Показатели финансового положения компании

Анализ и оценка эффективности компании возможны на основе использования системы показателей, предоставляющую возможность объективно оценить эффективность деятельности в целом в целях изыскания резервов экономического роста, принятия управленческих решений и т.д. и т.п.

На сегодняшний день в экономической литературе отсутствует единая система показателей оценки эффективности компании. Однако эффективный анализ и управление финансами могут быть достигнуты с помощью расчета финансовых коэффициентов на основе финансовой информации – сведений финансового характера, имеющие предметное содержание и предназначенные для снятия определенности и принятия финансовых решений.

Расчет финансовых коэффициентов является не только одним из наиболее известных, но и часто используемых методов, который позволяет проследить взаимосвязи между финансовыми показателями, а также выявить динамику и оценить тенденции изменения.

Выбор показателей оценки эффективности деятельности компании во многом зависит от целей менеджмента, а также применяемая система должна соответствовать стадии жизненного цикла организации. Так например, показатели рентабельности будут являться ключевыми для компании на этапе ее возникновения и роста, поскольку ее основными целями будут являться наращивание мощностей, расширение производства, создание сети покупателей и поставщиков. Менеджмент в этот период пытается определить насколько целесообразность использования активов. В дальнейшем, когда компания уже выходит на оптимальный объем, имеет устойчивую репутацию и сеть поставщиков и покупателей, меняются ключевые показатели оценки эффективности деятельности компании. На данном этапе важно, чтобы компания не только приносила прибыль, но при этом повышала свою ценность, то есть капитал, вложенный в бизнес, возрастал с учетом требуемой нормы доходности.

Традиционно финансовые показатели оценки деятельности компании можно разделяют на следующие группы:

Показатели ликвидности;

Показатели финансовой устойчивости;

Показатели оборачиваемости;

Показатели рентабельности.

Показатели ликвидности позволяют описать и проанализировать способность компании отвечать по своим текущим обязательствам, Таким образом устанавливается достаточно ли обеспечено предприятие оборотными средствами для расчета по текущим операциям. Показатели ликвидности включают в себя: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, период самофинансирования и чистый оборотный капитал.

Коэффициент текущей ликвидности (Current ratio) отражает насколько текущие активы покрывают краткосрочные обязательства, то есть характеризуется устойчивость компании к краткосрочным колебаниям на рынке. Рекомендуемое значение данного показателя равно 2, однако оно может колебаться в зависимости от отрасли и особенностей бизнеса.

CR= Текущие активыКраткосрочные обязательства.

Коэффициент быстрой ликвидности (Quick Ratio) отражает способность компании оплатить краткосрочные обязательства компании из активов, уже являющимися деньгами или которые могут превратиться в деньги в ближайшее время. Данный показатель учитывает не все краткосрочные вложения, а только ликвидные (рыночные). Чем выше значение, тем стабильнее деятельность компании. Тем не менее слишком высокое его значение может сигнализировать об избыточном наличии ресурсов, которые недостаточно эффективно используются.

QR= Деньги+Краткосрочные рыночные вложения+Дебиторская задолженностьКраткосрочные обязательства.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Cash ratio) показывает долю краткосрочных обязательств, которая может быть покрыта не только за счет денежных средств, но и за счет их эквивалентов (рыночные ценные бумаги, депозиты), то есть за счет абсолютно ликвидных активов.

CR= Деньги+Краткосрочные рыночные вложенияКраткосрочные обязательства.

Период самофинансирования (Defensive interval ratio) показывает число дней обеспечения компания средствами, которые заключены в ее краткосрочных активах. Показатель характеризует стабильность обеспечение финансирования текущих операций при возникновении краткосрочных провалов в продажах.

DIR= Деньги+Краткосрочные рыночные вложения+Дебиторская задолженностьСреднедневные платежи.

Чистый оборотный капитал (Net working capital) характеризует насколько финансовой устойчива компания, так как превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами сигнализирует не только о способности компании погасить свои краткосрочные обязательства, но и о наличии резервов для расширения деятельности

NWC= Текущие активы-Краткосрочные обязательства.

Показатели финансовой устойчивости оценивают состав источников финансирования и динамику соотношения между ними. Показатели рентабельности включают в себя: коэффициент финансового рычага, коэффициент автономии, покрытие процентов по кредиту, общий коэффициент покрытия долга.

Коэффициент финансового рычага (Financial leverage ratio) характеризует зависимость компании от внешних займов. На интерпретацию этого показателя влияют много факторов: средний уровень показателя в отрасли, особенности деятельности, доступ компании к долговым источникам финансирования и т.д. Значение показателя больше 1 может обозначать возможные сложности в обеспечении платежей.

FL= Заемный капиталСредний собственный капитал.

Коэффициент автономии (Equity-to-debt ratio) по сути является обратным коэффициенту финансового рычага и характеризует устойчивость компании по отношению к ее долговым обязательствам.

ED= Средний собственный капиталВалюта баланса.

Покрытие процентов по кредиту (Interest cover ratio) показывает какой запас доходов имеет компания для обеспечения выплат, связанных с привлеченными кредитами. Рекомендуемым значением является 1, однако на конкретные рекомендации влияют множество обстоятельств.

ICR= EBITПроценты по кредитам.

Общий коэффициент покрытия долга (ОПД) показывает какой запас обеспечивается под запланированные выплаты банку, которые связаны с возвратом основного долга и процентами. Значение этого показателя сигнализирует банку о своевременности будущих платежей. Как правило, в зависимости от обстоятельств, минимальное допустимое значение коэффициента устанавливается на уровне от 1 до 1,5.

ОПД= Денежный поток до выплат банкуВыплаты банку(процент+возврат кредита).

Показатели ликвидности и финансовой устойчивости являются группами показателей, которые позволяют определить такие риски компании, как риск потери платежеспособности и кредитный риск.

Финансовое состояние компании непосредственно зависит от того, насколько быстро средства, которые были вложены в ее активы, могут превратиться в деньги. Анализ оборачиваемости позволяет увидеть финансовое состояние в динамике. Показатели оборачиваемости включают в себя: коэффициенты оборачиваемости, период оборота, чистый операционный цикл.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Receivables turnover ratio) показывает среднее время, которое требуется для взыскания дебиторской задолженности. Чем больше коэффициент, тем быстрее скорость превращения задолженности в денежные средства, то есть таким образом повышается ликвидность оборотных средств компании.

RT= Объем продажСредняя дебиторская задолженность.

Период оборота дебиторской задолженности (Receivables turnover in days) представляет аналогичен коэффициенту оборачиваемости, однако он выражен в днях. Показывает сколько времени требуется для превращения продаж в денежные поступления.

RT= Средняя дебиторская задолженностьОбъем продаж*365.

Коэффициент оборачиваемости запасов (Inventory turnover ratio) отражает скорость реализации запасов. Высокое значение данного показателя может говорить об эффективном использовании ресурсов компании, однако высокая оборачиваемость запасов требует стабильности поставок товаров и материалов.

IT= Объем продажСредние запасы.

Период оборота запасов (Inventory turnover in days) представляет собой коэфиициент оборачиваемости запасов, выраженный в днях.

IT= Средние запасыОбъем продаж*365.

Коэффициент оборачиваемости активов (Total assets ratio) характеризует насколько эффективно компания используется имеющиеся в распоряжении ресурсы. Показатель показывает сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения.

ТАТ= Объем продажСредние суммарные активы.

Коэффициент оборачиваемости постоянных активов (Fixed assets turnover ratio) известен как «фондоотдача». Коэффициент характеризует насколько эффективно компания использует располагаемыми основными средствами. Значение данного показателя может сильно варьироваться в зависимости от отрасли.

FAT= Объем продажСредние постоянные активы.

Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала (Working capital turnover ratio) показывает эффективность использования инвестиций в оборотный капитал и их влияние на продажи. Чем выше значение коэффициента, тем выше эффективность использования чистого оборотного капитала.

WCT= Объем продажСредний оборотный капитал.

Чистый операционный цикл (Net operating cycle) отражает период в днях, на который финансируется оборотный капитал.

NOC=RT+IT в днях.

Показатели рентабельности характеризуют отношение прибыли ко вложенному капиталу и его элементам. Коэффициенты рентабельности отражают сумму прибыли, которую компания получает на каждый рубль капитала, активов, доходов, расходов и т.д. Показатели рентабельности включают в себя: рентабельность продаж, рентабельность по EBIT, рентабельность по EBITDA, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестированного капитала.

Рентабельность продаж (Net Profit Margin) отражает общую прибыльность продаж компании.

NPF= Чистая прибыльОбъем продаж*100%.

Рентабельность по EBIT (EBIT margin) отражает прибыльность продаж без учета затрат на проценты по кредитам и выплаты налога на прибыль.

EBIT margin= EBITОбъем продаж*100%.

Рентабельность по EBITDA (EBITDA margin) отражает прибыльность продаж компании без учета затрат на проценты по кредитам, выплату налога прибыль и амортизацию.

EBITDA margin= EBITDAОбъем продаж*100%.

Рентабельность активов (Return on assets) характеризует общую эффективность использования активов компании.

ROA= Чистая прибыльСредние суммарные активы*100%.

Рентабельность собственного капитала (Return on equity) показывает прибыльность использования капитала, а именно рентабельность компании с точки зрения акционеров.

ROE= Чистая прибыльСредний собственный капитал*100%.

Рентабельность инвестированного капитала (Return on invested capital) отражает рентабельность деятельности с точки зрения вложенного в компанию долгосрочного капитала.

ROIC= EBIT*(1-Ставка налога на прибыль)Собственный капитал+Долгосрочные обязательства*100%.

В дополнение к традиционным группам показателей можно добавить группу инвестиционный критериев, которые включают в себя: отношение «цена/прибыль», прибыль на акцию, балансовая стоимость акции, норма дивидендного дохода.

Отношение «цена/прибыль» (Price to earnings) показывает на сколько рыночная цена компании больше ее годовой прибыли и отражает то, как акционеры оценивают риски и перспективы компании.

рЕ = Рыночная стоимость компанииЧистая прибыль.

Прибыль на акцию (Earnings per share) показывает долю чистой прибыли на одну обыкновенную акцию.

EPS= Чистая прибыльЧисло обыкновенных акций.

Балансовая стоимость акций (Воок value per share) отражает балансовую оценку обыкновенный акции.

BPS= Суммарный собственный капиталЧисло обыкновенных акций.

Норма дивидендного дохода (Dividend yield) отражает доходность вложений в акционерный капитал, выраженную в получаемых дивидендах.

DY= Сумма выплаченных дивидендовРыночная стоимость компании

Стоит отметить, что традиционным финансовым показателям эффективности присущ ряд таких недостатков как ограниченность сферы применения, недостаточная корреляцию со стоимостью акций, возможность манипулирования и т.д. Некоторые из этих проблем избегаются путем использования показателей добавленной стоимости, основными преимуществами которых является в первую очередь возможность оценки компании с учетом фактора риска, а также измерение добавленной стоимости. Однако и они в свою очередь не лишены таких недостатков как сложность и недостаточная объективность прогнозных оценок, неоднозначность требуемой отдачи на вложенный капитал и т.д.

На сегодняшний день существует несколько измерителей создания стоимости. Наиболее популярным из них является показатель экономической добавленной стоимости (EVA), суть которого заключается в следующем: компания обеспечивает создание добавленной стоимости в случае, если фактическая доходность от инвестиций выше минимального требуемого уровня доходности. В качестве требуемого уровня доходности компании чаще всего используется величина средневзвешенной стоимости капитала, характеризующая затраты на привлечение капитала.

EVA=IC*ROI-WACC,

где EVA – экономическая добавленная стоимость,

IC – инвестированный в бизнес капитал,

ROI – рентабельность инвестированного капитала,

WACC – средневзвешенная стоимость капитала.

EVA=NOPAT-IC*WACC,

где NOPAT – величина чистой операционной прибыли.

WACC=1-t×rd×Wd+re×We,

где T — ставка налога на прибыль

rd – стоимость привлечения заемного капитала

Wd – доля заемного капитала

re – стоимость собственного капитала

We – доля собственного капитала.

Основными направлениями максимизации стоимости компании являются увеличение рентабельности инвестиций и снижение стоимости привлечения капитала.

Показатели оборачиваемости, рентабельности и группа инвестиционных критериев позволяют проанализировать насколько эффективно компания распоряжается ресурсами, оценить доходность акций компании, а показатель EVA служит мерой оценки стоимости компании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *