Оценка и прогнозирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации

🙂

Скачать текст в WORD

В современной России весьма остро стоит вопрос об эффективности поддержки государством субъектов малого предпринимательства. И это неудивительно: эти предприятия имеют неоспоримые преимущества по сравнению с крупным бизнесом, поскольку они, как правило, специализируются на одном направлении осуществляемой деятельности, что не требует больших организационных затрат и инвестиций. Именно поэтому в условиях кризиса государство играет не последнюю роль в формировании предпринимательской среды для малых предприятий и экономики России в целом.

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая компания или индивидуальный предприниматель, которые были созданы с целью получения прибыли. Помимо них, в эту категорию также входят крестьянские хозяйства, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные партнерства [55, с. 1178].

Критерии, по которым компании относят к субъектам малого предпринимательства, установлены федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ [8] и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 265 [15]. Данные нормативно-правовые акты гласят, что для отнесения в 2019 г. организации к субъектам малого предпринимательства, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

1. Размер выручки за предыдущий год от реализации товара, работ или услуг (без учета НДС) не превышает 800 млн руб.

2. Среднесписочная численность работников за предыдущий год не превышает 100 человек.

3. Доля субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов в уставном капитале не превышает 25%.

4. Доля сторонних организаций в уставном капитале не превышает 49%.

Субъекты малого предпринимательства законодательно находятся в выгодном положении по сравнению с другими предприятиями. Это обуславливается, в первую очередь, наличием льгот, установленных законодательством. Таким образом, небольшие компании и индивидуальные предприниматели, попадающие под перечисленные критерии, пользуются следующими льготами, установленными государством:

1. Надзорные каникулы. С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2020 г. для субъектов малого предпринимательства запрещены неналоговые проверки [12]. Однако существует ряд требований: у компании не должно быть грубых нарушений в течение трех предыдущих лет.

2. Отказ от лимита кассы. Субъекты малого предпринимательства имеют право не устанавливать лимит остатка наличных в кассе [18]. По закону отказаться от лимита можно в любой момент, однако на практике не все инспекторы готовы разрешить использовать эту льготу.

3. Упрощенные учет и отчетность. Всем субъектам малого предпринимательства разрешено применять упрощённые способы бухгалтерского учета и сдавать отчетность в упрощенном виде (п. 4 ст. 6 федерального закона № 402) [28, с. 53]. Однако и другим предприятиям можно переходить на упрощенную систему налогообложения при выполнении необходимых условий.

4. Льготы по региональным налогам. Местные власти вправе устанавливать льготы для субъектов малого предпринимательства. К примеру, по налогу на имущество с кадастровой стоимости (п. 2 ст. 372 НК РФ) [5]. Также региональные власти вправе устанавливать пониженные ставки для компаний на упрощенной системе налогообложения.

5. В 2018 году государство ввело ряд финансовых мер стимулирования в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

–             на возмещение части затрат по договорам лизинга;

–             на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам;

–             на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях;

–             для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей) [46, с. 141].

6. Преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, находящейся в аренде у предприятий малого бизнеса. Эта норма прописана в федеральном законе от 29.06.2015 г. № 158 [44, с. 30].

В настоящий момент государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации ставит перед собой основную цель понижения рисков малых предприятий. В виду этого государство работает сейчас по следующим важнейшим направлениям [52, с. 110] (рис. 1.1):

Рис. 1.1. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации

Об эффективности мер по поддержке субъектов малого предпринимательства можно судить по динамике их развития в нашей стране. Статистические данные [65] свидетельствуют о том, что малое предпринимательство стало заметным явлением в экономике России. В целом за 2011-2018 гг. число малых предприятий в Российской Федерации выросло в 1,45 раза, на 823,5 тыс. предприятий (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Число малых предприятий в Российской Федерации в 2011-2018 гг., тыс. предприятий

На рис. 1.2 можно видеть стабильную динамику роста числа малых предприятий, зафиксированную с 2011 г. Однако на основании статистики проследить динамику малых предприятий в настоящее время практически невозможно. Это обусловлено тем, что в 2015 г. изменились критерии отнесения организации к средним. Малым и микропредприятиям: значительная часть малого бизнеса была отнесена к микробизнесу, а часть предприятий среднего бизнеса попала под разряд малого [43, с. 726].

Далее следует рассмотреть особенности развития малого предпринимательства непосредственно в российских регионах. Итак, по-прежнему сохраняются диспропорции и неравномерное развитие предпринимательства. Территориальное распределение малых предприятий отражает общую структуру расселения в Российской Федерации. Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в Центральном (35,2%), Приволжском (17,3%), Северо-Западном (13,9%), Сибирском (10,9%) федеральных округах [65] (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Структура распределения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации по федеральным округам в 2018 г., %

За последние 8 лет среднее количество занятых на малых предприятиях оставалось практически стабильным. Количество занятых в секторе малого бизнеса на 2018 год составляет 16,34% от общей занятости в экономике (72354,4 тыс. человек) [67], а средняя численность работников списочного состава без внешних совместителей на малых предприятиях составила 10719,9 тыс. человек [65].

Рис. 1.4. Средняя численность работников малых предприятий в Российской Федерации в 2011-2018 гг., тыс. человек

Оборот малых предприятий в течение 8 лет стабильно рос и составил в 2018 году 53314,2 млрд руб., что на 135,8% выше, чем в 2011 г. – 22610,2 млрд руб. [65] (рис. 1.5). В Российской Федерации доля валовой добавленной стоимости малых и средних предприятий в ВВП составляет 21%, в то время как в зарубежных развитых странах только на сектор малого бизнеса приходится более половины ВВП [42, с. 2296]. Данный разрыв можно объяснить историческими факторами: в России процесс формирования малого бизнеса начался в конце 80-х гг. XX в., тогда как в Европе малый бизнес в современном виде сформировался в первой половине прошлого столетия.

Рис. 1.5. Оборот малых предприятий в Российской Федерации в 2011-2018 гг., млрд рублей

Итак, рассмотрев количественные показатели прироста субъектов малого предпринимательства, можно сделать вывод, что на данном этапе развития российские компании стремительно набирают обороты. Это положительная динамика, но она пока далека от показателей развитых европейских стран.

Несмотря на рост числа малых предприятий, качественных состав в различных отраслях экономики практически не изменился за предшествующее десятилетие. Структурный состав оборота малых предприятий Российской Федерации по видам экономической деятельности на конец 2018 года [65] представлен на рис. 1.6.

Стоит отметить, что малые предприятия специализируются в основном на торговле и предоставлении услуг населению.

Рис. 1.6. Структура оборота малых предприятий Российской Федерации по видам экономической деятельности в 2018 г., %

Наибольший вклад в общий оборот малых предприятий вносят регионы Центрального (45,5%), Приволжского (13,9%), Северо-Западного (11,7%) федеральных округов [65] (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Структура оборота малых предприятий Российской Федерации по федеральным округам в 2018 г., %

Итак, субъекты малого предпринимательства – это коммерческие компании или ИП, созданные с целью получения прибыли. Выделяют несколько критериев, по которым предприятия могут отнести к субъектам малого предпринимательства. Попадая под эти критерии, они вправе использовать льготы и участвовать в государственной программе поддержки малого бизнеса. За последние 10 лет в России наблюдается стремительный рост числа субъектов малого предпринимательства. Однако этот рост сопровождается отсутствием изменений качественного состава в различных отраслях экономики.

Учитывая сложившуюся динамику в сфере малого предпринимательства в Российской Федерации, следует спрогнозировать его развитие в ближайшей перспективе (до 2025 г.), положив в основу среднее значение цепных темпов роста показателей. Так рост числа малых предприятий в Российской Федерации в 2018-2025 гг. составит 1287,1 тыс. предприятий или 148,4% (при среднем значении цепных темпов роста – 100,5%) (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Прогноз числа малых предприятий в Российской Федерации, тыс. предприятий

Рост средней численности работников малых предприятий в Российской Федерации в 2018-2025 гг. составит 419,9 тыс. человек или 103,6% (при среднем значении цепных темпов роста – 105,8%) (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Прогноз средней численности работников малых предприятий в Российской Федерации, тыс. человек

Тогда как рост оборота малых предприятий в Российской Федерации в 2018-2025 гг. составит 89368,1 млрд рублей или 267,6% (при среднем значении цепных темпов роста – 115,1%) (рис. 1.10).

Рис. 1.10. Прогноз оборота малых предприятий в Российской Федерации, млрд рублей

Кроме того, перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации закреплены в стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года, основные положения которой будут рассмотрены в следующей части исследования.

Прогноз развития малого предпринимательства до 2030 года в соответствии с указанным нормативно-правовым актом предполагает достижение следующих целевых индикаторов [16]:

Рис. 1.11. Целевые индикаторы реализации Стратегии развития малого предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года

Для того, чтобы достичь к 2030 данных индикаторов, необходим комплекс согласованных мер и процедур (ликвидация правовой, экономической безграмотности; воспитание в молодых людях инициативности, предприимчивости, ответственности; развитие инфраструктуры; совершенствование системы кредитования субъектов малого предпринимательства и др.). Только поэтапная реализация всего комплекса мер по развитию малого предпринимательства в России поможет совершить такой необходимый экономический прорыв в новый технологический век, который так необходим нашей стране.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *