Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и качество образовательного процесса. Под качеством образования следует понимать характеристику системы образования в общеобразовательном учреждении, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [38, с.10].
Принципами создания системы оценки качества образования могут быть следующие [38, с.11]:
— более широкое понимание образовательных достижений, которыми могут быть ключевые внепредметные компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.), удовлетворенность образованием, степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, учебная и внеурочная работа, количество пропусков занятий и др.), дальнейшее образование и карьера выпускника;
— открытость, доступность информации о состоянии и качестве образования, прозрачность самих процедур его оценки;
— принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния образования в образовательном учреждении;
— минимум показателей в системе управления образованием;
— соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
Показатели оценки эффективности деятельности Управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района в сфере общего и дополнительного образования представлены в таблице 4.
Таблица 4 — Показатели оценки эффективности деятельности Управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района в сфере общего и дополнительного образования
Наименование показателя | Единица измерения | Предшествующий период | Отчетный период | Плановый период | ||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | ||
1.Доля выпускников МОУ, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, в общей численности выпускников МОУ, сдававших ЕГЭ по данным предметам | % | 91,80 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
2.Доля выпускников МОУ, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников МОУ | % | 10,50 | 1,50 | 0,00 | 0,00 | 4,30 | 3,98 | 0,00 |
3.Доля МОУ, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве МОУ | % | 68,00 | 70,00 | 80,00 | 70,00 | 70,00 | 80,00 | 85,00 |
4.Доля МОУ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве МОУ | % | 28,00 | 22,73 | 28,57 | 61,9 | 57,10 | 57,10 | 57,10 |
5.Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в МОУ | % | 87,60 | 63,30 | 84,00 | 85,40 | 85,40 | 85,40 | 85,40 |
6.Доля обучающихся в МОУ, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в МОУ | % | 0,50 | 1,27 | 1,80 | 2,04 | 1,60 | 1,60 | 1,60 |
7.Расходы бюджета МОУ в расчете на 1 обучающегося в МОУ | % | 1,32 | 103,10 | 113,90 | 111,80 | 112,20 | 115,00 | 115,00 |
8.Доля детей в возрасте 5 — 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей | % | 80,00 | 85,00 | 85,00 | 85,00 | 85,00 | 85,00 | 85,00 |
Итак, сеть муниципальных общеобразовательных организаций в Ирбитском муниципальном образовании на 1 января 2017 года представлена 21-ой организацией (2015 год – 21), в том числе по виду:
— средняя общеобразовательная школа – 14 учреждений;
— основная общеобразовательная школа – 6 учреждений;
— начальная школа – детский сад – 1 учреждение;
В 2015 – 2016 учебном году образовательные услуги получали 3 585 учащихся.
Все общеобразовательные школы имеют лицензию на образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации и реализуют программы в соответствии с приложением к лицензии. Перечень реализуемых образовательных программ в сравнении с прошлым периодом расширился: все школы получили право на образовательную деятельность по дополнительной общеобразовательной программе.
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам в 2016 году составила 100 %, как и в прошлом 2015 году. По итогам 2015 — 2016 учебного года 11 выпускников награждены медалями «За особые успехи в учении» и 9 обучающихся 9-х классов – получили аттестаты об основном общем образовании с отличием. По итогам государственной итоговой аттестации по ряду учебных предметов наши учащиеся показали результаты, превышающие областные показатели.
Анализ результатов Единого государственного экзамена, свидетельствует о том, что выпускники 2016 года показали соответствие уровня подготовки требованиям государственного образовательного стандарта.
На последующий период данный показатель планируется удерживать на уровне 100%. Данные представленные на рисунке 5.
Рисунок 5 – Диаграмма доли выпускников МОУ, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике, в общей численности выпускников МОУ, сдававших ЕГЭ по данным предметам
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений в 2016 году составила 0%. По сравнению с предыдущим периодом данный показатель остается на том же уровне.
На последующий трехлетний период показатель: доля выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании, планируется достигнуть не выше 10%, с последующим снижением на 0,1% ежегодно, за счет выполнения мероприятий по подготовке и организации государственной итоговой аттестации выпускников Ирбитского МО и организации индивидуальной работы с выпускниками «группы риска». Данные представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 – Диаграмма доли выпускников МОУ, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников МОУ
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения (учебные кабинеты, спортивные залы, библиотеки, школьные столовые оснащенные современным оборудованием, проведены капитальные ремонты зданий ОУ и т.д.) в общем количестве муниципальных образовательных учреждений,в 2016 году составила 70%. Развитию муниципальной системы образования способствует реализация муниципальной программы «Развитие системы образования Ирбитского МО на 2014 – 2017 годы». Данные представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Диаграмма доля МОУ, соответствующих современным
требованиям обучения, в общем количестве МОУ
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений в 2016 году составляет 61,9 %. В сравнении с 2015 годом данный показатель увеличился на 33,33%, в связи с тем, что увеличивается процент износа, и здания образовательных организаций нуждаются в капитальном ремонте. На проведение капитального ремонта образовательных организаций было выделено в 2016 году из федерального, областного и местного бюджета 11662,0 тыс. руб. Была проведена большая работа по подготовке образовательных организаций к новому учебному году, устранению предписаний надзорных органов, было отремонтировано 18 школ. Тем не менее, здания образовательных организаций имеют большой износ и требуют значительных средств на капитальный ремонт, поэтому в последующий период данный показатель существенно не снизится и составит 57,1%. Зданий, находящихся в аварийном состоянии в Ирбитском МО нет.
Данные представлены на рисунке 8.
Рисунок 8 – Диаграмма доли МОУ, зданий которых находятся в аварийном
состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве МОУ
Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2016 году составила 85,4%. По сравнению с 2015 годом идет увеличение количества детей, имеющих первую и вторую группу здоровья. В рамках реализации муниципальной программы «Развитие системы образования в Ирбитском МО до 2020 года» запланированы мероприятия по сохранению здоровья школьников. Выполнение данных мероприятий может способствовать увеличению доли детей, которым будет определена первая и вторая группа здоровья. Данные представлены на рисунке 9.
Рисунок 9 – Диаграмма доли детей первой и второй групп здоровья в
общей численности обучающихся в МОУ
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2016 году составила 2,04%. Значение данного показателя по сравнению с 2015 годом значительно не изменилось, так как ввод в эксплуатацию здания начальной Речкаловской школы на 50 мест (после капитального ремонта) был произведен в декабре 2016 года. В 2017 году показатель снизится до 1,6 %. В 2020 году планируется ввод в эксплуатацию пристроя к МОУ «Зайковская СОШ № 1» на 200 мест. Эти мероприятия позволят ликвидировать вторую смену обучения. Данные представлены на рисунке 10.
Рисунок 10 – Диаграмма доли обучающихся в МОУ, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в МОУ
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях за 2016 год составили 111,8 тыс.руб. В сравнении с 2015 годом расходы уменьшились на 2,1 тыс.руб. на 1 ребенка в связи с выделением целевых средств в 2015 году на капитальный ремонт крыши Знаменской школы в размере 7 800 тыс.руб., капитальный ремонт и оборудование по программе «Доступная среда» в Горкинской школе в размере 1 697 тыс.руб., выделение областных средств на кап. ремонт зданий ОУ в размере 693,6 тыс.руб., в 2016 году данных расходов не производилось, а также в 2016 году увеличилось количество обучающихся. В целом по показателю прослеживается увеличение расходов за счет средств местного и областного бюджета на расходы по увеличению минимальной заработной платы работников, на индексацию расходов на текущее содержание зданий. Данные представлены на рисунке 11.
Рисунок 11 – Диаграмма доли расходов бюджета МОУ в расчете на
1 обучающегося в МОУ
Доля детей в возрасте 5 — 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей этой возрастной группы в 2015 – 2016 учебном году составило 85%, как и в предыдущем периоде. Система образования Ирбитского муниципального образования в 2016 году представлена тремя организациями дополнительного образования – МОУ ДО Детско – юношеская спортивная школа, МОУ ДО «Центр внешкольной работы», МОУ ДО «Детский экологический центр». В освоение дополнительных общеобразовательных программ были вовлечены 3559 учащихся. Состав обучающихся учреждений дополнительного образования детей представлен всеми возрастными группами детей и молодежи. В большей степени услугами дополнительного образования пользуются дети от 7 до 14 лет. Дополнительное образование продолжает оставаться бесплатным для обучающихся. В последующий трехлетний период данный показатель планируется сохранять не ниже 85%.
Данные представлены на рисунке 12.
Рисунок 12 – Диаграмма доли детей в возрасте 5 — 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей этой
возрастной группы
Итак, в районе сформированы условия для устойчивого функционирования учреждений образования, созданы предпосылки для повышения качества образования и развития отрасли.
Таким образом, представляется, что современный этап модернизации образования, связанный с повышением внимания к оценке эффективности деятельности в образовании, существенно меняет требования к уровню профессиональной компетентности руководителей и педагогов, выводит на новый уровень проблему профессионального развития руководителей образования. Право образовательных учреждений самим разрабатывать критерии и показатели эффективности деятельности создает условия для более обоснованной разработки программ развития организаций, однако еще раз показывает необходимость повышения компетентности руководителей относительно базовых управленческих представлений о деятельности в социальной сфере, включая понятие эффективности деятельности.
В соответствии с вышесказанным, можно сделать следующие выводы Управление образования Ирбитского муниципального образования является органом местного самоуправления Ирбитского муниципального образования, реализующим государственную и муниципальную политику в области образования. А также главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета и получателем бюджетных средств.
Организационно-правовая форма – муниципальное учреждение.
В настоящее время в Ирбитском МО обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно: сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения; система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающих поколений; достигнуты определенные успехи в оптимизации сети организаций общего образования.
Но, однако, анализ развития общего образования в Ирбитском муниципальном образовании позволяет выделить следующие проблемы:
1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных организаций требованиям, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
2) низкая динамика кадрового обновления в системе образования.
Итак, в районе сформированы условия для устойчивого функционирования учреждений образования, созданы предпосылки для повышения качества образования и развития отрасли.
Таким образом, представляется, что современный этап модернизации образования, связанный с повышением внимания к оценке эффективности деятельности в образовании, существенно меняет требования к уровню профессиональной компетентности руководителей и педагогов, выводит на новый уровень проблему профессионального развития руководителей образования. Право образовательных учреждений самим разрабатывать критерии и показатели эффективности деятельности создает условия для более обоснованной разработки программ развития организаций, однако еще раз показывает необходимость повышения компетентности руководителей относительно базовых управленческих представлений о деятельности в социальной сфере, включая понятие эффективности деятельности