Отраслевая структура управления МСК строится исходя из самой структуры этого комплекса, поэтому сразу можно выделить сложную систему взаимосвязей управляющих объектов, их противоречивость и отсутствие централизованности в управлении сектором. Структура управления представлена на рисунке 4.
Из схемы видно, что есть пять уровней управления машиностроительным комплексом: федеральный, региональный, муниципальный и отраслевой, которые подчиняются уполномоченному представителю президента. На каждом уровне существует своя система министерств, агентств и служб, которые регулируют длительность МСК и обладают собственным набором ресурсов, при этом часто возникают конфликты и столкновения интересов, в следствие чего эти противоречия негативно отражаются на экономике страны. В таблице 6 указаны некоторые виды уполномоченных органов, относящиеся к каждому уровню управления МСК.
Таблица 6
Состав уровней управления МСК в РФ
Уровень управления | Деятельность и состав |
Уполномоченный представитель президента | Должностное лицо, назначаемое президентом России, представляет Президента в пределах федерального округа. |
Федеральное управление (Все федеральные Министерства подчиняются МинЭк и МинФин), напрямую влияет на МСК | Основное министерство по вопросами машиностроения – Министерство транспорта Российской Федерации, в котором в свою очередь функционирует ряд агентств по узким направлениям: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта. Вопросы производства оборудования для сельского хозяйства находятся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Отдельную и немаловажную роль играет Министерство обороны Российской Федерации, так как машины для ОПК производятся в нашей стране больше всего. Есть и более узкие направления: например, Министерство здравоохранения контролирует производство медицинского оборудования, Министерство образования и науки – сверхточные приборы для научных исследований. |
Таблица 6 (продолжение)
Региональное управление напрямую влияет на МСК | Агентства, службы, департаменты регионального управления, филиалы федеральных министерств по отраслям МСК на территории каждого субъекта РФ – подчинятся Федеральным министерствам |
Муниципальное управление напрямую влияет на МСК | Утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении; устанавливает местные налоги и сборы; утверждает программы развития соответствующих территорий; принимает положение (устав) о местном самоуправлении в рамках машиностроительного комплекса |
Организационно-правовое управление | Государственная подчиняется федеральному управлению, оказывает влияние на региональное и муниципальное управление), частная (находится под влияние федерального, регионального и муниципального управления) собственность и ГЧП (взаимное влияние с федеральным управлением, влияет на региональное и муниципальное управление) |
Из таблицы видно, что по сути разные уровни управления ведают одними и теми же вопросами, тесно контактируют между собой. Эта взаимосвязь влечёт за собой такие последствия как:
— постановка целей на разных уровнях может не соответствовать друг другу, противоречить и тем самым приводить к нерациональному использованию имеющихся ресурсов,
— отсутствие чёткой структуры управления показывает неэффективность управления комплексом, то есть неизвестно, кто ответственный исполнитель по тем или иным мероприятиям,
— возникшие разные формы собственности делают управление машиностроительным комплексом неконтролируемым. То есть структура МСК несовершенна по всем параметрам, поэтому это направление нужно совершенствовать в первую очередь – нет единого организованного центра управления.