Положение кавказских женщин в современном обществе

Скачать текст в WORD

На Кавказе, считается, условно говоря, что «моральные ценности» ставятся, чуть ли не превыше человеческой жизни. «Моральные ценности» — это очень непростое понятие. Даже на Кавказе мораль не всегда связана с этикой ислама. Есть гораздо более общие и широкие представления о некой «чести кавказской женщины»: она должна быть сдержанной, скромно одеваться, слушаться старших и мужчин-родственников, чтобы никто посторонний ничего плохого не мог сказать про нее и, следовательно, тем самым не уронить честь семьи, рода.

Согласно нашим данным, в Чечне получилась самая консервативная картина: требования к морали довольно жесткие, они включают не только поведение, но и дресс-код. В Кабардино-Балкарии — самые светские женщины, а Дагестан оказался самым противоречивым.

Если говорить о каком-то особом поведении кавказских женщин, тут многое очень похоже на другие регионы России. У многих респонденток типичная биография: училась, вышла замуж, муж пил или плохо обращался – контролировал, заставлял много работать, бил – тогда она развелась, встретила другого. Ничего специфического в биографических траекториях не было. Но есть некоторые различия в тех нормах, которые касаются чести и скромности. Женщину, которая поступает «аморально» (или так про нее говорят или думают), могут убить ее мужчины-родственники. Этот ритуал якобы оправдывается местными обычаями. Но убийство вообще запрещено в исламе. Это некая традиционная вещь, которая приписывается местным адатам (нормам, традиционного права), попросту была придумана. Этнографы, подтвердили, что никакой такой традиции нигде не было зафиксировано. Сегодня понятие «моральных ценностей» для этого региона – огромный комплекс предубеждений, который уже достаточно глубоко пророс в культуру, но при этом входит в конфликт с исламскими правилами И например в Чечне, которая претендует на самую моральную и религиозную республику, убийства чести происходят постоянно.

Сохранить семью ценой жизни…

Так сложилось исторически на этих территориях, что местная культура содержит сильные элементы традиционной патриархальной культуры, где женщина больше подвержена как общественному контролю, так и контролю внутри семьи. Но есть и местные традиции — «адаты» (или как такой кодекс называют в Ингушетии «эсдэл»). По большей части, это устные правила, нигде не зафиксированные, и поэтому никто точно не знает, как должно быть на самом деле, но при решении как бытовых, так и нравственных вопросов, люди обращаются к этому кодексу.

Сейчас появилась тенденция все списывать на адаты, как носители глубокой исторической традиции. Но опять же, если смотреть по этнографическим источникам, то можно понять, что женщины никогда не чувствовали себя так несвободно, как сейчас. Это связать с тем, что в той же Чечне, после распада СССР и двух войн, нужно было населению опираться на какие-то правила и выстраивать жизнь заново. И люди решили, что они сами изобретут себе правила, которые уже забыли к этому времени. Например, после развода дети остаются в семье отца, а женщина должна уйти. Поскольку многие браки религиозные (то есть нет штампа в паспорте), то оспаривать это через суд невозможно. С точки зрения закона, такого брака не существует. Есть попытки решать это по правилам шариата, но часто все решается в итоге силой клана: если у женщины сильный клан, то есть шансы, что ей отдадут ребенка. Или другой пример: после замужества многие женщины приходят жить в семью мужа и жить со свекровью и другими родственниками. Она приходит в дом мужа в 19 лет и у нее там нет никаких прав. Ее воспринимают только как служанку.

Некоторые интервью с респондентками читаются как истории из средневековья: молодая женщина встает в пять утра, поит коров, готовит всей семье родственником мужа завтрак, ведет детей в школу, готовит обед, моет посуду, при этом, пока старшее поколение семьи ест — она стоит и не может сесть. Потом она моет обувь всех и ложится спать последней. При этом согласно исследованию, чаще главным тираном в семье является не муж, а свекровь. Мужчина не может вступиться за жену, а оправдывает это тем, что уважает решение и слово своей матери. Хотя довольно много и случаев, когда муж сам бьет жену. Сейчас в молодом поколении на Кавказе огромное количество разводов. На собрании Духовного управления мусульман в Чечне, которое созывалось по теме семейных конфликтов, фактически не предлагают решения конфликтов, просто говорят о том, что надо сохранять семью, нельзя разводиться. А женщин при этом продолжают и бить, и унижать.

Горизонт жизненных возможностей у женщин действительно получается очень ограниченным. Никто не видит никакой другой жизни, кроме той, что есть в республике. И еще есть телевизор, где показывают турецкие сериалы про красивую жизнь. С другой стороны, даже если женщина может выезжать куда-то и видеть, что там все иначе, то как-то перенести этот опыт к себе домой и пытаться жить, скажем, “по-европейски”, невозможно. Никто не позволит: до замужества ее контролируют отец и брат, которые проверяют все досконально, куда и зачем она ходит, с кем общается в соц.сетях, а после замужества – муж.

Когда нет хороших и всем понятных правил, молодые девушки ищут защиты и ответов у религии.

Если говорить об экономическом положении женщин, то многие зарабатывают больше своих мужей. Но никто с этим не считается – деньги давай, а обувь все равно иди всем и вымой. В период советской модернизации получилось, что женщина стала экономически свободной, сравнялась с мужчиной. Но все остальные сферы это не затронуло. Кроме этого, даже если женщина уважаемый специалист, все равно это мало влияет на отношение мужчин к ней. Причем, стоит отметить, что явно это выражено у молодого поколения, 20-30-летних, а те, кто постарше, более свободны. В Дагестане и Кабардино-Балкарии такого меньше. В Кабардино-Балкарии, кстати, много было анкет, из которых становилось ясно, что все важные решения принимала в семье женщина, и финансами распоряжается она. А муж просто зарабатывает, иногда намного меньше, чем жена.

Когда нет хороших и всем понятных правил, молодые девушки, например, ищут защиты и ответов у религии. Часто даже против воли родителей «закрываются» — надевают хиджаб. Или девушки против воли старших идут получать религиозное образование. Это их личный выбор. В религии они ищут опору, ту систему координат, на которую нужно опираться. Потому как на всем Северном Кавказе творится много несправедливости, они видят, что закон их не защищает, постоянная идет борьба между кланами и жизнь по принципу «кто сильнее – тот и прав». И им кажется, что спасение можно найти только в религии. И тогда будет защитником Аллах, а если и случится какая-то несправедливость, то на это “воля Аллаха”.

Домашнее насилие на Кавказе

Самый высокий процент пострадавших от домашнего насилия в Чечне. Там больше всего случаев, когда или женщины подвергались контролю, принуждению, побоям или изнасилованиям  сами, или знают про такие случаи (знают про родственниц, подруг). В остальных республиках немного ниже. Но что касается именно открытости и готовности рассказать, то действительно чаще всего в Ингушетии. Вот в Кабардино-Балкарии женщины боятся про это говорить – считаю, что обсуждать это неприлично и стыдно.

Официальной статистики по домашнему насилию очень мало, это большая беда. Уже около десяти лет постоянно озвучивается цифра от МВД, но она взята из воздуха. Нет и закона о домашнем насилии, и механизмов защиты жертв. Даже если на мужчину заведут дело из-за побоев и потом закроют его «за недостатком улик», которые и не очень-то хочет собирать полиция, то куда он потом вернется? В ту же квартиру. К этой же женщине. И она дальше будет терпеть побои. Она боится, что никакого наказания не будет и насильник вернется к ней. Например, заявили, что в Чечне «нет убийства чести». И все. Словно приказом сверху можно решить проблему! Это только приводит к тому, что стало невозможно возбудить уголовное дело, а сами случаи выдаются за самоубийства или несчастные случаи.

Атмосфера страха и безысходности растет

Мало людей, которые могут с этим работать и объяснять людям, что мифы и заблуждения, в которых они живут, опасны. Что бы это объяснять, нужно обладать какой-то компетенцией и знанием, а многие люди являются сами жертвами предрассудков. Была история, когда молодую девушку хотели убить – считали, что она опозорила семью. Мать решила спасти ее и позвала имама, а пришел имам и сказал: “Ее надо убить”. Несмотря на все запреты, которые прописаны в Коране. То есть, получается, что имам не знает Коран? Или не хочет его знать? Сейчас такую работу ведут и общественные женские организации: сначала они работают с женщинами, объясняют, что есть законы, есть возможности защитить себя. Постепенно некоторым женщинам, которые приходят на тренинги, помогают получить уверенность в том, что они могут говорить о своих проблемах. Но это долгая работа с ценностями и установками. При этом, например, в школе начать такую практику сложнее — там некоторые учителя сами считают, что «убийство чести», это правильно. И они говорят это на уроках!

Проблема прав мусульманской женщины всегда была, есть и будет актуальной и обсуждаемой. «Женщины имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним нужно по-доброму, но мужчины выше них по положению» (Священный Коран, Сура «Аль-Бакара» 5, Аят 228).

Как видим, согласно Корану, мужчины должны уважать и ценить своих женщин. Сегодня большинство исламских стран придерживается этого положения. Считать, что в мусульманских семьях женщин презирают — стереотип. Негативное отношение к слабому полу нигде не считается нормой и осуждается обществом в любой цивилизованной стране. Однако в каждой религии есть как хорошие, так и плохие люди. Все зависит от человеческого воспитания, и не стоит по делам отдельных лиц формировать мнение о целой религии.

Сегодня на Кавказе женщины имеют ряд прав, которые утверждены законодательством. Жена, конечно, должен слушать своего мужа, но не слепо подчиняться его воле.

К примеру, в Азербайджане, когда приходят гости, женщина должна вести себя покорно чтобы ни у кого не осталось сомнений, что глава семьи — мужчина. Когда дома есть кто-то чужой, жене придется выполнять все просьбы своего избранника.

Если ему не понравится чай, женщина обязана принести другой без всяких возражений. Когда гости уйдут, она может продолжать заниматься своими делами.

Раньше женщине было запрещено выходить из дома даже за продуктами, если мужа нет дома. Сегодня мусульманка имеет полное право пойти на прогулку или в магазин, но она должна предупредить об этом мужа.

Женщина может принимать активное участие в обсуждении семейных вопросов и проблем и имеет право голоса, но последнее решение остается за мужем.

Современная женщина на Кавказе может пойти работать, если он не против. Спектр профессий очень разнообразен, однако есть исключения: женщина не может быть правителем и верховным судьей. Праведная мусульманка никогда не позволит себе работать в мужском коллективе. Но если по тем или иным причинам избежать этого не удается, то она ограничивает свое общение с мужским полом рабочими моментами.

Во время беременности никто не заставляет будущую мать соблюдать пост (Рамадана). После рождения ребенка она может вернуть этот долг Аллаху в любое время.

Об исламе можно услышать много неприятных стереотипов. Говорят, что исламских женщин жестоко избивают их мужья. В Священном Коране сказано: «А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, уставы, избегайте на супружеском ложе и умерщвляет. Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах — Возвышенный, Великий »(4 Сура, Аят 34).

Согласно этой Сурой, муж может слегка ударить жену без нанесения каких-либо травм или повреждений. Обычно это просто пощечина. Своих детей в воспитательных целях родители могут слегка ударить прутиком, но это почти не больно.

Считается, что нельзя менять внешность, которая дарована Аллахом. Именно поэтому праведные мусульманки никогда не выщипывают брови.

Также они не комплексуют из-за своего веса. Человек будет любить и ценить свою любимую такой, какая она есть. Но если у девушки будет желание усовершенствовать свою фигуру, она может посещать спортзалы и фитнес, где мужчины занимаются отдельно от женщин.

Многих интересует вопрос, как в исламе происходят свидания между парнями и девушками. Конечно, пара не ходит по улицам, держась за руки. Ислам запрещает любые телесные контакты к свадьбе. Несмотря на то, что влюбленные не могут целоваться и обниматься, атмосфера романтики все же присутствует. Ребята дарят девушкам цветы, приглашают их в кафе. Единственным условием является то, что встречи должны проходить в людном месте.

В любой другой время влюбленные могут общаться по телефону, но разговора не длятся долго. Обычно ребята интересуются как прошел день в их избранницы, а также ее увлечениями.

Женщина имеет право сама выбрать себе мужа. Если ей не понравится потенциальный жених, никто не заставляет ее выходить за него замуж. Она будет выходить замуж тогда, когда сам этого пожелает. Свадьба может произойти и в 25 и в 30 лет.

Существует стереотип, что ислам практикует ранние браки. На самом деле это зависит от желаний в семьи девушки. Иногда такое случается, но при условии, что юная невеста не против.

В Коране сказано, что пара может расстаться только три раза. Третий развод — окончательное. Когда пара приняла решение расстаться, они должны ждать три менструальных цикла, чтобы убедиться, что женщина не беременна.

Еще одним популярным стереотипом является то, что в исламе женщина обязана родить мужу сына. На самом деле подобное явление наблюдалось еще в доисламские времена у арабов, когда новорожденных девочек часто заживо закапывали в землю. Если в семье первым ребенком была девочка, это считалось позором, поскольку в некоторых местностях в то время процветала проституция и большинство из них шли работать именно в эту сферу. Это был большой позор для семьи и никто не хотел рождения дочеререй.

С приходом ислама женщину ценят как человека и уважают наравне с мужчиной. Пророк Мухаммед сказал: «Когда ты смотришь с радостью на сына, то это записывается тебе как благо, а когда смотришь с радостью на дочь, — это записывается как награда. Начинайте с дочерей, а Всевышний Аллах нежный и мягкий к ним ».

Мужчины очень радуются, когда в семье появляется девочка. Если отец достойно воспитает дочь, Аллах обещает ему место в раю.

Женщина должна быть красивой только для своего любимого, но сейчас наблюдаем отхождение от этой традиции. Некоторые женщины не стесняются одевать короткие юбки, облегающие платья, джинсы, и все это дополняют ярким мейкапом. Женщины стараются быть красивыми всегда и везде. Чаще всего таких женщин можно встретить в ночных клубах и барах, численность которых с каждым годом растет. Если женщина позволит себе выйти на улицу с непокрытой головой, человек имеет полное право дать ей пощечину. Девочки готовы одевать хиджаб в раннем возрасте (даже в 3 годика), глядя на мать, которая для них является образцом и эталоном красоты.

В Азербайджане на сегодня аборты разрешены законодательством. Это связано с тем, что ранее женщинам приходилось делать аборты «подпольно» в плохих условиях и антисанитарии. Это привело к болезням и увеличение смертей среди представителей женского пола. Именно поэтому сегодня женщина имеет право избавиться от ребенка и никто ей этого не запретит.

Положение женщин значительно ухудшилось в бывших коммунистических странах Южного Кавказа после падения Советского Союза. Переход к демократии имел различные неблагоприятные последствия, из которых женщины были основными жертвами. Изменения в политическом режиме, разрушение отношений с бывшим Советским Союзом, экономический спад и институциональная нестабильность поставили мужчин на более заметную позицию. В частности, новые политические и экономические державы, похоже, зарезервированы для мужчин. Уровень участия женщин в политической жизни был явно выше в коммунистической структуре, чем сейчас, из-за систем квот. Они были отменены во многих странах с переходной экономикой после наступления демократии. С другой стороны, все демократические государства обязаны поощрять равные возможности для женщин и мужчин. Противоречие здесь сегодня довольно поразительно.

Несмотря на то, что между странами существуют значительные различия, аналогичные случаи можно увидеть в положении женщин на субрегиональном уровне. Это касается всех трех стран Южного Кавказа (или Закавказья): Армении, Азербайджана и Грузии. С практической точки зрения, учитывая, что выявленные проблемы кажутся схожими, каждая из трех стран могла бы воспользоваться опытом своих соседей. В этой области, которая, к сожалению, в настоящее время не является основным объектом политической озабоченности, представляется возможным укрепить региональное сотрудничество. Таким образом, сотрудничество между странами и обмен передовым опытом и информацией о законодательстве могут повысить авторитет вопросов равных возможностей.

После окончания советской эпохи ситуация остается очень трудной как для женщин, так и для мужчин на Южном Кавказе, причем примерно 50% населения живут за чертой бедности и 15% в условиях крайней нищеты. Занятость скудна, рынки сельскохозяйственной продукции в значительной степени исчезли, и многие промышленные объекты были демонтированы. Многие семьи выживают только на основе прожиточного минимума, которые в основном поддерживаются женщинами. Некоторые реформы не продвигаются вперед, экономическое управление остается неадекватным, а коррупция широко распространена. Именно женщины, которые больше всего пострадали от неблагоприятных последствий перехода, связанных с ростом иммиграции, нищеты и безработицы, также привели к тому, что их здоровье не учитывалось.

Участие женщин в общественной и политической жизни и принятии решений остается очень ограниченным в странах Южного Кавказа. Это особенно заметно в парламентах и правительствах. Часто есть патриархальная пирамида власти, без женщин на ключевых позициях. При прежнем режиме присутствие женщин в политических структурах гарантировалось системами квот. Однако даже тогда немногие женщины занимали руководящие должности, которые были зарезервированы для мужчин. Соответственно, равенство не было достигнуто на практике, а было просто фасадом. Несмотря на то, что у женщин есть места в парламенте, их избрание было предопределено на основе квот и рассматривается как обязательство, налагаемое сверху, чтобы символизирует достижения равенства. Поэтому многие женщины считают политику недобросовестной и избегают ее. Однако это меняется, и женщины снова начинают интересоваться политикой. Тем не менее структура созданных новых партий исключила женщин на практике. Большинство сторон были основаны на группах мужчин, которые были друзьями, и женщины чувствовали себя неловко в этих кругах. Быть частью политической элиты в основном зависело от способности эксплуатировать сети контактов. Более того, государственный феминизм частично стирал воспоминания людей о богатых политических традициях женщин и примерах их солидарности. Таким образом, женщины, вышедшие на руководящие должности, по-видимому, потеряли интерес к поощрению равных возможностей и, например, к вступлению других женщин в политику.

Нельзя отрицать, что в настоящее время женщины недостаточно представлены в парламентах трех стран. Уровень участия женщин в Армении составляет 4,61% (6 из 130 членов), 10,48% в Азербайджане (13 из 125) и 9,4% в Грузии (22 из 235). Хотя в избирательном кодексе Армении предусмотрена квота только 5% женщин, даже эта цифра не была достигнута. В Азербайджане НПО указали, что в качестве кандидатов на парламентские выборы выдвинулись 250 женщин, но их собственная партия хотела, чтобы они ушли. В Азербайджане женщина является вице-спикером парламента. В Грузии спикер парламента — женщина.

В Армении нет женщин-министров; Только координатор женского совета в кабинете премьер-министра почти имеет министерский статус. В Грузии заместитель министра европейской и евроатлантической интеграции — женщина. В Азербайджане нет женщин-министров, если только председателем комитета по делам семьи, женщин и детей который не считается министр. Азербайджан является единственной страной Южного Кавказа, которая избрала женщину на должность омбудсмена.

В каждой из трех стран был создан институциональный механизм. В Армении создан женский совет из 30 человек. В Грузии был создан консультативный совет по вопросам гендерного равенства при Председателе парламента, а в июне 2005 года был создан правительственный комитет по гендерному равенству. В Азербайджане государственный комитет по делам женщин, созданный в 1998 году, стал государственным комитетом по делам семьи, женщин и детей в феврале 2006 года.

На местном и региональном уровнях женщины также недопредставлены. В Армении только 23 из 930 мэров — женщины. Ситуация изменилась 6 ноября 2006 года в Азербайджане, когда прошли муниципальные довыборы. На выборах были избраны 240 женщин и 65 из них были избраны, так что доля женского представительства в местной администрации незначительно выросла.

Эта ситуация частично объясняется увеличением числа политических партий в этих странах и тем, что в них доминируют мужчины. Отношение сторон открыто к некоторой критике в этом отношении, потому что по чисто избирательным причинам они выдвигают кандидатов-мужчин, которые, как считается, находятся в лучшем положении, чтобы выиграть места. Есть некоторые примечательные исключения в отношении присутствия женщин.

Нет никаких правовых ограничений на участие женщин в политике, и избирательная система сама по себе не является дискриминационной. Однако факты противоречат этому теоретическому равенству. Действительно, на заднем плане традиционные социальные нормы и иерархическое распределение ролей между женщинами и мужчинами по-прежнему ограничивают их представительство на руководящих должностях. Существует также отсутствие позитивных мер (например, «застежка-молния»), позволяющих женщинам избираться и занимать ответственные должности.

Еще одной проблемой, возникающей в странах Южного Кавказа, является вопрос о семейном голосовании, что является препятствием для достоинства женщин в демократическом государстве, о чем свидетельствует, в частности, исследование, подготовленное Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы.

Согласно данным ОЭСР, уровень экономической активности женщин на Южном Кавказе не является незначительным. В Армении этот показатель составляет 62,3%, в Грузии — 55,7%, в Азербайджане — 55,2%. Согласно национальной статистике, уровень экономической активности составляет 55% для женщин и 81% для мужчин в Армении 8, 57% для женщин и 74% для мужчин в Грузии и 59,5% для женщин и 83,6% для мужчин в Азербайджане. Однако доходы женщин намного ниже, чем у мужчин. Опять же, согласно ОЭСР, они составляют 69,5% мужского дохода в Армении, 42,2% в Грузии и 58,4% в Азербайджане.

Некоторые традиции по-прежнему ущемляют достоинство и права женщин в странах Кавказа, хотя эта остаточная проблема главным образом ограничивается сельскими регионами. Например, в Грузии и Азербайджане существует традиция похищения девочек до их брака, а также принудительные бракы. Детские браки более часты, чем в советские времена в сельских районах, поскольку молодые люди имеют меньше доступа к образованию. Девочкам может быть 14 или 15 лет, или младше в некоторых меньшинствах, и мальчикам 17 или 18. Точных цифр нет, потому что эти традиционные браки не регистрируются. Женщины, чьи браки не зарегистрированы, не имеют прав. Было отмечено, что из-за экономических условий некоторые очень бедные семьи на юге Азербайджана согласны с тем, что молодые девушки выходят замуж за иранцев, которые их купили.

В странах Южного Кавказа насилие в отношении женщин, особенно домашнее насилие, остается табу. Напротив, дискуссии с гражданским обществом и некоторыми властями показали, что, хотя это и не является большой проблемой, женщины, к сожалению, страдают от насилия, как и во всех других странах мира.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *