ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

И.Н. Новоставский, доц., e-mail: novostavskiy@bk.ru, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие политической социализации, факторы, влияющие на процесс ее формирования. Выявляются значения институтов политической социализации, исследуется данный процесс в современной России
Ключевые слова: политическая социализация, государство, гражданин, личность.

Знакомство человека с миром политики предполагает усвоение идей, норм, правил и образцов политической системы, присущих определенному обществу. Формирование личности как субъекта политики происходит прогрессивно по мере социального взросления в процессе его политической социализации, которая представляет собой процесс вхождения человека в мир политики. Человек является одновременно и субъектом и объектом политики.
Но кто-либо в большей степени проявляет политическую активность, кто-либо – в меньшей, а другие вообще стараются «скрыться» от нее [1]. Так, например, в СССР государство само диктовало человеку политическое направление его мыслей. Люди считались не как равные с государством, а скорее как рабы, как собственность партийного аппарата. Политика государства была направлена на классы людей, а не на конкретную личность [2]. Но теперь ситуация изменилась. Граждане, живущие в Российской Федерации, имеют все предпосылки на реализацию своего политического потенциала. В данный момент существуют несколько факторов, которые
влияют на процесс политической социализации. К ним относятся как политические (характер и тип государственного устройства, форма государственного правления, тип политического режима, степень развития институтов гражданского общества, взаимоотношения личности и власти, тип политической культуры, взаимодействие исполнительной, судебной, законодательной власти, тип избирательной системы), так и неполитические (уровень образования личности, ее социальное окружение, характер труда личности, ее профессиональная подготовка, морально-нравственные ценности) [5].
Становление концепции политической социализации происходило под влиянием различных научных школ и направлений. Однако процесс вхождения человека в политику чрезвычайно сложен и опосредован огромным числом факторов. Выбор той или иной модели политической социализации диктуется типом господствующей в обществе политической культуры, которая предписывает определенную схему отношений власти и личности.
Возникает вопрос, а откуда человек черпает те знания, которые способствуют политической социализации? Оказывается, что средства массовой информации и трудовой коллектив являются центральными звеньями всей системы социализации человека, и прежде всего политической. Изучив результаты многочисленных опросов, можно сделать вывод, что трудовой коллектив занимает второе место после средств массовой информации по объему передаваемых личности политических знаний, оказывает существенное влияние на процесс усвоения и осмысления полученной информации, а в процессе развития навыков и умений политической деятельности занимает первое место среди прочих институтов [3]. Трудовой коллектив – именно то место, где человек делится своими мыслями, знаниями, вырабатывает определенные убеждения в процессе общения с друзьями, коллегами. В итоге появляется человек политический зрелый. То есть тот, которого характеризует широкая информированность, глубокие политические знания, относительная устойчивость ценностных ориентаций и установок, развитость политического мышления [4].
Политическая социализация в нашей стране обусловлена ее переходным состоянием и нестабильностью в обществе. Все те преобразования, произошедшие в общественной жизни, вызвали изменения в сознании людей. Граждане утратили старые ценности, в том числе и политические, а проблема в том, что новые еще не успели сформироваться. До тех пор, пока в стране не будут положительно решаться социально-экономические проблемы, люди, в том числе находящиеся на начальных этапах политической социализации, будут совершенно по-разному воспринимать политических лидеров, власть, правительство и, конечно, само государство [7].
Каким образом и насколько успешно будет происходить развитие России, в конечном счете, зависит от меры политической социализации каждого отдельно взятого гражданина, от ценностей, идеалов и политической воли рядовой личности, от того, насколько она является субъектом политической деятельности [6].
Как известно, одним из важнейших агентов политической социализации молодежи являются высшие учебные заведения. Высшая школа и молодежь функционально взаимосвязаны. Их взаимодействие – один из важнейших, ничем не заменимых факторов социального, политического, экономического и духовного развития общества и государства, нации и личности. Роль высшего образования не только возрастает, но приобретает особый смысл в трансформационных процессах современного мира. Постиндустриальная цивилизация, в которую, так или иначе, втягиваются все страны, в том числе и Российская Федерация, превращает академические знания и науку не просто в решающую производительную силу, но в определяющий фактор конкурентоспособности стран, социального и политического благополучия.
С политической социализацией молодежи в вузах далеко не все благополучно; возникают все новые и новые проблемы, да и старые обостряются. К исходу первого десятилетия XXI века отчетливо выявились, помимо прочих, две тенденции во взаимодействии вузов с государством и молодежью. С одной стороны, в обществе, в структурах государственной власти и управления, а также в молодежной среде недостает политической компетентности, это им может дать политическая социализация в вузе, в частности политические организации при вузах, которые влияют на политическое мировоззрение студентов.
Роль вузов – долговременный и основательный фактор благополучной социальной мобильности и политической компетентности современной российской молодежи. Знакомства и политико-протекционистские связи, созданные в процессе работы в молодежных политических организациях при вузах, – преходящий фактор. Они могут распасться и не обладают безусловной транзитивной способностью выручать во всех ситуациях.

Литература и примечания:

[1] Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах для студентов ВУЗов. / Ю.С. Борцов. – Ростов-на-Дону, 2008.– 278 с.

[2] Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 2008.

[3] Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие для студентов, преподавателей и абитуриентов / К.С. Гаджиев. – М.: ИНФРА-М, 2005.– 388с

[4] Демидов А.И., Федосеев А.А.. Основы политологии: Учебное пособие. / А.И. Демидов.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с.

[5] Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. – М., 2006. – 419 с.

[6] Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов. Учебное пособие для Вузов / Научн. редактор А.А. Радугин.– М., Центр, 2005. – 515 с.

[7] Политология: Учебное пособие. / Под редакцией Д.С. Клементьева. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. – 535 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *