Особенности регулирования и развития рыночной конкуренции в России.

Развитие российской рыночной экономики происходило во время радикальных изменений в экономике и политике, демократических движений и отсутствия экономических ограничений.

На протяжении последних нескольких десятилетий высокие макроэкономические показатели, рост и всеобщее процветание в России неразрывно связаны друг с другом. В период экономического спада на фоне сложного переходного периода, начавшегося в 1991 году, по таким показателям, как всеобщее процветание и снижение уровня бедности, Россия демонстрировала низкие результаты. Напротив, в период значительного роста ВВП, начавшегося в 2000 году, доходы физических лиц с наиболее низкими доходами быстро росли. В период после экономического кризиса 1998–1999 годы благодаря макроэкономической стабильности, структурным преобразованиям и повышению цен на сырьевые ресурсы, были созданы необходимые условия для устойчивого роста, повышения благосостояния бедных и уязвимых групп населения и роста доходов растущего среднего класса.

Многие структурные проблемы в российской экономике связаны с экономической географией страны. Результаты экономического планирования прошлых периодов, которое строилось на крупномасштабных проектах развития, основанных на природных ресурсах и территориально-промышленных комплексах, привели к возникновению производственных комплексов, к которым сложно добраться из-за их расположения. Политика, направленная на распределение населения, противоречила естественной тенденции промышленного сектора и сферы услуг к концентрации. Другой важный недостаток существующей экономической модели заключается в географической рассредоточенности населения России и экономической деятельности. Нерациональное территориальное распределение ресурсов в экономике является еще большей проблемой в такой огромной стране, как Россия, поскольку рынкам непросто компенсировать географические искажения на больших расстояниях. Это, в свою очередь, осложняет достижение преимуществ от агломерации экономики, что способствует структурным изменениям и диверсификации экономики. С учетом обширной территории России и сложившейся за прошлые периоды территориальной неэффективности трудовые ресурсы и производство нередко размещаются там, где они используются неэффективно.

Первым законом в поддержку конкуренции стал закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», целями которого были:

Формирование рыночных связей под влиянием развития конкуренции и предпринимательства;

Контроль за проявлением недобросовестной конкуренции или злоупотребления лидерством;

Контроль за соблюдением законодательства по поддержанию конкуренции.

К сожалению, закон не работал, поскольку формулировки в нем были нечеткие, и даже попадавший под редакции 8 раз, окончательный закон так и не был принят. Принятый в 1999 году закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» имел точно такую же судьбу.

Важным инструментом конкурентного регулирования был Реестр предприятий, удельный вес которых на рынке был более 35%, основной целью которого было создание базы крупных предприятий. На данный момент он носит только информативный характер.

В 2006 году был принят закон «О защите конкуренции», а в 2009 году в него были внесены некоторые поправки, а именно:

Более жесткое контролирование международных договоров, если они влияют на конкуренцию в России;

Детализировано лидирующее положение;

Дополнены понятия высокой и низкой монопольной цены;

Запрещены вертикальные сделки;

Максимальный порог концентрации в контрактах до 7 млрд. руб. активов или 10 млрд. руб. оборотов предприятия.

В декабре 2011 года в этот закон были внесены еще дополнительные поправки, которые считаются уточняющими:

Ограничен круг контрактов с иностранными компаниями, которые нужно согласовывать с антимонопольными органами;

Расширено понятие координирования деятельности;

Установлены запреты на некоторые виды горизонтальных сделок;

Уточнены цели государственных субсидий;

Конкретизированы и фиксированы штрафы;

Отменена уголовная ответственность за сговоры .

Основной целью Закона было дать право потребителям приобретать продукцию по справедливым ценам. В нем же более конкретно раскрыты понятия товара и товарного рынка, и каким образом участники рынка взаимодействуют между собою.

Изменениям подверглись и санкции за нарушение норм конкурентного законодательства. По закону 1992 года максимум штрафовали на 0,5 млн. руб. Кроме того, санкции налагались зачастую не за само нарушение закона, а за невыполнение предписаний и рекомендаций. Однако с принятием нового закона штрафы были существенно увеличены, как и границы сделок экономической концентрации.

Очень важным моментом в таких новых условиях стала защита прав потребителей в сфере рекламы. Такой защитой стал принятый в 1995 году закон «О рекламе» , который пресекал недобросовестную рекламу и рекламу, которая может принести вред. Но так как он был недостаточно жестким в плане норм, то в 2006 году был заменен на закон «О рекламе».

Хочется отметить, что после перестройки российская конкуренция прошла огромный путь и стала полноценной лишь в настоящее время. Оптимизация законодательства по поддержанию конкуренции и приведение его в соответствии с международными стандартами сформировало комфортные условия для дальнейшего успешного развития рыночных отношений в России.

У России появились новые возможности для повышения конкурентоспособности российского не сырьевого сектора и изменения структуры экспорта путем преодоления зависимости от сырьевых ресурсов. Падение цен на нефть выявило серьезные недостатки действующей модели экономического роста России, однако снижение курса рубля могло бы улучшить конкурентоспособность страны на международных рынках в различных сферах. В прошлом в силу растущего доминирования сектора природных ресурсов конкурентоспособность всей экономики ухудшилась, поскольку из-за высоких цен на сырьевые товары в структуре экономики и экспорта преобладали нефть, газ и полезные ископаемые. Например, конкуренция в энергетике ограничивается рядом структурных и нормативно-правовых особенностей. В европейской части России и в Сибири рынок электроэнергии в значительной мере либерализован, благодаря чему производство и потребление сбалансированы рынком. Рынки электроэнергии на Дальнем Востоке и в ряде других удаленных регионов по-прежнему сильно зарегулированы. В целом энергетический сектор конкурентный в части производства и поставок электроэнергии, но существует монополия на передачу и распределение. «Уполномоченные» или обязанные функционировать электростанции часто неэффективны и неконкурентоспособны, но считаются необходимыми для регулирования энергосистемы или теплоснабжения. Эти станции получают платежи за мощность по установленной нормативной цене, которая обычно превышает рыночную цену. Разукрупнение основных фондов энергетики было закончено в 2008 году в рамках реформы отрасли. Однако уровень конкуренции в отрасли низок; государственные компании сосредоточили в своих руках около 50% генерирующей мощности.

Уровень конкуренции на розничном рынке еще ниже: по-прежнему бытовые потребители лишены выбора поставщика, а у коммерческих потребителей выбор ограничен. Кроме того, доля регулируемой мощности и регулируемых цен на электроэнергию высока. Цены на мощности АЭС, ГЭС и уполномоченных станций, а также мощность, проданная по договорам о предоставлении мощности, подлежат государственному регулированию. Тарифы на электроэнергию, произведенную уполномоченным электростанциями и цены на электроэнергию для бытовых потребителей также регулируются, равно как и цены на диспетчерское управление, тарифы на передачу и распределение. Таким образом, свободными от регулирования остаются не более 20% энергии, поставляемой конечным пользователям.

Состояние конкуренции на рынке банковских услуг в 2011-2016 годах характеризуется следующими данными:

доля тройки лидеров на федеральном рынке является стабильно высокой (58,8-62,9%) на протяжении всего периода;

концентрация абсолютного большинства региональных рынков (от 56 до 79 субъектов РФ) является крайне высокой – на этих рынках доля тройки лидеров составляет от 70,1 до 100%:

— состояние конкуренции на рынках оказания услуг физическим лицам определяется ростом концентрации;

— на рынках оказания услуг юридическим лицам динамика по годам является разнонаправленной.

наблюдается ярко выраженное и устойчивое лидирующее положение 1 или 2 групп лиц банков с преимущественной тенденцией к его дальнейшему укреплению;

конкуренция со стороны иных игроков практически отсутствует – их доли стабильно существенно ниже лидирующих банков.

доля тройки лидеров с середины проанализированного периода преимущественно росла и к началу 2017 г. составила 62,3%;

Самым крупным игроком неизменно являлась группа лиц Сбербанка, доля которой с середины периода росла и к 2017 г. составила 41,2%;

Отрыв второго игрока от лидера в разные моменты времени составлял от 16,1 до 23,4% и преимущественно сокращался (за исключением 2016 года – отрыв составил 23,4%);

На региональных рынках группа лиц Сбербанка к 2017 году лидировала в 78 субъектах РФ с долей от 26 до 62%;

Концентрация рынков в последние годы увеличивалась:

— количество высококонцентрированных рынков выросло в 2,8раза (с 27 до 76 субъектов РФ) — к текущему моменту доли тройки лидеров составляют от 70,1 до 89,7%;

— количество рынков с умеренной концентрацией сократилось в 6 раз (с 54 до 9 субъектов РФ).

Низко концентрированные рынки в настоящее время отсутствуют — в начале периода наблюдалось 3 рынка.

Структура региональных рынков не являлась стабильной —количество рынков с высокой концентрацией как сокращалось (2012-2013, 2015-2016 годы.), так и увеличивалось (2014 год):

— сейчас высокой концентрацией характеризуются рынки 47 субъектов РФ, доли тройки лидеров — от 70,1 до 99,6%;

— умеренной концентрацией — в 36 субъектах РФ;

— низкой концентрацией — 2 рынка.

Привлечение средств физических лиц характеризуется такими показателями:

Доля тройки лидеров на протяжении периода (за исключением 2016 года преимущественно росла и к началу 2017 года составила 60,7%;

Самым крупным игроком неизменно являлась группа лиц Сбербанка, доля которой к 2017 года составила 46,8%;

Отрыв второго игрока от лидера в разные моменты времени составлял от 28,7 до 37,6% и преимущественно сокращался (за исключением 2016 ода — отрыв составил 35,8%);

На региональных рынках группа лиц Сбербанка к 2017 года лидирует в 79 субъектах РФ с долей от 33 до 88%;

Структура рынков к концу периода определялась:

— высокой концентрацией на рынках 81 субъекта РФ, доли тройки лидеров в них составляли от 70,2 до 100%;

— умеренной концентрацией — 4 субъектов РФ.

Рынки с низкой концентрацией отсутствовали.

Привлечение средств юридических лиц характеризуется такими показателями:

Доля тройки лидеров на протяжении исследованного периода (за исключением 2016 года) преимущественно росла и к началу 2017 г. составила 62,9%;

В разные периоды времени лидирующие позиции в тройке занимали группы лиц ВТБ и Сбербанк с долями 17-28% и 13-31% соответственно;

Отрыв второго игрока от лидера с 2012 г. был незначителен и в разные периоды времени составлял 1,5-5,6%;

Структура региональных рынков не являлась стабильной —количество рынков с высокой концентрацией как увеличивалось (2012-2015 гг.), так и сокращалось (2016 г.):

— сейчас высокой концентрацией характеризуются рынки 62 субъектов РФ, доли тройки лидеров — от 70,2 до 100%;

— умеренной концентрацией — в 23 субъектах РФ.

Рынки с низкой концентрацией отсутствуют.

К причинам подобного состояния конкуренции можно отнести, в том числе:

  • Тенденцию к сокращению числа кредитных организаций;
  • Тенденцию к ужесточению требований к кредитным организациям при представлении им доступа к оказанию отдельных видов банковских услуг и субсидий (как правило, по размеру собственных средств –максимальные показатели составляют 250-350 млрд. рублей).

Для улучшения существующей ситуации, по мнению ФАС России, необходимо:

  • изменить подходы к допуску банков к оказанию услуг государству и в рамках гос. программ (вклады, кредиты, банковские гарантии) в пользу конкуренции;
  • использовать только конкурентные механизмы распределения субсидий для обеспечения льготного кредитования вне зависимости от размера банка (пример, программа субсидирования автокредитования);
  • обеспечить равный доступ к информации ФОИВ и государственных внебюджетных фондов, в том числе используя одинаковые условия и механизмы представления информации для всех банков;
  • исключить правовые условия, позволяющие доминирующим игрокам влиять на условия обращения услуг на рынке, в том числе изменив расчет средне рыночного значения ПСК;
  • унифицировать правила приема онлайн-платежей через сайты ФОИВ, порталы гос. услуг и ГИС ЖКХ, обеспечив возможность оплаты со счетов любых банков;
  • стимулировать и развивать использование дистанционных каналов обслуживания, включая внедрение расширенных возможностей по удаленной идентификации клиентов на равных условиях.

В российском нефтегазовом секторе доминируют две государственные компании – «Роснефть» и «Газпром». Обе компании являются открытыми акционерными обществами, мажоритарным акционером в которых является государство. Компании вертикально интегрированы и занимаются разнообразными направлениями деятельности: разведка и добыча, переработка, маркетинг, транспортировка, нефтехимия, торговля нефтегазовой продукцией. Доля «Газпрома» на газовом рынке составляет 65%, а доля «Роснефти» на нефтяном рынке превышает 35%. В отрасли также действует более 200 небольших частных и государственных компаний. Крупнейшими из них в газовом секторе являются «Новатек» (8% рынка), «Лукойл» (3%) и «Сургутнефтегаз» (1,5%), а в нефтяном секторе – «Лукойл» (16%), «Сургутнефтегаз» (11,5%), «Татнефть» (5%), «Башнефть» (3,75%) и «Руснефть» и «Славнефть» (каждая – по 3%). Крупнейшей системой транспортировки нефти и нефтепродуктов в России (72 тысяч километров) владеет еще одна государственно-акционерная компания – «Транснефть». В последние годы правительство предпринимает шаги по выведению нефтегазовых активов из сферы частных и иностранных инвестиций и сосредоточивается на национализации нефтегазовых активов. В самое последнее время фактором, ограничивающим инвестиции, стало падение цен на нефть.

 

Начиная с 2014 года, российский нефтегазовый сектор находится под воздействием режима санкций, что препятствует поступлению новых иностранных инвестиций, ограничивает доступ к внешнему финансированию и накладывает ограничения на импорт передовых технологий разведки и добычи, что способно стать серьезным препятствием для дальнейшего развития отрасли. В стране также существует монополия на транспортировку нефти и газа, и в последние годы рост объема инвестиций в России в значительной мере был обусловлен расширением трубопроводной сети. «Газпром» еще некоторое время назад являлся абсолютным монополистом на рынке транспортировки и экспорта российского газа. В 2009 году «Новатек» стал первым независимым производителем газа, который получил доступ к газотранспортной инфраструктуре «Газпрома» и возможность осуществлять прямые поставки газа своим клиентам. Ранее инвестиции в расширение трубопроводной сети служили важным фактором, способствующим росту инвестиций в России. «Газпром» утвердил проект строительства газопровода «Сила Сибири» мощностью 61 миллиард кубометров в год. Ожидается, что, начиная с 2019 года по нему будет поставляться в Китай 38 миллиардов кубометров газа ежегодно.

Вот почему высокая рентабельность сырьевых товаров препятствовала появлению отраслей по производству товаров с добавленной стоимостью и разработке новой продукции и видов экспорта. Чтобы воспользоваться открывающимися возможностями по разработке более широкого и сложного ассортимента товаров и экспортной продукции, потребуется значительное увеличение частных капиталовложений, особенно прямых иностранных инвестиций, которые обеспечат наибольшую отдачу в виде передачи технологий. Ценового преимущества, обеспеченного в результате обесценения рубля, может быть недостаточно для привлечения инвесторов – особенно с учетом действующих экономических санкций. Поэтому необходимо последовательно улучшать инвестиционный климат и проводить глубокие структурные реформы. Правительство реализует амбициозную программу реформ, которая поможет использовать новые возможности и сохранить достижения в области всеобщего процветания.

Антикризисный план 2016 года направлен не только на стабилизацию, но и включает в себя ряд среднесрочных инициатив в области экономического развития. Среди них реформы, разработанные в целях улучшения инвестиционного климата, сокращения периодичности проверок бизнеса, уменьшения неопределенности в нормативно-правовой сфере и совершенствование судебных процессов и системы право применения. Недавно президент возобновил работу своего Экспертного совета по экономике и поручил ему разработать новую стратегию долгосрочного развития России. Быстрый переход от стратегий и планов к реальным улучшениям в инвестиционном климате России станет необходимым сигналом для частных инвесторов. Без немедленных и стабильных капиталовложений в новые отрасли Россия может упустить возможности, открывшиеся благодаря текущему ценовому преимуществу, вследствие чего будет гораздо сложнее добиться достаточного роста производительности для ускорения долгосрочного экономического роста страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *