияние, это внутренние факторы,  при этом важно знать значимость и способы взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Интерес для руководства организации должны представлять внешние факторы, если организация не в состоянии управлять ими: направленные на изменение поведения компании и эффективности его функционирования в долгосрочном плане понимание внешних факторов может стимулировать определенные действия [17].

Группа общих факторов, которая должна быть изучена в первую очередь — это факторы, влияющие на эффективность организации в целом, связанные с внешней и внутренней средой организации.

Внутренние факторы эффективности:

  1. Факторы, относящиеся к процессу производства.

Комплексной системой является  производственный процесс. Повышение эффективности зависит от того, насколько успешно мы определяем и используем основные факторы системы.

Сбалансированы и скоординированы, эти группы факторов должны быть отлично. Действующие на процесс и его достижения, наилучшие критерии оценки балансировки и координации факторов дает обратная связь (анализ эффективности и измерение).

Факторы эффективности производства, которые  можно увидеть на рисунке 1.1, являются основными логически поэтапными элементами процесса производства на основании модели «входов–выходов».


Неизменным результатом станет значительный подъем эффективности производства, если компания научится планировать и использовать в жизни действенные системы стимулирования, связанные с производственным процессом [30].

Как прибор измерения и контроля эффективности деятельности организации, может рассматриваться обратная связь. Стоимость готовой продукции и затраты на приобретение исходных ресурсов, их взаимосвязь между собой необходимо контролировать  на уровне организации. Степень вмешательства государства в экономику, уровень цен, специализация производства учитывает это измерение.

Системный анализ эффективности и прибыльности деятельности компании позволяет отследить четкую динамику прибыли компании в зависимости от изменений эффективности ее деятельности [29].

При этом задача руководителя компании состоит в том, чтобы оценить те факторы, которые влияют на эффективность деятельности, а после принять соответствующие меры для их использования с выгодой для себя.

  • Факторы, относящиеся к  исходным ресурсам.

Такие факторы как производительность труда и капиталоотдача, особенно важны, поскольку наиболее точно показывают частные показатели эффективности производства организации. Анализ связи капитал/труд и эффективности показывает важные сведения для решения управленческих задач в сфере улучшения качества и возможного сочетания ресурсов, а также способов их применения.

Рост показателей эффективности функционирования организации в высокой степени зависит от наилучшего выбора ресурсов для производства продукции. Материалоотдача (выход продукта на единицу потребляемого сырьевого ресурса или энергоносителя) зависит от их оптимального выбора,  в него входят такие показатели, как количество, ассортимент, качество, рыночная цена, а также требует непрерывного внимания к оптимизации ресурсов склада, снижение накладных издержек и экономии энергии [7].

Технологические новинки представляют важный ресурс роста эффективности производства организации. Рост уровня автоматизации и использование информационных технологий помогут организации добиться прозрачного бизнеса для предпринимателей и руководителей  организаций, повышать эффективное решение управленческих задач, повысить объем выпуска продукции, рост качества, внедрять новейшие способы маркетинга и т.д.

Человеческий фактор является главным сырьем с точки зрения, роста эффективности деятельности организации. Следовательно, организация интересуются в привлечении хорошо образованных, квалифицированных и профессионально подготовленных сотрудников, что позволяет ей сократить издержки на  обучение в организации.

  • Факторы, относящиеся к выпуску продукции.

В данной ситуации продукцию изучаем с точки зрения потребительской стоимости для потребителей. Сочетание научного анализа, маркетинга и сбыта позволяет сделать следующий вывод. Необходимым фактором эффективности является: наличие продукции в нужном месте, в нужное время и по отличной цене. Данные перечисления становятся значимыми для покупателя.

Существенные факторы эффективности на стадии выхода продукции должны учитываться руководством организации, в первую очередь при проектировании маркетинга и сбыта, в целях более глубокого прохождения на рынок и улучшение продвижения продукта к покупателю. Менеджменту организации важно считаться обратной связью с покупателем, и незамедлительно отвечать на полученные данные, реагируя на любые изменения рыночной сферы, — помогая тем самым повышать эффективность в долгосрочной перспективе [28].

  • Другие полезные факторы.

Во многих случаях полезными являются другие возможные группы факторов эффективности производства организации, например:

  • Факторы, влияющие на эффективность положительно.
  • Факторы, влияющие на эффективность отрицательно (их зачастую называют преградами на пути роста эффективности).

Управленческие задачи менеджмента нацелены на сильное воздействие позитивных факторов (таких, как интерес, энтузиазм, наличие новых технологий и т. п.) и ликвидацию или сокращение воздействия преград на пути роста эффективности (например, нежелание к переменам, риски в области безопасности, персонал низко мотивирован, нехватка сотрудников квалифицированных и т. п.). Этот процесс нередко начинается с мозговой  атаки и сочинения перечня преград и проблем на пути повышения эффективности деятельности [27]. Внешние факторы эффективности — это макроэкономические факторы эффективности организации, которые или повышают ее рост, или мешают ему. Внешние факторы должны быть осознаны и приняты во внимание руководством организации при принятии им стратегических и оперативных задач. То, что в краткосрочном плане находится за областью среды контроля отдельных организаций, может оказаться подконтрольным на более высоких уровнях структур и институтов государства.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *