Политическая идеология послевоенной Японии

🙂

Скачать текст в WORD

На протяжении всей истории страны культура и государственный уклад формировались на религии синто и возвышении фигуры императора, обожествляемого и почитаемого, как посланника богов на земле. Он считался единственно возможной фигурой, способной занимать верховную власть в стране. Монархическая идеология, называемая «тенноизмом», коренилась и укреплялась в народе, становясь фундаментом, на котором строилось японское общество. Идея обожествления императорского трона использовалась не только для сплочения гражданского населения в мирных целях, но и для захватнических действий на территориях соседних стран. Несмотря на возникающие в стране конфликты властных структур, таких, как имперская власть и сегунат, лицо монарха всегда почиталось среди обычных граждан.

Однако политические взгляды Японии претерпевают ряд изменений благодаря новым складывающимся экономическим отношениям и развитию монополистического капитала. Строящийся на основе тэнноистических взглядов абсолютизм к концу эпохи Мэйдзи теряет свое первостепенное, интегрирующее значение в народных массах, уступая позиции усиливающемуся буржуазному либерализму. В начале ХХ века в стране появляется активное рабочее профсоюзное движение, получают распространение местные объединения крестьян, недовольные проводимыми реформами и уровнем жизни населения, создается Коммунистическая партия Японии, в политической программе которой присутствовали идеи устранения монархического режима, ликвидация пережитков феодализма и становления демократии. Стихийно и массово возникающие движения рабочих и либеральные организации не смогли сплотиться в единую оппозиционную систему, способную противостоять идеям монархизма, из-за внутренних разногласий и введенного в 1925 году закона «Об охране общественного порядка». Акт заключал в себе репрессивные методы подавления идеологий, которые ставили под угрозу общественный порядок и ослабляли влияние монархии на японский народ. Под запретом оказались любые противогосударственные агитации (статья 4 Закона об охране общественного порядка), запрещалось создание организаций, целью которых было ослабление японского строя (статья 1 того же закона). Главные карательные методы (каторга и тюремные заключения) нововведенного акта были направлены не только на рабочие и крестьянские организации, но и на и религиозные объединения, отрицающие обожествление императорской власти. В этот же период были распущены все политические партии, и вместо них создана единая политическая организация – Политическая ассоциация Великой Японии, существовавшая с 1940 по 1945 год. Профашистская идеология Ассоциации помощи трону ставила перед собой цель мобилизации войск и боевой силы для участия в войне на стороне императорского дома. Идеи милитаризма, шовинизма активно пропагандировались в массы, создавая условия, при которых в стране происходило логичное ужесточение государственного режима и политической деятельности. Идеи тэнноизма и сильная монархическая власть активно распространялись в контексте профашистских идей, возвращая Императору статус интегрирующего института, собиравшего радикально настроенных на победу своей страны граждан. Культ монарха определял господствующее положение принципа расового превосходства над другими народами.

Однако после поражения во Второй мировой войне положение императора кардинально изменилось. Курс демократизации и уничтожения милитаристических идей определил пути становления новой политической идеологии. Роспуску подверглись все профашистские, националистические организации, были ликвидированы все властные и полицейские структуры, такие, как тайная полиция, Морское и Военные министерства, Министерство внутренних дел. Уничтожению подвергся и тэнноизм как фактор установления антидемократического режима, и в первые годы после войны синтоизм был отделен от государства, а сам Император отрекся от «божественного титула», но не был лишен статуса духовного символа государства синтоистской организацией.

После капитуляции Японии стали происходить искоренение старых пережитков феодальной системы. Наряду с ликвидацией помещичьего землевладения, ослабления монархии оппозиционные организации и профсоюзы получили возможность заниматься легальной деятельностью. Демократически настроенное общество стало проводить комплекс мероприятий, направленных на социальное развитие буржуазного режима. В 50-е годы шло формирование новой политической системы, ядром которой стала Либерально-Демократическая партия, вместе с Прогрессивной. Параллельно с этим формировались и оппозиционные партии, такие как Коммунистическая партия Японии, Социалистическая партия Японии.

В 1946 году был избран первый послевоенный Парламент, большинство мест на котором получили «Либеральная (30 %), Прогрессивная (20%) и Социалистическая (20%) партии». Коммунистическая партия получила всего пять мест в Парламенте.

Восстановившиеся партии были задействованы в разработке проекта новой Конституции. Политические организации разных идеологий подготовили собственные проекты по заданию оккупационных властей, придерживаясь курса своих партий. Главным дискуссионным вопросом стало место императорской власти в государственной системе управления. Консервативные партии хотели создание новой Конституции, которая сохранила бы монархическую власть с ограничениями в виде чрезвычайных указов. Коммунисты продвигали идею создания народной республики на принципах пролетарского империализма.

Либерально партия ставила перед собой цели формирования монополистической верхушки во властных структурах, а также сопротивления демократическим силам для сохранения благоприятных условий развития капитализма. В разработке проектов участвовала и Социалистическая Партия, политическая идеология которой включала в себя принципы демократии, соответствующие новому времени и новым идеям реформации Японии, цели которой включали в себя проведение крупных социальных реформ и социалистического устройства, направленных на формирование мощного государства.

Однако созданный оккупационными властям конституционный проект придерживался определенных требований по созданию акта, основанный на положениях Потсдамской декларации. В этих условиях Япония должна была отказаться своего военного суверенитета, собственность Императора и его семьи переходила государству, Палата пэров устранялась.

Действующим министрам подобный проект казался радикальным, подрывающим государственный суверенитет и само устройство страны, которое прежде базировалось на традиционных основах. Однако в марте 1946 года он был утвержден официально и включил в себя некоторые пункты других политических партий. Так, например, из проекта коммунистов были взяты права граждан на минимальный уровень культуры и жизни населения (статья 25 Конституции), а также статьи 17 и 40, которые оставляли за народом право требовать возмещение ущербов от государственной власти и органов местного самоуправления.

К середине 60 годов ХХ века образовалась партийная система, состоящая из правящей Либерально-Демократической партии, а также ее оппозиционеров: Социалистической партии Японии, Коммунистической партии, Партии Демократического Социализма и партии Комейто (Партия чистой политики). Так сформировалась новая партийная система послевоенной Японии.

Послевоенная политическая идеология Японии претерпела на себе влияние западных оккупационных сил и международных договоров, которые устанавливали рамки для сформирования нового конституционного строя. Была создана Конституция, включившая в себя демократические идеи. Взявшая курс на сотрудничество с США, страна стала преодолевать экономический и социальный кризис, к которому привела прошлая политика полной милитаризации и господствующие профашистские идеологии. Однако стоит отметить, что институт Императора не был полностью ликвидирован. Японская правовая система всегда отличалась традиционностью и преобладанием обычаев над закрепленными юридически актами. Возможно именно поэтому монарх, даже ограниченный в правах, является для японцев символом нации и на сегодняшний день.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *