Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования торговых организаций

🙂

Скачать текст в WORD

Исторический экскурс в вопросы государственного регулирования торговых организация основывается на вопросах регулирования ценообразования.

Регулирование торговых организациях в вопросах ценообразования обусловливает необходимость освещения отдельных аспектов теории экономической науки, поскольку теоретические основы формирования цены и ценообразования ориентируют исследователей на определение сущности стоимости.

Первые подходы к определению сущностных характеристик стоимости появились в трудах античных мыслителей Китая, Индии и Греции. Так, основоположники и сторонники конфуцианства, рассматривая проблемы взаимоотношений человека и государства, считали, что в целях стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важным является государственное регулирование цен на хлеб[1].

В Древней Индии советник царя Чандрагупты I Каутилья в конце IV в. до н.э. составил трактат «Архашастра» (в переводе — учение о доходах), в котором отмечал, что основой богатства является труд. Он эмпирически предлагал дифференцировать в цене товара издержки производителей и купцов. Им предлагалось устанавливать заранее нормативы от цены товара местного и иностранного происхождения в размере 5 и 10% соответственно.

В Древней Греции Ксенофонт в трактате «О домашнем хозяйстве» выделил следующие характерные черты любого товара: обладание полезными свойствами (наличие потребительской стоимости) и существование возможности его обмена на другой товар (меновая стоимость).

Анализируя исторические аспекты определения сущности стоимости, Н.А. Лысова и Л.Ф. Чернева делают вывод, что древние мыслители и мыслители раннего и позднего Средневековья уже выделяли такие характеристики цены, как стоимость, затраты, полезность. Именно эти подходы нашли существенное развитие в более поздний период в трудах представителей классической политической экономии, маржиналистской школы и их последователей[2].

Обходя далее экономические взгляды на сущность стоимости и цены, считаем необходимым сконцентрироваться на более поздних трудах представителей экономической теории, в которых наблюдается курс на исследование государственного воздействия на цены и ценообразование. Так, из известных экономистов неоклассического направления следует отметить вклад представительницы кембриджской школы Джоан Робинсон, мировое признание которой принесла ее работа «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933). Дж. Робинсон попыталась рассмотреть формирование цен в условиях, когда каждый производитель может быть монополистом своей продукции. По мнению ученого, рост цен требует обязательного вмешательства в экономику со стороны государства посредством реализации мер бюджетной и налоговой политики.

Выводы о необходимости управления процессом ценообразования также можно встретить в трудах русских ученых, таких, как М.И. Туган-Барановский и П.Б. Струве, который, в свою очередь, полагал, что только новейшее время с его железнодорожными тарифами, принудительно карательными ценами, регулированием заработной платы расширяет поле рационального построения цены, создает хотя бы на ограниченных пространствах настоящее управление ценами.

В советские времена ценам и государственному воздействию на ценообразование уделялось большое внимание. «Без правильного решения проблемы ценообразования, — говорил в Докладе на Ноябрьском пленуме ЦК КПСС (1962 г.) Н.С. Хрущев, — и установления научно обоснованных цен нельзя устранить многие серьезные недостатки в планировании производства, осуществить полный хозяйственный расчет и обеспечить условия для рентабельной работы предприятий».

Экономисты советского периода неоднократно подчеркивали в своих исследованиях важность ценообразующего фактора в регулировании социалистической экономики. Так, В.И. Кононенко, исследуя закон стоимости и основы ценообразования в социалистическом хозяйстве, писал: «Программа КПСС предусматривает, что в коммунистическом строительстве необходимо полностью использовать товарно-денежные отношения в соответствии с новым содержанием, присущим им в период социализма. Большое значение в связи с этим имеет совершенствование такого важного инструмента создания коммунистической экономики, как цена».

«В товарно-денежных отношениях этого периода видное место занимает проблема цен. Ее народнохозяйственное и политическое значение определяется тем, что в проблеме цен перекрещиваются все основные экономические, а следовательно, и политические проблемы Советского государства».

Ю.П. Авдиянц писал, что «цене принадлежит крупная роль в стимулировании улучшения качества зерна… Цена служит важнейшим средством борьбы за повышение продукции лишь при наличии организации правильной приемки продукции по количеству и качеству ее».

Анализ экономической литературы позволяет сделать вывод, что вопросы установления цены продиктованы необходимостью управления ценами прежде всего на жизненно важные товары, а развитие производства, товарно-денежных отношений, породивших конкуренцию, монополизацию, привели к необходимости постоянного и властного вмешательства государства в процесс ценоустановления. Особую значимость указанные вопросы приобрели в условиях рыночных отношений, поскольку масштабы воздействия на цены товаров, работ и услуг определяют жизнеспособность не только отдельных групп населения, но и бюджетов отдельно взятых стран.

Следовательно, проблема государственного регулирования ценообразования не менее актуальна и в настоящее время. Как указывают исследователи, «государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, то есть через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и/или антиинфляционный характер»[3].

Во всех странах мира государство воздействует на процессы ценообразования. По мнению исследователей, «национальные государства по-прежнему являются реальными субъектами процесса ценообразования, определяя государственную ценовую политику и национальное законодательство о ценообразовании. Целью ценовой политики в данном случае является обеспечение благосостояния нации и регулирование деятельности экономических субъектов»[4].

Анализ зарубежного опыта государственного регулирования ценообразования на примере отдельных стран позволит более полно исследовать ценообразование в правовом аспекте, что особенно значимо в современных условиях развития рыночных отношений и регулирования мировой экономики. Изучение зарубежного опыта в сфере ценообразования не теряет также актуальности в условиях отсутствия специального, системообразующего закона о ценообразовании в российском законодательстве. Например, в зарубежных странах государственное регулирование ценообразования закреплено в специальных законах. В Австрии действует Закон о ценах, принятый в 1976 г.; в Швеции — Закон о регулировании цен (1956 г.); в Норвегии — Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции (1953 г.).

При этом следует отметить справедливое мнение М.Ю. Льва, одного из немногих исследователей, занимающихся данной проблематикой, который пишет: «К сожалению, приходится констатировать, что вопросы ценообразования, нормативные акты по контролю цен и порядка ценообразования в зарубежных странах являются достаточно закрытыми и известны только узкому кругу специалистов. Но по отдельным нормативным актам удается составить общее впечатление о происходящих тенденциях в развитии ценообразования»[5].

В Китае, в соответствии с действующим законодательством (Положение об управлении ценами, принятое в 1987 г.), существует трехуровневая система органов ценообразования и контроля за ценами.

Первый уровень представлен системой государственных органов, уполномоченных осуществлять регулирование и контроль за ценами:

1) государственное ценовое управление при Госсовете КНР, включающее в себя функции по регулированию и контролю цен, осуществляющее ценовую политику в целом по стране и координирование хода проведения реформ;

2) управления по ценам или комитеты цен при народных правительствах провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, осуществляющие регулирование и контроль цен на товары, работы, услуги в регионе по отдельному перечню;

3) управления цен или отделы цен при народных правительствах районов, городов, уездов, осуществляющие регулирование и контроль цен на продукцию местных предприятий;

4) специальные уполномоченные, ответственные за правильное применение действующих цен и осуществляющие мониторинг цен.

Второй уровень — система отраслевых подразделений, уполномоченных осуществлять регулирование и контроль за ценами. К этим подразделениям относились отделы или управления в составе министерств, ведомств, которые подготавливали проекты пересмотра цен и отчитывались по всем вопросам ценообразования (динамики цен, уровня себестоимости и рентабельности) перед Государственным ценовым управлением[6].

Третий уровень — органы ценообразования на предприятиях и хозяйствующих субъектах. На государственных предприятиях действовали отделы цен или были ответственные специалисты по ценообразованию[7]. Следует отметить существование в законодательстве Китая понятия «несправедливая цена», позволяющего определить недобросовестность действий в области ценообразования и меры, принимаемые к нарушителям установленного порядка.

Заслуживающим внимания обстоятельством является то, что во время проведения официальных праздников администрация устанавливает директивно цены на продукцию: мясо, рыбу, овощи. Правительство может создавать систему государственных запасов важнейших видов товаров, создавать фонд координирования цен, осуществляя контроль над ними, стабилизируя рынок. В случае заметного повышения цен на важнейшие товары и услуги либо вероятности такого повышения Госсовет, народные правительства провинций, автономных районов и городов центрального подчинения могут в отношении некоторых цен осуществить такие меры административного вмешательства, как ограничение уровня ценовой надбавки и нормы прибыли, установление предела цен, введение системы заявок о повышении цен и порядка информирования о повышении цен. Кроме того, как пишет М.Ю. Лев в отмеченной работе, «одной из важнейших функций, которые осуществляют органы ценообразования и контроля цен Китая, является мониторинг цен и определение, на сколько могут вырасти цены на товары и услуги, входящие в потребительскую корзину. По результатам такого обследования проводится анализ ценовой ситуации и подготавливаются предложения».

Государственное регулирование ценообразования в США, так же как и в других странах, основано на Конституции. При этом, по оценке специалистов, США можно с уверенностью назвать ведущей страной в мировом хозяйстве, одним из крупнейших по территории и численности населения государств мира. Следует указать, что «антитрестовые законы и на сегодняшний день являются правовой основой государственного регулирования цен в США. Контроль за ценами (контроль за сговором по ценам и за действиями по ценовой дискриминации) осуществляют Антитрестовское управление Министерства юстиции США и Федеральная торговая комиссия… Законодательная основа американской экономики, сложившаяся еще в XVIII — XIX вв., и сегодня составляет правовую основу государственного регулирования цен в США… Правительство США оказывает определенное воздействие на цены через стандарты, экономические требования, налоги. Налоговая система непосредственно воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Так, в США, как и в европейских странах, цены на товары и налоги взаимосвязаны, т.е. при снижении налога пропорционально уменьшается и цена на сумму налога (чего нельзя сказать о России)»[8].

Большой интерес представляют принятые в США методы регулирования цен на продукты аграрного сектора. Для развития производства зерновых государство предоставляет фермерам целевой заем. Фермеры остаются собственниками произведенного ими зерна, которое они продают по рыночным ценам. Часть полученной прибыли они используют для погашения полученных ими займов. Но если рыночные цены на зерно оказываются ниже контрольных цен, установленных Конгрессом, то фермер может сдать свое зерно государству не по рыночной, а по гарантированной контрольной цене. Это относится и к ценам в молочной промышленности на молоко, масло, сыр. Государство скупает указанные продукты по контрольным ценам, если они оказываются выше рыночных. В этом случае производителям продуктов выгоднее сдать их государству, а не продавать на рынке. Скупленные продукты государственные структуры используют в виде бесплатных завтраков для школьников, в виде продовольственной помощи и т.д.

Особенности регулирования ценообразования во Франции следующие. Несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению наблюдения (контроля) за ценами в условиях конкуренции (регулированием цен занимаются Департамент по конкуренции, Министерство экономики, финансов и бюджета). Следует отметить, что Франция — одна из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. Оно частично сохранилось и сегодня. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Они являются сотрудниками Отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции, Департамента по конкуренции, Министерства планирования и финансов Франции, отраслевых министерств и 100 департаментов. В больших городах штат контролеров составляет 10 — 12 человек. Основная задача государственных контролеров — наблюдение за государственной дисциплиной цен. Контролеры составляют акты по нарушению правил ценообразования, затем передают их в финансовый трибунал, который принимает решение о санкциях по отношению к юридическим лицам, связанным с нарушением законодательства по ценам.

Анализируя особенности регулирования ценообразования во Франции, М.Ю. Лев в вышеуказанном учебном пособии резюмирует, что там «действует общий порядок, при котором сделки должны быть гласными… требование гласности сделок, предъявляемое государством ко всем фирмам, следует квалифицировать как элемент контроля со стороны государства над стихийным процессом ценообразования… государство, проводя блокировку цен, осуществляет дифференцированный подход к фирмам в зависимости от масштабов их деятельности. Мелкому и среднему бизнесу оказывается поддержка со стороны государства, так как в противном случае при росте цен на энергетические и другие ресурсы мелкие и средние фирмы попросту разорились бы и прекратили бы свое существование. Поэтому местные власти рассматривают заявления мелких и средних предприятий с просьбой разрешить повышение цен сверх установленного государством уровня и, как правило, их удовлетворяют».

В Германии основными законодательными актами являются Положение о налоговом контроле, Закон «О налогообложении при заграничных отношениях». Контроль ценообразования осуществляется посредством следующих мероприятий: контроль методов определения соответствия цен (метод сопоставимых рыночных цен, метод последующей реализации, затратный метод); проверка суммы товарообмена между взаимосвязанными лицами (не превышает 5 млн. евро, общая годовая сумма других сделок не превышает 500 тыс. евро); оценка круга взаимозависимых лиц (прямое или косвенное участие в 25% другой компании; лица, способные оказывать влияние на условия соглашения сделок, совершаемых другим лицом, наличие собственного интереса в сделках); сопоставление контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами с такими же сделками между независимыми третьими лицами, проводимыми по возможности при более или менее одинаковых условиях; определение цены «трансфертного пакета» осуществляется на ступени гипотетичной соразмерности.

В Швейцарии действует несколько нормативных документов, на основе которых государство воздействует на процесс ценообразования. Особое внимание в этой стране уделяется ценообразованию на товары тех отраслей, которые финансируются государством, т.е. на товары сельскохозяйственного производства. При этом ставится задача обеспечить рентабельность сельского хозяйства и гарантировать крестьянским хозяйствам доходы, соответствующие доходам наемных работников в других отраслях. Одним из важнейших факторов, влияющих на принятие решений относительно установления оптимального уровня цен, является общественный интерес. Органом ценообразования в Швейцарии является Федеральное ведомство по контролю за ценами. Процесс ценообразования осуществляется здесь в соответствии с постановлением федерального правительства о защитных ценах на товары, рядом законов и постановлений по конкретным отраслям и видам продукции.

Анализ литературы по вопросам регулирования ценообразования и ценовой политики в зарубежных странах обращает внимание еще на одно обстоятельство.

Практически во всех странах осуществляется правовое регулирование деятельности естественных монополий, поскольку одним из направлений государственного регулирования ценообразования является поддержание конкурентной среды в естественно монопольных отраслях в тесной увязке с регулированием цен.

По мнению специалистов, в современной практике регулирования существует два возможных метода покрытия для естественно монопольной отрасли издержек и одновременно поддержания социально приемлемых тарифов, которые широко применяются в различных странах мира, — это двухкомпонентные тарифы и перекрестное субсидирование.

Двухкомпонентный тариф состоит из фиксированной платы за обслуживание и переменной платы за каждую потребляемую единицу обслуживания. Недостатком этого метода является то, что естественные монополии требуют иной отдачи от инвестированного капитала для поддержания разумного вложения времени. Перекрестное субсидирование-это различные тарифы, создание: одни потребители низких цен заменяются другими высокими ценами. Этот метод широко используется в странах с недостаточно развитой рыночной экономикой. Примерами перекрестного субсидирования являются различные тарифы на грузовые и пассажирские перевозки, а также на электроэнергию и газ. «Однако применение этого метода может стать тормозом на пути дальнейшего развития не только самих инфраструктурных секторов, но и всего реального сектора экономики, поскольку невозможно постоянно решать проблемы, связанные с энергетикой и железнодорожным транспортом за счет промышленных потребителей.» Подводя итоги ценообразования за рубежом, следует отметить, что все страны, когда регулируют сектор ценообразования, реализуют принципы и правила ценообразования, предусмотренные национальным законодательством. В одних странах правовое регулирование и ценообразование осуществляется в рамках прямого контроля и вынуждает пострадавшее государство влиять на ценовое поведение хозяйствующих субъектов, в других странах-механизм реализации не является доминирующим фактором. Важнейшей особенностью государственного регулирования ценообразования за рубежом является наличие специального правового акта, который устанавливает цели управления отраслевым механизмом ценообразования для реализации ценовой политики.


[1] Ядгаров Я.С. История экономической науки. М., 2010. С. 51.

[2] Лысова Н.А., Чернева Л.Ф. Управление ценами: Учебное пособие. М., 2006. С. 10.

[3] Фурсова С.Д. Ценообразование в системе государственного регулирования национальной экономики: Дис. … канд. экон. наук. М., 2014. С. 34.

[4] Петиненко И.А. Особенности ценообразования в условиях глобализации // Вестник Томского государственного университета. 2017. N 302. С. 174.

[5] Лев М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах: Учебное пособие. М., 2019. С. 173.

[6] Бегрер Я. Китай: социальные вызовы развитию // Общество и экономика. 2018. N 6;

[7] Лев М.Ю. Ценообразование в Китае в период проведения реформ и кризисных ситуациях. Нормативно-правовой аспект // Вестник Академии. Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. 2013. N 1.

[8] Лев М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах: Учебное пособие. М., 2019. С. 258.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *