Понятие «деструктивное поведение». Теоретические подходы к сущности деструктивного поведения

Деструктивное поведение — межотраслевой предмет изучения многих наук гуманитарного направления. Интерес к нему остается на протяжении всего развития психологии и возрастает в последнее десятилетие, что подтверждает увеличение количества публикаций, по данной проблеме. Вместе с тем, в исследовании деструктивного поведения сохраняются нерешенными некоторые важные вопросы: не выработана единая психологическая доктрина деструктивного поведения; требуют конкретики теоретические подходы к сущности деструктивного поведения и стилю его реализации.

Категория деструктивного поведения в психологической науке не нова. Основателем деструкции как основного термина понимания фундаментальной онтологии является М. Хайдеггер [21]. Для раскрытия сути данного термина, автор определяет признаки деструктивности, к ним относятся открытость существования, самоидентификация личности, представленность бытия человека перед «ничем», предрасположенность к деградированию человеческого бытия, ассимиляция в «бытие с другими». До сегодняшнего дня дискуссионной остается тема о многоаспектности деструктивного поведения. Так, в первой половине ХХ века биологами собрано много эмпирического материала, доказывающего о врожденной склонности к деструктивности. Но требуется отметить, что анализ деструкции гуманитарными науками помогает констатировать факт об общественной природе категории деструктивного поведения, формируемой в результате становления личности.

В основе такой констатации лежат предпосылки историко-культурной теории Л.С. Выготского [4], утверждающие, что в ходе личностного развития требуется разграничить биологическую сформированность (являющуюся плодотворной почвой развития человека) и культурную развитость (появляющуюся в процессе налаживания общественных отношений). Последователями Л.С. Выготского тоже исследовалось формирование специфических характеристик личности под влиянием внешней среды (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев), что позволило прийти к выводу о том, что деструктивное поведение возникает под влиянием нестабильных общественных отношений индивида.

В произведении Э.Фромма «Душа человека» (1964) [19] ученый утверждает на том, что главным мотивом выбора индивида агрессивного поведения становятся социальные условия, общественная среда. Исследование категории деструкции было продолжено Э. Фроммом в работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) [20]. Изучая психологические стороны жизни первобытных племен, исследователь приходит к выводу о том, что деструктивность невозможно отнести к врожденным свойствам личности, ни к элементам любой «человеческой натуры», вынося постулат о социальности анализируемого феномена.

С изданием трудов Э. Фромма начался период активного исследования деструкционного поведения, однако по настоящее время есть множество проблем, которые связаны с установлением содержания категории деструкции. Подобные обзоры, как правило, фрагментарны и не имеют четких выводов.

К примеру, разграничением терминов «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение» занималась кандидат психологических наук Л.Г. Гребенщикова. Но, в работе автор не раскрывает своего взгляда на рассматриваемый вопрос и в итоге подчеркивает, что данные понятия не тождественны и имеют сложную взаимосвязь. Последние годы в психологии выделяется подход, рассматривающий девиантное поведение как «устойчивое деструктивное поведение индивида, последовательно нарушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий» [6, с. 48]. Нельзя безоговорочно принять данную точку зрения, поскольку не каждая девиация носит деструктивный характер, однако любая деструкция по содержанию является девиантной.

В связи с этим обратим внимание на современный подход к изучению деструктивного поведения, разработанный К.В. Злоказовым и В.Б. Куликовым, где исследуемая категория тесно связано с понятием норма, а точнее с нарушением границ нормы. Определений нормы существует много. Норму определяют как идеал, требование, предписание, образец поведения, мера заключения о чем-либо и мера оценки, предел, среднестатистический показатель, инструмент регулирования и контроля, функциональный оптимум и т.д. Подчеркнем, что по мнению авторов статьи, деструктивное поведение основано на разрушительном характере действий, что как следствие деформирует структуру общества.

Достаточно интересен философский аспект исследуемого вопроса, который представлен в трудах И.В. Лысак [13, с.162]. Автор предлагает подвергать анализу не просто деструктивное поведение, а деструктивную деятельность, мотивируя свой подход тем, то только человеку (индивида) присуща деятельность, в то время как поведение может быть и у животных. Основываясь на такой позиции И.В. Лысак дает следующую трактовку деструктивной деятельности — « это специфическая форма активного отношения субъекта к миру, основным содержанием которой является разрушение существующих объектов и систем». Несмотря на то, что автор подробно исследует категорию деструктивности, этот подход, по нашему мнению, не достаточно подходит для психологии. Из рассмотренной выше дефиниции становится ясно, что И.В, Лысак объединяет категории деятельности и деструктивности в одну смысловую единицу, что противоречит мнению российских психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Следовательно, понятие «деструктивное поведение» становится наиболее подходящим для дальнейшего исследования данной категории именно в психологии.

Все современные исследования, в которых проводится анализ категории деструктивного поведения можно разделить на 2 группы. Некоторые авторы применяют раннее данные определения понятия «деструктивное поведение» (Е.В. Ермасов; С.С. Богдан; Л.Г. Гребенщикова; Н.В. Майсак; Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, А.В. Хаджимурадов) (Приложение А, табл.1) — большая часть авторов применяют в качестве методологической основы интегративный подход, в одном случае использован гуманистический подход; другие авторы предлагают своё понимание этого феномена (В.Б. Куликов,К.В. Злоказов; Ю.А. Клейберг; Н.Н. Кошкарова,С.Г. Нестерцова; Н.Н. Ниязбаева; В.Ц.Цыренов; Л.Г.Гребенщикова; З.К. Давлетбаева; Е.В. Ермасов; С.О. Ларионова) (Приложение Б, табл.2).

Основным признаком деструктивного поведения следует считать неадекватные поведенческие реакции на внешние раздражители (стрессы, проблемы и конфликты, в ответ на которые, при наличии вариантов стратегий разрешения, преобладать будут разрушительные действия). К примеру, статистический анализ попыток суицида, имеющих ярко выраженный аутодеструктивный характер, среди подростков и юношей и дает возможность утверждать о неспособности их выйти из стрессовой, проблемной или конфликтной ситуации. Итогом этого фрустрирующего поведения и становится суицид, как единственно возможный способ разрешения ситуации.

Другим признакомдеструктивного поведения считают несогласованность целей и мотивовдеструктивного поведения. Эта особенность выражается в частом побуждении кдеструктивным действиям, приводящим к превалированию отрицательных мотивовсвязанных с разрушительными действиями, хотя, не всегда осознаваемых индивидом.На основании этого, итогом деструктивного поведения становитсясамоидентификация индивида, которому присуще такое поведение. Внутренняямотивация, детерминирующая характер деструкций (на себя или других), в основномобращена на рост самооценки, приобретении уверенности и формирование положительногоотношения к себе. Следующим признаком деструктивного поведения необходимосчитать дестабилизацию межличностных отношений.

Отметим, что деструктивное поведение частично, а затем и в полном объеме заменяет межличностные отношения на погружение в мир деструктивных идей. Относительно аддиктивного поведения, как одном из типов деструкции, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских [11] пишут: «эмоциональные отношения с людьми при этом постепенно все больше нарушаются. Это выражается в уменьшении общительности, в уходе от реальности, нарастающей изоляции от других людей».

Кроме того, признаком, позволяющим отграничить деструктивное поведение от иных форм девиаций, является четко выраженный деструктивных характер. Деструктивное поведение, по мнению Л.Г. Гребенщиковой [5], выражается в агрессивности, жестокости, враждебности, дестабилизации существующего порядка, причинении морального и материального ущерба, разрушении существующих объектов и систем, непосредственной угрозе для жизни (как своей, так и чужой), переживании страдания (самим человеком или окружающими его людьми), хронической или сиюминутной атрофии чувств.

К выделенным автором признакам деструктивного поведения, по нашему мнению, необходимо добавить склонность к импульсивным поступкам, стремление к доминированию, замкнутость, эмоциональную неустойчивость, отсутствие самоконтроля, неразвитую рефлексию. Эти характерные особенности деструктивного поведения способны разрушить структуру личности и могут быть рассмотрены в качестве комплекса показателей деструктивного поведения индивида. В результате проведенного исследования, предложим свое определение данной категории. Мы полагаем, что деструктивное поведение представляет целенаправленную систему взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью разрушения личностной или социальной структуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *