Подъем потребления в Китае

В наши дни современный Китай является главным импортером в мире и найти товар, который не производился и не поставлялся бы на внешний рынок достаточно сложно. Однако Китай, обладая большим человеческим и производственным потенциалом, долгое время отставал от стран Запада по росту потребления. Кроме того, жители государства не имели четких гарантий и прав на качественную и безопасную продукцию, деятельность предпринимателей ничем не регулировались. Многие ученные объясняют данное явление через гипотезу о том, что главной движущей силой развития законодательства в сфере предоставления и обеспечения населения страны качественными товарами и услугами является конкурентный рынок, на котором сталкиваются интересы потребителей и производителей, а также наличие у каждой из сторон правовой поддержки со стороны государства.

Современный Китай, основанный на плановой экономике, первоначально не признавал важную роль концепции и функции свободного рынка. Тем не менее со временем политические изменения в Китае привели к экономическим и правовым реформам. В частности, Китай изменил свою правовую систему, включив в нее западные принципы, хотя и переработанные с китайской спецификой, в целях содействия экономическому росту и международной торговле. В результате позиция и влияние китайских потребителей усилились, и теперь им предоставлены конкретные юридические гарантии. Закон «О качестве продукции» является основным законодательным актом, играющим важную роль для китайских потребителей, в котором регулируются социальные, экономические, политические и юридические факторы, влияющие на уровень контроля качества продукции.

Возрастающий спрос на продукцию разного типа принято считать процессом, который обычно описывается как движение, непосредственно связанное с укреплением гарантий прав и интересов потребителей на рынке. Социальные, экономические, политические и правовые проблемы в совокупности являются факторами, формирующими общие черты потребительского поведения. И хотя рост потребительского спроса в Европе и Северной Америке прослеживается уже в 1930-х годах, его развитие в современном Китае является гораздо более новым явлением. Как уже было упомянуто выше наиболее вероятным объяснением этого может быть то, что необходимой предпосылкой для роста любого движения прав потребителей является конкурентный рынок. Однако современный Китай — Китайская Народная Республика (КНР) — был создан на основе плановой экономики, которая не функционировал в соответствии с основными правилами конкурентного рынка.

С течением времени политические изменения в Китае привели к корреляционной реформе экономической структуры — отсюда переход от плановой экономики к социалистическому рынку. Это экономическое развитие привело к разрастанию группы таких игроков на рынке как потребители. В сочетании с этими изменениями, Китай перестроил свою правовую систему охватывающие западные принципы, хотя и модифицированные с китайской спецификой, чтобы способствовать экономическому росту и международной торговле для страны. В результате были предоставлены конкретные юридические гарантии китайским потребителям, начиная с серии основополагающих законов, принятых в 1990-х годах, таких как Закон «O борьбе с недобросовестной конкуренцией», Закон «O качестве продукции» и Закон «O защите прав потребителей». За этим последовал период относительной бездеятельности, но после принятия законов «О борьбе с монополизацией», «О безопасности пищевых продуктов», «Об ответственности» и пересмотре Закона «О защите прав потребителей», которые были обнародованы в последние годы, было бы интересно пересмотреть весь этот свод законов и проанализировать, является ли основная цель этих законов защита прав потребителей в Китае или это один из путей заработать на потребителях, но рассматриваться данная тема в статье не будет, так как работа посвящена исключительно законам с качеством продукции. Закон «О качестве продукции» — одно из самых ранних постановлений на национальном уровне по обеспечению защиты китайских потребителей — был специально введен не только для регулирования поведения бизнес-операторов в сфере производства и продаж, но также для защиты прав и интересов потребителей. Независимо от того, выполнил ли закон «О качестве продукции» эту последнюю цель или его законодательная обязанность по защите прав потребителей была перекрыта всеобъемлющей миссией по регулированию поведения на рынке для поддержания рыночного порядка, на вопросы лучше всего ответить, исследуя историю и развитие законодательства. Еще одна причина сконцентрировать внимание на Законе «О качестве продукции» заключается в том, что, несмотря на существование этого закона, по-прежнему выражается обеспокоенность по поводу качества китайских товаров. Хотя в последние годы это качество улучшилось, оно по-прежнему вызывает озабоченность у потребителей, особенно на китайском рынке. Продолжающиеся исследования в этой области повышают осведомленность о проблеме и могут способствовать постепенному улучшению качества продукции в Китае.

Несмотря на то, что в 1949 году в Китае проживало 541,7 миллиона человек, концепция «потребитель» не существовала на ранних этапах становления КНР. В основном это связано с экономической структурой, принятой Китаем после прихода к власти коммунистической партии в 1949 году. В рамках командной экономики той эпохи все социальные ресурсы распределялись в соответствии с обязательным планированием, без каких-либо исключений для потребительских товаров.

Кроме того, сложная система пайков была введена в середине 1950-х годов, которая продолжалась до 1990-х годов. Одна из функций этой системы состояла в том, чтобы контролировать распределение товаров, поскольку правительство покупало товары широкого потребления у производителей и затем возвращало их производителям в качестве пользователей по квоте. В противном случае, если они бы они не были запрещены правительством, товары стали бы продаваться на открытом рынке, как правило, по более высокой цене. Такое распределение ресурсов не только ограничивало рыночную активность, но и сделало рынок недоступным для групп с низким доходом, составлявших в то время большинство населения. Конечно, учитывая дефицит предложения, качество не было первостепенной заботой для пользователей. Более того, отсутствовала инфраструктура, пользуясь которой население смогло бы подавать жалобы или требовать возмещения ущерба за использование некачественных товаров. Таким образом, под командованием китайской экономики производители фактически выступали в роли «продавцов» и «потребителей» товаров, а «потребители» как таковые в системе не существовали.

Перестройка китайской экономики в конце 1970-х годов стала катализатором возвращения потребителей на рынок. Во время принятия мер по реформе, таких, как система ответственности по контрактам, которая увязывала выпуск с вознаграждением, доходы домашних хозяйств значительно увеличились. Последовательное влияние роста располагаемого дохода стало заметным толчком в потреблении. Кроме того, экономические реформы возродили открытый рынок и увеличили доступность потребительских товаров. Это стало еще более очевидным, когда Дэн Сяопин представил свою известную теорию «социалистической рыночной экономики», которая ускорила экономический переход Китая к рыночной модели с социалистическими характеристиками. Постепенное накопление и сборка элементов рынка в конечном итоге позволили «потребителям» вернуться на рынок вместе с необходимостью защищать свои права и интересы.

Спрос на защиту потребителей подтверждается и историей создания потребительских ассоциаций в Китае. Экономические реформы конца 1970-х годов не только вернули потребителей, но и привели к недобросовестным действиям на рынке. В ситуации столкновения интересов потребителей и недобросовестных производителей на рынке могли возникать конфликты и споры. Однако введение соответствующих положений или создание специального суда для потребителей не было приоритетной задачей для сохранения спокойствия на рынке и разрешения проблем потребителей. Вероятно, это было связано с «тонкой культурой судебных разбирательств» и низкой осведомленностью потребителей о своих правах, что было вызвано командной экономикой, которая действовала более четырех десятилетий (1949-1992 годы) в Китае. С другой стороны, местные власти решили создать ассоциации для защиты интересов граждан. Примером может служить созданное в провинции Хэбей в уезде Синьлэ в 1983 году бюро «Торговли и коммерции». Модель уезда Синьлэ имела огромный успех и была перенята другими местными властями в провинции Фуцзянь, городе Гуанчжоу, Синьцзян-Уйгурском автономном районе и в других местах. Вскоре после этого, в 1984 году, Государственный совет разрешил создание потребительской ассоциации на национальном уровне, а именно Китайской ассоциации потребителей. Однако на тот момент институциональная защита, предоставленная Ассоциацией потребителей Китая, не имела законодательной базы. Действительно, это было исправлено только в статье 31 Закона «О защите прав потребителей», когда она была принята в 1993 году. До 1993 года наиболее близким к национальному законодательству о защите потребителей был Гражданский закон. Но законодательные цели Гражданского закона не были ориентированы на потребителя.

Последствия неспособности обеспечить эффективную защиту потребителей хорошо иллюстрируются инцидентом с безопасностью пищевых продуктов, который произошёл в 1987 в провинции Фуцзянь. Тогда был обнаружен опасный производитель, готовящий маринованные овощи с промышленной солью на заброшенном стоке. Из-за отсутствия соответствующих законов в то время, потребители были оставлены без права обращения за помощью после инцидента, и Ассоциация потребителей Китая оказалась бессильной. В конце концов, производителя просто оштрафовали на RMB 2000 в соответствии с Законом «О пищевой гигиене».

Этот случай с овощами побудил правительство провинции Фуцзянь провести первое регулирование в области защиты прав потребителей в Китае, а именно ввести постановление провинции Фуцзянь «О защите прав и интересов потребителей». В то же время дело о маринованных овощах подало четкий сигнал центральному правительству о том, что потребительские ассоциации в значительной степени неэффективны в отсутствие принудительных полномочий, что усугубляется тем фактом, что число сделок на некачественный продукт росло в соответствии с ростом потребительского спроса. И к 1990 году число жлоб, поданных всеми ассоциациями потребителей в стране достигло приблизительно 28 миллионов, не говоря уже о случаях, которые не были рассмотрены в ассоциации. Но до февраля 1993 года законы «О защите потребителей» и «О качестве китайской продукции» не были приняты.

Одним из распространенных объяснений медлительности центрального правительства в потребительском праве заключается в том, что, как правило, Национальный конгресс народных представителей проверял жизнеспособность новых законов на провинциальном или уездном уровне, прежде чем предпринимать законодательные меры. И все же более убедительным объяснением является отсутствие политической поддержки таких законов до тех пор, пока они не были одобрены в связи с экономическим толчком Дэн Сяопина в поправках 1993 года к Конституции Китая. В поправке к Конституции четко указано, что «государство будет осуществлять социалистическую рыночную экономику» и что «государство должно укрепить законодательство в области экономики».

Китайское правительство осознало тот факт, что простое открытие рынка страны, не имея при этом сильной правовой системы, не позволит иностранным инвесторам торговать с Китаем. Возможно, по этой причине Всекитайское собрание народных представителей на 8 съезде утвердило 85 законов для реализации в рамках программы пятилетки (1993-1998 годы), около 50 процентов из которых были приняты в целях содействия строительству социалистического рынка.

В связи с данной ситуацией законодательством были разработаны Закон «О гигиене пищевых продуктов», Закон «О рекламе», Закон «О защите прав потребителей», кроме того были проведены изменения в законе «О товарных знаках», Законе «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» и Законе «О качестве продукции», все из которых придерживаются общей цели стандартизации и регулирования поведения на рынке. По-видимому, обеспечение защиты потребителей было вторичным по отношению к преобладающей роли этой волны законодательства — для удовлетворения интересов экономической политики Китая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *