Особенности русского порядка слов

Естественный человеческий язык проявляется исключительно в речи, которая есть процесс использования языка, а также результат этого процесса. Минимальной единицей речи является высказывание, которое эквивалентно максимальной единице языка – предложению. Предложение является главной единицей коммуникации и единственным средством выражения мыслей; вся наша речь и мышление состоит из предложений, так как отдельно взятые слова коммуникативного значения не имеют. Как наиболее крупная единица языка, предложение представляет собой сложную систему. Каждое предложение обладает значением предикативности, семантической структурой и определённой коммуникативной задачей, что выражается через интонацию и порядок слов.

Перевели на дистанционное обучение? Поможем с выполнением заданий. Бесплатно узнай сколько это будет стоить. Гарантия на работы продлена до 100 дней.

Порядок слов характерен не только для предложений, он может действовать внутри других единиц синтаксиса, например в словосочетаниях. Порядок слов в предложении проявляется в двух аспектах: с точки зрения структуры и с точки зрения его актуального членения. В случае первом имеет место порядок расположения групп подлежащего и сказуемого, а также детерминанта; в случае втором – темы и ремы высказывания. Составные части предложения, будь то группа сказуемого или же тема высказывания, всегда состоят из слов, которые выполняют функцию членов предложения. Таким образом, под термином «порядок слов» следует понимать линейное расположение синтаксических членов внутри предложения.

Типология порядка слов строится исходя из трёх аспектов, в которых он проявляется: с точки зрения общего языкознания, языкознания частного, а также в индивидуальном авторском аспекте.

В общем плане типы порядка слов зависят от системы конкретного языка и определяются по двум параметрам, составляющим бинарные оппозиции: прогрессивный – регрессивный, свободный – фиксированный.

Первая оппозиция строится на основании двух способов расположения синтаксически связанных слов. При первом способе подчиненный элемент следует за подчиняющим, как это есть в испанском языке. Так, например, в словосочетании casa bonita, прилагательное bonita (красивый) расположено после определяемого им существительного casa (дом), а это значит, что перед нами прогрессивный порядок, который по-другому называется центробежным [Теньер]. При втором способе подчиненный элемент предшествует подчиняющему, как например в английском языке (pretty house). Следовательно, перед нами регрессивный порядок слов, или, в другой терминологии, центростремительный [Теньер].

Вторая оппозиция определяется исключительно синтаксической структурой предложения. Так, на основании относительного порядка субъекта (S), объекта (O) и предиката (V) в повествовательных предложениях с именным субъектом и объектом, можно выделить 6 возможных видов порядка: SVO, SOV, VSO, VOS, OSV и OVS [Гринберг]. И чем больше видов используется в конкретном языке, тем более он может считаться свободным. Верно и обратное: если из шести вариантов используется меньше половины, то такой порядок является фиксированным. К примеру, из возможных шести вариантов в русском языке реализуются все; в испанском языке – четыре; во французском, как в языке аналитическом, с фиксированным порядком слов, только два варианта. Следовательно, порядок слов русского языка и испанского можно отнести к типу свободных, в то время как во французском языке наблюдается несвободный порядок слов.

В частном аспекте типы порядка слов строятся по оппозиции прямой и инверсированный. Здесь противопоставляется прямой порядок слов и обратный, возникающий вследствие нарушения первого. Обратный порядок слов называется инверсированным или просто инверсией. Под понятием «инверсия» могут быть обозначены как инверсии грамматические (языковые), так и стилистические (речевые, индивидуально-авторские) [ЛЭС] касательно вторых, важно иметь в виду, что это явления индивидуальные, свойственные преимущественно художественной речи, они находятся в поле зрения поэтики и риторики, где понимаются как речевые фигуры. В частном аспекте типологии порядка слов учитываются только инверсии в первом значении, которые зависят не от авторского произвола, а от грамматического строя определённого языка. Случаи инверсии характерны для языков с фиксированным порядком слов и используются для образования определенных типов предложения, как например вопросительного во французском: Va-t-il à la gare? (он идёт на вокзал?); в повествовательной форме предложение будет выглядеть так: Il va à la gare.

В индивидуальном авторском аспекте типология порядка слов строится по следующим оппозициям: контактный – дистантный; объективный – субъективный.

В этих оппозициях различаются типы порядка слов, исходя из расположения его частей, которое всегда зависит от авторского стиля.

В области синтаксической структуры порядок слов проявляется в определении функций слов в предложении, в определении отношений между членами предложения, различении грамматических типов предложения (вопросительного, восклицательного и условного). В русском языке при помощи прядка слов различаются единицы, относящиеся к глаголу, от единиц, относящихся к именам или к адвербиальным выражения [Адамец 1966: 12]. В то же время важную роль здесь играет контактное и дистантное расположение данных членов по отношению к именам и адвербиальным выражениям, в меньше степени их положение в предложении [Адамец 1966: 13].

Основная функция порядка слов с позиции структурного синтаксиса выражается в различении членов, которые непосредственно относятся к глаголу, от членов, относящихся к именам или к адвербиальным выражения. Это проявляется в следующих позициях:

1. Между согласованным определением и именным сказуемым с глаголом быть: Осеннее утро было дождливым и Было дождливое осеннее утро.

2. Между согласованным определением и предикативным определением или же между чистым определением и определением с атрибутивно-предикативной функцией в предложении с другим глаголами: Пришёл злой медведь и Медведь пришёл злой.

3. Между несогласованным определением и дополнением, когда члены объектного характера относятся к существительному (при контактно постпозитивном положении) или к глаголу (при всех других положениях): Он читал статью о хронических заболеваниях и О хронических заболеваниях он читал статью.

4. Между несогласованным определением и обстоятельством: Наша работа на руднике затянулась до вечера и На руднике наша работа затянулись до вечера.

5. Между обстоятельствами, относящимися к глаголу, и обстоятельствами, относящимися к другому обстоятельству: Отец вернулся поздно ночью и Поздно ночью вернулся отец.

Перевели на дистанционное обучение? Поможем с выполнением заданий. Бесплатно узнай сколько это будет стоить. Гарантия на работы продлена до 100 дней.

В русском языке, как и во всех славянских языках, случаи, когда синтаксическая роль конкретного члена предложения однозначно не определена другими средствами, происходят нечасто. Следовательно, синтаксическая функция порядка слов для русского языка незначительна. Основная же функция порядка слов в современном русском языке – это выражение актуального членения предложения.

Построение предложения основывается на определённом коммуникативном задании, и его формальная структура зависит от цели сообщения. Актуальное членение – это приспособление формальной структуры к задачам коммуникации в результате включения в конкретную речевую ситуацию; если грамматическое членение «разлагает состав предложения на его грамматические элементы, то актуальное членение выясняет способ включения предложения в предметный контекст, на базе которого оно возникает» [Матезиус 1967: 246].

Единицы, фигурирующие при актуальном членении, Матезиус назвал основой и ядром высказывания, или темой и ремой. Формальное грамматическое членение на состав подлежащего и состав сказуемого имманентно, оно определяется позиционной структурой самого предложения. Актуальное членение зависит от внешних для конкретного предложения причин. Это может быть контекст, речевая ситуация, т.е. актуальное членение характеризует высказывание как компонент сложного синтаксического целого [Валгина 2003: 198].

В современном языкознании существуют три основных подхода к выделению темы и ремы: позиционный, информационный и смысловой [Титаренко 2012: 8]. Позиционный подход исходит из того, что темой будет считаться компонент высказывания, помещенный в начальную позицию, а ремой – вся последующая часть высказывания. Информационный подход основывается на том, что тема содержит данную информацию, известную из предшествующего контекста, а рема – новую, не представленную ранее информацию. При смысловом подходе темой считается предмет сообщения, т.е. то, о чем сообщается в высказывании, а ремой – собственно сообщение, т.е. то, что сообщается о теме.

В состав темы и ремы могут входить как главные, так и второстепенные члены предложения; их распределение между темой и ремой регулируется коммуникативным заданием предложения. В результате актуального членения предложение становится динамической единицей речи.

В повествовательных предложениях при совпадении темы и ремы с подлежащим и сказуемым прямой порядок слов усматривается, будет соответствовать последовательности подлежащее – сказуемое. Если темой оказывается сказуемое, то оно предшествует подлежащему.

В предложениях вопросительных и восклицательных сказуемое оказывается впереди подлежащего. Но в то же время построение вопросительных и восклицательных предложений зависит от определённых правил: естественность положения сказуемого перед подлежащим совмещается с логическим ударением, которое явно указывает на рему [Валгина 2000: 87].

Прямой порядок слов при последовательности сказуемое – подлежащее характерен для предложений, которые имеют детерминирующий член в начале предложения. Детерминирующие члены предложения, как правило, помещаются в абсолютном начале предложения или непосредственно перед предикативной основой – это прямой порядок слов.

При постановке подлежащего впереди сказуемого разрывается плавность речи, после детерминанта появляется обязательная пауза, членящая все предложение на две части: детерминант и предикативную основу.

Что касается порядка расположения дополнений, определений и обстоятельств, распространяющих другие члены предложения, то он повторяет правила порядка слов в словосочетании: согласуемые члены ставятся перед определяемыми словами, управляемые – после управляющих, примыкающие – перед и после господствующего слова, в зависимости от способа выражения и передаваемого значения. При наличии двух дополнений при одном управляющем слове сначала ставится дополнение косвенное (обозначение лица), а затем – прямое (объект).

Зависимый инфинитив при прямом порядке слов помещается после слова, к которому он относится.

Функция порядка слов в области эмоциональности и экспрессивности проявляется прежде всего в разговорном стиле. В данном функциональном стиле характерно расположение ядра высказывания не в конце предложения, а в середине, причем на последнее место ставится неударяемый глагол. Также для разговорного стиля свойственно добавочное присоединение какого-то не очень важного в смысловом отношении компонента.

В стилистической области функции порядка слов проявляются в намеренном, авторском нарушении порядка слов в художественном функциональном стиле.

Итак, в последних двух областях функционирования порядка слов мы можем наблюдать речевое воплощение инверсий, выполняющих дополнительные функции эстетического и экспрессивного плана, что и является предметом исследования в нашей работе.

Теперь от порядка слов в предложении перейдём к порядку слов в других единицах синтаксиса, а именно, словосочетаниях.

В словосочетаниях порядок слов зависит от конкретного типа словосочетаний, исходя из морфологической природы главного компонента. При прямом порядке слов в структуре субстантивных словосочетаний с прилагательным на первое место всегда выходит прилагательное, за которым уже следует существительное (Падал прошлогодний снег). В субстантивных словосочетаниях с зависимой падежной словоформой имеется, как правило, прямой порядок слов, при котором зависимая словоформа ставится после существительного (Дед носил бороду из ваты). Зависимая форма родительного падежа при прямом порядке слов должна стоять после существительного (Солдат напялил на себя каску гигантского размера). Числительное в сочетании с существительным при прямом порядке слов располагается в препозиции по отношению к главному слову (пять дней; семь единиц; двести рублей).

В глагольных сочетаниях с наречиями на -о, -е наречие при прямом порядке слов предшествует глаголу (Этот дирижёр хорошо водит палкой). Если глагол будет наделён семантикой продолжительности во времени, то наречие в таком случае ставится в постпозицию (Его жизнь протекала спокойно и беззаботно). В сочетании глагола с зависимой падежной словоформой на первое место ставится глагол, за которым, соответственно, следует зависимая форма (Он показал своему сыну, как правильно носить косоворотку). Когда же данная зависимая словоформа в структуре своего значения приобретает оттенок качественной характеристики или образа действия, то в словосочетании она может также располагаться перед глаголом (Он съел эти косточки с пребольшим аппетитом. Он сгоряча приказал всем бежать прочь).

В адъективных словосочетаниях с определением наречие всегда будет предшествовать прилагательному (Здесь никогда не появлялись хорошо одетые люди). В сочетаниях прилагательного с существительным в косвенном падеже, как мы уже указывали, в препозиции должно стоять прилагательное (В те страшные времена наш бедный кузен посещал дальние края). В случае, когда зависимая форма обусловлена семантикой качественного признака, её место может располагаться и перед прилагательным (Этот юноша до безобразия ленивый!).

В отличие от речи нормативной прозаической порядок слов в речи лирической имеет большую вариативность, а значит, и большую свободу расположения частей. Это обусловливается прежде всего требованиями сохранения ритма, размера и рифмы и зависит от авторского стиля.

В стихотворной речи теряет свое значение функция выражения актуального членения предложения, постановка темы и ремы становится свободным. Это связано с тем, что стихотворная речь имеет принципиально другие ритмические единицы. Если в прозе такой единицей является синтагма, то здесь в данной роли выступает стихотворная строчка. Стих, или стихотворная строка, не имеет нормативно закрепленного расположения частей предложений; как правило, на один прозаический нормативный вариант приходится несколько нормативных вариантов в лирической речи.

В стихах синтаксическая конструкция, в состав которой входят два и более компонента, имеет четыре основных варианта словорасположения: нормальное (нормативное для прозы), инверсивное, контактное и дистантное. Касательно последних двух, имеются стандартные и нестандартные, произошедшие вследствие авторского произвола, формы их разъединения.

Стихотворная строка свойственная лирической речи и синтагма в прозаической имеют принципиально разную интонационную структуру.

Перевели на дистанционное обучение? Поможем с выполнением заданий. Бесплатно узнай сколько это будет стоить. Гарантия на работы продлена до 100 дней.

В минимальных единицах лирического текста интонационный центр синтагмы не выполняет функцию ритмического членения, как это наблюдается в речи прозаической, т.е. интонационный центр предложения в стихах всегда является свободным. Не имея функционального значения, а именно, функции построения стихотворной строки, интонационный центр, скорее всего, будет ослаблен или будет вовсе отсутствовать. Каждое полноударное слово, из-за ослабления интонационного центра, может стать отдельной синтагмой, иными словами, приобрести интонационную самостоятельность. Вследствие этого варианты расположения отдельных частей в стихотворной строке имеют стилистическую равнозначность. В лирических текстах отсутствует практика стилевых антитез при расположении синтаксических конструкций в предложении или словосочетании, как это наблюдается в текстах прозаических. Порядок слов в стихах зависит от множества факторов, совершенно не зависимых друг от друга, в число которых входят ритмическая и строфическая структуры, синтаксические переносы, интонационные типы стиха и другие факторы. Вариативность и свобода расположения частей в лирическом тексте – вот причины порождения фигуры инверсии, о которой пойдёт речь в следующем параграфе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *