Перспективы развития аутсорсинга учетных функций

Для российских компаний аутсорсинг – это новое явление. Если в США и Европе передача деловых процессов на аутсорсинг привычное дело, то в России отношение к внешним провайдерам настороженное и недоверчивое.

Сегодня аутсорсинг становится обычной практикой для предприятий всех уровней бизнеса, от небольших фирм, до глобальных корпораций. Это касается нашей страны, в той же мере, в которой это касается всего остального мира, об этом свидетельствуют и данные статистики: достаточно проанализировать такой общий показатель, как соотношение бюджетных средств затраченных на аутсорсинг, таких как бухгалтерское обслуживание организации, с бюджетными средствами, выделенными на внутренние организационные затраты. Это лишь косвенно свидетельствует о развитии процесса, поскольку речь не идёт о конкретных суммах, но, тем не менее, тенденция налицо. Конечно, в этом отношении, статистика по России отстаёт от европейских, например, показателей, но уже уверенно к ним приближается — всё чаще непрофильные бизнес-процессы отдаются на аутсорсинг. Это может касаться конкретного проекта или целой области, такой как юридическое или бухгалтерское сопровождение компаний.

Аутсорсинг существует во многих различных видах. Так, одним из наиболее разработанных направлений в этом смысле являет IT-сфера, и именно айтишники написали множество толковых книг о приёмах и методах использования аутсорсинга. Именно в этой сфере были разработаны все нюансы протоколов взаимодействия между компанией предоставляющей услугу и заказчиком, а также терминологическая база для того, чтобы описать все эти юридические процессы. Так что следует внимательно следить за всеми процессами, происходящими в области IT, поскольку она является форвардной в области аутсорсинга и способна предоставить образец для взаимодействия в других областях.

Кроме того аутсорсинг широко используется в области финансового менеджмента, а также маркетинга. Разработка стандартов взаимодействия для этих видов деятельности активно продолжается, несмотря на обилие на рынке множества липовых специалистов, подрывающих доверие ко всей сфере аутсорсинга. Уточняя протоколы взаимодействия, маркетологи и финансовые менеджеры повышают престиж аутсорсинга как такового, ведь если строго определять, как должен взаимодействовать клиент и поставщик соответствующих услуг. Также весьма распространены компании, предоставляющие услуги ведения бухучёта, такие как triumpho.ru, которая, кстати, является одной из ведущих на рынке.

В итоге за 2009 — 2015 гг. суммарная выручка на рынке аутсорсинга учетных функций возросла почти в два с половиной раза — до 8,5 млрд руб. Несмотря на кризис и снижение темпов роста доходов в сфере аутсорсинга учетных функций, видно, что из года в год популярность аутсорсинга учета повышалась среди отечественных компаний. Преимущества передачи на сторону учетных процессов становятся понятными все более широкому кругу компаний.

Существует несколько факторов увеличения спроса на рассматриваемом рынке.

  1. Традиционно спрос возрастает со стороны иностранного бизнеса, для которого передача учета на подряд — дело привычное.
  2. Спрос может быть спровоцирован самим кризисом, который наблюдается в российской экономике, ведь это самое подходящее время для оптимизации бизнес-процессов, среди которых аутсорсинг занимает далеко не последнее место.
  3. Стимулом для рынка может стать повышенное внимание государства к оптимизации различных процессов управления, что подтверждается изменением выручки, показанным на рис. 3 [7]. Это вызвано сокращением персонала в целях оптимизации расходов и повышения эффективности работы госслужб и госучреждений. Например, в Москве, по заявлению мэра на заседании правительства Москвы 17 марта 2015 г., под сокращения попадут до 30% госслужащих.


 

В 2015 г. происходят изменения в структуре выручки по отраслям промышленности, которые свидетельствуют о проникновении и распространении аутсорсинга учетных функций на различных рынках. Тройка лидеров, приносящих наибольшую выручку аутсорсерам, в 2014 г. — это торговля, нефтяная и нефтегазовая промышленность и электроэнергетика. В 2015 г. на третье место поднимаются финансовые институты, опережая по выручке электроэнергетику и строительство.

Государственное управление приносит менее 50 млн руб., но темпы прироста свидетельствуют о перспективах развития аутсорсинга учетных функций в данном сегменте, также стоит отметить повышение интереса со стороны сферы образования и ЖКХ. Высокая социальная значимость достоверности отчетности подобных учреждений требует высокой квалификации и ответственности бухгалтеров, что способен обеспечить аутсорсинг учетных функций.

Развитие информационных технологий и стремление компаний к высокотехнологичным услугам дают возможность аутсорсерам предлагать современные условия обслуживания. В аутсорсинге бизнес-процессов с развитием IT-технологий появляются более совершенные решения, упрощающие взаимодействие аутсорсера и заказчика и улучшающие обслуживание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *