Оценка эффективности системы управления в развитых странах мира

Опыт развитых стан Европы и США свидетельствует что в настоящий момент времени система государственных закупок занимает крайне важное место функционировании национальных рынков и является ключевым элементом стимулирования конкурентоспособности в сфере внутреннего обмена товарами и услугами.

Управление государственными закупками должно быть направлено на достижение эффективности госзаказов через экономию бюджетных средств посредством правильного определения цены и соблюдения всех этапов госзаказов. В международной практике государственных закупок объем закупок принято оценивать с учетом стоимости услуг, которые были произведены в государственном секторе, другими словами на основе учета затрат, связанных с выполнением государством своих непосредственных целевых функций, в том числе на приобретение необходимых для этого товарно-материальных ценностей. Совокупный объем этих закупок обычно рассчитывается на основе данных о государственном промежуточном или конечном потреблении.

В настоящее время в российской и зарубежной научно-методической литературе на практике используется большое число разных подходов, например, по определению эффективности (результативности) государственных закупок.

Как показывает практика, у каждой страны есть своя организованная система государственных закупок, координирующаяся органами управления и функционирующая на основе установленного законодательства. Страны отличаются тем, что имеют свои особенности в управлении государственных закупок, контроле, в частности в расчете цены контракта и измерении эффективности.

Критерии Страна Система госзакупок Управление/ контроль Законодательство Определение цены Измерение эффективности Австралия Автономия (каждая организация имеет свою программу) Казначейства (Министерства, Парламент) Отсутствуют законодательные акты, регулирующие госзакупки Издержки и выгоды на основе жизненного цикла товара Принцип «эффективного расходования средств» Аргентина В разработке Национальная администрация, Контрольный орган по закупкам «SIGEN» Законы «SIGEN» Контрольные цены Не проводилось Великобритания Национальная контрактная система Казначейство Соединенного Королевства, Центральная организация по закупкам Рекомендации по конкурсным закупкам Распоряжение отраслевых министерств Оценивает инспектор финансов Канада Едина информационная система (www.merx.com) Ведомства и государственные агентства Законодательная база (15 законов) Комбинация цены, техническая выгода и качество Концепция «оптимальной стоимости» Латвия Электронная система в разработке Министерства Закон ЛР «О публичных закупках» Не акцентируется Отсутствует четкая система оценки эффективности бюджетных закупок Польша Едина информационная система (www.uzp.gov.pl) Бюро госзакупок Высокоорганизованно Наименьшая цена, методика «unitcosts» Сравнением цен, принцип эффективного расходования бюджетных средств Франция Национальная контрактная система

(www.oseo.fr) Ведомство и местный орган власти формируют собственное подразделение по закупкам (Госсовет) Согласно ЕС Исходная цена —

коммерческая

тайна По основным базовым принципам США Национальная контрактная система (http://fido.gov) Офис государственного заказа Правила закупок для федеральных нужд (FAR) Фиксированные «цены поддержки» Разные экономические модели Замечено, что эффективность заключения контракта по госзакупкам в Австралии измеряется исходя из принципа «эффективного расходования средств». Данный инструмент представляет собой простое средство помощи агентствам в измерении и улучшении своих закупочных возможностей. Аргентина и Латвия отличаются тем, что не акцентируют внимание в управлении на необходимость измерения результатов закупок. В Великобритании обязанность в измерении эффективности возложена на финансовые госструктуры. В Канаде методика «оптимальной стоимости» используется как средство измерения эффективности госзакупок, которая определяется на основе комбинации цены, технической выгоды и качества, она формирует основу оценки и переговоров между заказчиком и поставщиком для достижения оптимальности в покупке и продаже. В своем управлении Франция использует основные базовые принципы, принятые законодательно и утвержденные в ЕС. В отличие от рассмотренных стран, США применяет в работе с госзакупками различные экономические модели, что способствует повышению эффективности госзакупок, поддержанию работы управления закупочной структуры. Анализируемые страны различаются между собой по управлению госзакупками, установленной системой госзакупок, принятым законодательством, что влияет на все закупочные процессы.

Таким образом, в наилучшей ситуации находится Польша. России следует перенять опыт данной страны при определении эффективности госзакупок. Так, в Польше уделяется внимание средней стоимости контрактов, позволяющей отслеживать динамику изменений, где анализируется процент случаев в разнице между начальной и конечной ценой, также находится показатель распределения закупок по предмету для анализа долей закупок, применяется критерий наименьшей цены, позволяющий оценить экономическую эффективность. Выявлено, что среди рассмотренных стран неблагоприятная обстановка присутствует в Латвии. При отсутствии четкой системы отчетности невозможен анализ эффективности как отдельных процедур закупок, так и всей системы управления в целом.

В России система госзакупок уже представлена Единой информационной системой (zakupki.gov.ru), основываясь на ФЗ № 44 и ФЗ № 223. Правильное определение цены и эффективности является актуальной проблемой, так как законы не предусматривают инструкции по их нахождению. Управляют госзакупками Министерство финансов, Министерство экономического развития, Казначейство, Федеральная антимонопольная служба через Федеральную контрактную систему. В управленческой деятельности не хватает государственных агентств, которые могли бы помогать контролировать госзакупки на региональном и местном уровнях.

России следует включить в госзакупочную деятельность и применять на практике методику наименьшей цены Польши, обратить внимание на технические выгоды, применяемые в Канаде и на принцип «эффективного расходования средств» Австралии. Стоит заметить, что Россия не должна прекращать сотрудничество с иностранными поставщиками, так, по состоянию на 2016 г. цены контрактов по госзакупкам РФ по совокупным показателям увеличились на 40 %, и это повлекло за собой отчасти преобладание расходов над доходами в бюджете.

Современная зарубежная практика в сфере госзакупок свидетельствует о том, что необходимые закупки государством осуществляются для решения задач по удовлетворению текущих государственных потребностей в определенных видах товаров, работ или услуг. Активно используются зарубежные региональные банки развития и средства таких международных финансовых организаций, как МБРР, ЕБРР для пополнения государственного продовольственного резерва через госзаказ и реализации инвестиционных проектов. В основном расходы на госзакупки в большинстве развитых стран покрываются из средств государственного или территориального бюджетов, специальных правительственных и внебюджетных фондов, формируемых за счет налоговых и иных видов поступлений, включая доходы от деятельности самих государственных структур.

Не существует универсального инструмента по оценке качества закупок в государственном секторе, поэтому разработка новых методик по определению эффективности госзакупок остается необходимым и значимым аспектом. Управление госзакупками должно непрерывно совершенствоваться под стремительно меняющиеся положения в стране. Немаловажен тот факт, что страны должны укреплять международное партнерское сотрудничество с целью оптимизации закупочной системы.

Таким образом, в целом несмотря на то, что в каждой стране проведение конкурсов на получение государственного заказа регламентируется национальным законодательством, существуют единые международные нормы и требования, реализующие свои цели в части регулирования системы государственных закупок стран, участниц конкретных международных организаций, договоров и соглашений. Учитывая то, что РФ является членом многих международных организаций, а также участником различных соглашений и договоров международные нормы должны распространяться и на российскую систему государственных закупок. Однако в нашей стране международное право реализуется с учетом отечественной специфики, прежде всего выраженной в монополизации экономики, что накладывает особый отпечаток на объективность и результативность конкурсного процесса.

В целом, последние тенденции, по результатам оценок экспертов, подтверждают рост популярности централизованных и смешанных моделей, практика же показывает большую эффективность моделей организации закупочных систем с использованием элементов централизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *