Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Контроль, прежде всего общественного, за деятельностью предпринимателей необходим для соблюдения принципов хозяйственной деятельности (законности, добросовестной конкуренции и т. д.). По мнению Д. И. Атласова, контроль как метод государственного публичного воздействия заключается в установлении обязанности органов государственной власти и местного самоуправления осуществлять мониторинг и в некоторых случаях проверять состояние дел предпринимателя, в случаях, предусмотренных для принятия соответствующих мер. В настоящее время, в связи с расширением деятельности саморегулируемых организаций, объединений (союзов) коммерческих организаций, финансово-промышленных групп и холдингов, общественных организаций (объединений), контроль за осуществлением предпринимательской деятельности приобретает особое значение.[1]

Правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля закреплены в действующем законодательстве Российской Федерации.

Важной задачей государственного регулирования является обеспечение надежных гарантий свободного развития малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, служит одной из точек роста экономики. Для этого требовалось принять конкретные меры по пресечению правонарушений и преступлений, создать противодействие коррупции и злоупотреблениям.

Правительству Российской Федерации поручено в течение двух месяцев разработать и внести в Государственную Думу Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих:

  1. усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
  2. проведение плановых контрольных мероприятий (в том числе отдельных видов лицензионного контроля) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) не чаще одного раза в три года (кроме налогового контроля);
  3. проведение внеплановых мер по контролю над малым и средним бизнесом только с целью выявления нарушений, представляющих прямую угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с Прокуратурой Российской Федерации;
  4. в основном процедура уведомления о начале бизнеса, уменьшение количества разрешений, необходимых для его реализации, замена (в основном) обязательной сертификации декларацией качества продукции производителем;
  5. замена лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или финансовыми гарантиями;
  6. исключение непроцедурных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможность составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательства;
  7. Предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации права определять порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимся социально значимой деятельностью, помещений, арендуемых на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) за счет специально выделенных для этой цели помещений и (или) порядка продажи имущества субъектам малого и среднего предпринимательства, сданным в аренду не менее чем на три года, с возможностью отсрочки платежа и без торг;
  8. и другие.

Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

  1. в основном процедура уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  2. презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  3. открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора);
  4. проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
  5. недопустимость проверок, проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими государственными контрольными (надзорными) органами, органами муниципального контроля на предмет соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;[2]

Недопустимость требования получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями разрешений, справок и других документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, способствует выполнению предусмотренных Федеральным законом № 294 отдельных видов работ услуги в случае представления указанными лицами уведомления о начале предпринимательской деятельности.

  1. ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  2. недопустимость сбора с органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля со стороны юридических лиц, индивидуальные предприниматели о плате за проведение мероприятий по контролю;
  3. финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проверок, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, в том числе мероприятий по контролю;

Разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих областях деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих областях деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на Основы федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Наиболее многочисленные из них связаны с публикацией государственными и местными органами власти незаконных правовых актов, нарушающих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или касающихся незаконного вмешательства в их деятельность.

Меры прокурорского реагирования не соответствуют состоянию законности в этой сфере правовых отношений ».

В связи с этим должностные лица прокуратуры несут ответственность за постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, обеспечение эффективного профилактического надзора и связи с органами государственной власти, правоохранительными и регулирующими органами, обеспечение надзора за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов государственного управления, обеспечение безусловного соблюдения требований Федерального закона № 294.

В то же время не следует ослаблять надзор за исполнением законов самими хозяйствующими субъектами, которые наряду с другими субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать установленные законом нормы и осуществлять свою деятельность, не нарушая прав и законных интересов другие предприниматели, граждане, общество и государство.

Обязанности по формированию годового сводного плана проведения плановых проверок и координации внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей настоящим Приказом возложены на подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением федерального законодательства.[3]

Как отмечается в указанном Приказе, при проведении надзорных проверок органов государственного контроля (надзора) муниципального контроля особое внимание следует уделять выполнению требований Федерального закона № 294 и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениях закона. используя все полномочия, предусмотренные законом.

Выводы и результаты обобщений при системном сборе, накоплении и обработке информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности предписано использовать для совершенствования надзорной практики, а проблемные вопросы организации прокурорского надзора рассматривать на заседаниях советы и (или) координационные заседания.

Настоящий Порядок утвердил и ввел в действие порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, форму решения о согласовании или отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки[4].

Министерство внутренних дел Российской Федерации также приняло меры по сокращению и упрощению проверки субъектов малого предпринимательства.

Предусматривается, что протоколы об административных правонарушениях будут составлять только сотрудники подразделений полиции, специализирующихся на борьбе с преступлениями в экономической сфере. Все административные процедуры сейчас строго регламентированы и упрощены. Это сделает инспекции малого бизнеса более цивилизованными.

Курс тесного сотрудничества между правоохранительными и надзорными органами взят.

Теперь полиция будет включаться в проверку только в самых серьезных случаях, по требованию руководства надзорных органов.

Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться свидетельством нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат подчинению до отмены вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или суда на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Руководитель или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель при проведении аудита имеют право:

  1. присутствовать при проведении аудита,
  2. давать разъяснения по вопросам, связанным с предметом аудита;
  3. знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки об их ознакомлении с результатами проверки, согласием или несогласием с ними, а также с индивидуальными действиями должностных лиц органа государственного и муниципального контроля;
  4. обжаловать действия (бездействия) должностных лиц контрольного органа, повлекших нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке.

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в результате действий (бездействия) должностных лиц органов государственного и муниципального контроля, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации незаконными, подлежит возмещению, в том числе упущенной выгоды (упущенного дохода), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.[5]

Таким образом, правовые основы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля основаны на системе законодательства, в том числе Конституции Российской Федерации, федерального законодательства (законов), а также подзаконных актов, в том числе указов Президента Российской Федерации. Российская Федерация, постановления Правительства Российской Федерации, а также акты отдельных ведомств.

Защита прав предпринимателей понимается как комплекс регулирующих мер (механизмов) для восстановления или признания нарушенных или оспариваемых прав и интересов их владельцев, которые осуществляются в определенных формах, определенным образом, в рамках установленных законом границ, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма практической реализации (обеспечения исполнения) этих мер. Под методами защиты прав предпринимателей понимаются материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, закрепленные в законе, посредством которых осуществляется восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.


[1] Казанина Т.В. Гражданское право: общие положения: учебное пособие. – Люберцы: Российская таможенная академия, 2015. — С. 86.

[2] Рузакова, О. А. Гражданское право: учебное пособие / О. А. Рузакова. — М. : Евразийский открытый институт, 2015. — С. 156.

[3] Захаркина, А. В. Предпринимательское право: сборник кейсов и модульных заданий для студентов всех форм обучения / А. В. Захаркина. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — С. 115.

[4] Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Том 2. – М.: Зерцало, 2014. – С. 68.

[5] Кирпичев, А. Е. Предпринимательское право: курс лекций / А. Е. Кирпичев, В. А. Кондратьев. — М. : Российский государственный университет правосудия, 2017. — С. 48.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *