Подходы к изучению творческого потенциала

На сегодняшний день многие исследователи совпадают во взгляде о том, что феномен «творческий потенциал» не имеет однозначной трактовки. Например, в пределах деятельностного подхода происходит изучение предоставленного феномена как качества, характеризующего границу возможностей личности выполнять работу творческого характера.

Рындак В. Г. квалифицирует творческий потенциал как систему личностных способностей, разрешающих лучше изменять приемы поступков в соответствии с новыми условиями, и как интегральное единство социальных и природных сил человека, обеспечивающих его личную потребность в творческой саморазвитии и самореализации [29].

В деятельностной концепции М. С. Кагана личность приобретает собственную структуру из видовой структуры человеческой деятельности и характеризуется пятью потенциалами: коммуникативным, гносеологическим, аксиологическим, творческим, художественным. Творческий потенциал личности устанавливается приобретенными ею и независимо выработанными навыками и умениями, способностями к деянию, разрушительному и (или) созидательному, репродуктивному или продуктивному, и критерием их исполнения в той или иной (или нескольких) сфере труда, революционно-критической и социально-организаторской деятельности [15].

Приверженцы аксиологического подхода устанавливают творческий потенциал как репертуар самостоятельно выработанных и полученных навыков и умений, как способность к какому-либо действию и меру их осуществления в определенной области общения и деятельности. Так, Е. А. Глуховская обусловливает творческий потенциал как динамическое интегративное личностное свойство (в совокупности личностных знаний, способностей, убеждений, умений, направленности, отношений), устанавливающее готовность, потребность, и возможность творческого саморазвития и самореализации [8].

С точки зрения интегративного подхода исследователи обусловливают творческий потенциал как интегративную личностную характеристику человека, обнаруживающуюся системным динамическим образованием. К примеру, с точки зрения Кулюткина Ю. Н. творческий потенциал личности, определяющий результативность ее деятельности в меняющемся мире, характеризуется не только сформировавшимися у человека ценностно-смысловыми структурами, методами решения задач, понятийным аппаратом мышления, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Такая база, такой потенциал развития есть системное образование личности, которое характеризуется интеллектуальными, мотивационными и психофизиологическими запасами развития, а именно:

а) богатством интересов и потребностей личности, ее устремленностью на все более полную самореализацию в разных областях труда, общения и познания;

б) уровнем развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые для него профессиональные и жизненные проблемы, особенно глобального характера. Человек должен быть открытым по отношению к новому; реалистически подходить к начинающимся проблемам, видеть их во всей сложности, многообразии и противоречивости. Такой человек также должен видеть альтернативные пути решения и справляться со сложившимися стереотипами; владеть гибким и широким мышлением, уметь извлекать уроки из прошлого, критически анализировать опыт; обладать высокой физической энергией и силой, работоспособностью, высоким уровнем формирования психофизиологических возможностей [18].

Даринская Л. А. описывает творческий потенциал как сложное интегральное понятие, содержащее в себе социально-личностный, логический и природно-генетический составляющие, в совокупности, представляющие собой умения, знания, стремления и способности личности к преобразованиям в разных областях деятельности в рамках общечеловеческих норм нравственности и морали [13].

Следовательно, даже короткий анализ каких-либо подходов представляет, что нелегко дать однозначное определение такому феномену, как творческий потенциал. Мы считаем, что творческий потенциал – это та энергия, которая может содействовать вырабатыванию врожденных способностей, личностных особенностей человека, и привести, в итоге, к полному исполнению личностью собственной социальной и индивидуальной субъектности. Творческий потенциал может быть раскрыт, а может остаться и абсолютно нетронутым. Это зависит от условий формирования данного феномена. Другими словами, есть отдельные ограничения, которые в имплицитной форме могут тормозить выявление творческого потенциала личности.

К макросоциологическим обстоятельствам необходимо отнести социально-политические и социально-экономические факторы. На самом деле, подобные неблагоприятные социально-экономические условия, как, например, ухудшение качества жизни, экономический спад и т. д., вряд ли могут содействовать повышению творческого потенциала личности.

Творческий потенциал оказывается крайне востребованным в силу того, что личность в настоящее время все инициативнее делается субъектом профессиональной деятельности, имеющей целый комплекс качеств для достижения плодотворных результатов своей работы.

А микросоциологические условия формирования творческого потенциала связаны культурным полем социальной группы, гендерными аспектами и организационной культурой. Не вызывает колебаний тот факт, что общественные группы оказывают воздействие на входящих в них членов. Однако при этом зачастую упускается из вида, что воздействие общественных групп исполняется не в абстрактной среде, а в рамках организационной культуры той организации, в которую входят данные группы.

Другими словами, социальные групповые процессы детерминируются культурным пространством организации, культурной средой. Воздействие общественной группы на личность реализовывается не в абстрактной среде, а в культурном поле группы. Последнее во многом определяется ценностными установками лидера группы [18].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *