Особенности проведения внутреннего аудита на предприятиях малого бизнеса

🙂

Скачать текст в WORD

Учитывая, что малые предприятия (кроме ИП), не освобождены от ведения бухгалтерского учета, составляют они и бухгалтерскую отчетность. А потому важно обеспечить достоверность сведений о финансовом положении малого предприятия, его финансовых результатах и движении денежных средств. Аудит как на раз направлен на то, чтобы представить пользователям квалифицированное мнение о достоверности составленной отчетности[1].

Конечно, малое предприятие всегда может провести аудит на добровольных началах. Однако в некоторых случаях заказывать аудит своей финансовой отчетности малые предприятия обязаны. Ведь сам по себе статус малого предприятия не является основанием для освобождения от аудита.

Чтобы малые предприятия в 2019 году подлежали обязательному аудиту, достаточно, например, чтобы объем выручки за 2018 год превысил 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 оказалась выше 60 млн. рублей.

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ не предусматривает какие-либо особенности аудита в отношении малых предприятий. В то же время, такие особенности могут содержаться в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации, членом которой является аудиторская компания, или даже в правилах самой аудиторской компании. Ведь некоторые особенности аудита малых предприятий при проведении проверки стоит учитывать. Так, для малого предприятия может быть особенно характерно, например:

  • ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, которые отвечают за ведение бухучета и подготовку отчетности;
  • преобладающее влияние владельца или руководителя на все стороны деятельности малого предприятия.

Принятие во внимание таких особенностей может повлиять на планирование аудита малого предприятия, порядок оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств.

Несмотря на то, что с 01.01.2017 аудиторская деятельность в РФ ведется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), при планировании аудита субъекта малого предпринимательства можно обратиться также к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол № 1).

Что касается МСА, то особенности аудита малых предприятий часто включаются в качестве отдельных подразделов в стандарты.

Например, в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» особенности малых организаций рассматриваются с точки зрения планирования общей стратегии аудита, руководства, контроля, обзорной проверки и документации.

Программа внутреннего анализа малого предприятия составляется параллельно с планом, имеет свободную форму. Все пункты, подразделы вписываются в соответствии с поставленными задачами. Данная проверка делится на три этапа: подготовительный, сбор данных, составление выводов. В проверке принимают участие все специалисты аудиторского отдела. Обязательно формируется чек-лист. Проводится[2]:

  • контроль остатков на балансе;
  • изучение отчетности;
  • арифметическая и нормативная проверка;
  • калькуляция и свод цифр;
  • хронологический свод (проверка совпадений дат и сроков);
  • изучение отдельных документов юридическими специалистами.

Аудит кассы и расчетных операций

Задача аудита кассы, расчетных операций заключается в том, чтобы сверить нормативную документацию с бухгалтерской отчетностью, проверить их точность, законность, прозрачность ведения документации. Это необходимо для того, чтобы избежать возможной ответственности перед налоговой службой, проверкой. Нормы ведения бухгалтерии описаны в указе ЦБ РФ №40.

Задача каждого специалиста – это грамотное составление финансовых документов (актов, квитанций, учета потока денежных средств). Среди основных нарушений можно выделить неправильный контроль кассовых сбережений, неверный учет прихода, расхода, ошибки в оформлении документов на оплату, выдачу заработной платы, отсутствие квитанции за те или иные операции.

Аудит основных средств и нематериальных активов

Порядок проведения данного контроля составляется на основании данных о наличии, передаче в актив малой  компании тех или иных средств или нематериального владения (патенты, сертификация, акции). Изначально изучаются условия хранения средств, их наличие, объемы, структура. После этого составляется анализ по амортизации средств, финансовых затратах при хранении, обслуживании. Нематериальные активы изучаются на основании внутрифирменных стандартов, выписываются в отчетность с оценкой инвестиционной привлекательности, вероятной прибыли (трат).

Аудиторская проверка материальных ценностей

Учет, проверка материальных ценностей на том или ином малом  предприятии проводится часто, входит в список общих условий проведения аудита. Процедура необходима для[3]:

  • оценки эффективности бизнес-процессов;
  • изучения условий хранения;
  • эксплуатации активов.

Проверка финансовых результатов и капитала малого предприятия

Положительным моментом проведения проверки финансовых результатов является возможность избежать риска налоговых штрафов. Редко когда менеджмент малого предприятия заказывает анализ капитала предприятия без оценки отчетности. В процедуру входит изучение денежных активов, оборота, формируются точные показатели прибыльности, выручки, формируется убыток по кварталам, месяцам. Это помогает руководству оценить всю финансовую ситуацию в организации, выделить для себя перспективные направления деятельности.

В задачи входит формирование стратегии будущего развития, составление детального плана по вероятной прибыли (составляется прогноз на основании данных рынка, текущих показателей компании). Финансовые результаты составляются на основании показателей продаж, объемов производства, курса валют, активов. Специалисты определяют достоверность информации, сравнивают документацию, подтверждают ее точность или указывают на ошибки.

Аудит финансовой отчетности

Изучение и проверка финансовой отчетности – важный параметр при проведении аудита. Финансовая документация формируется соответствующим отделом на малом предприятии. На основании этих документов подается налоговая отчетность Во избежание аудиторского риска все работы ведутся только с актуальной документацией, информацией, подтвержденной на момент проверки. Среди аудиторов должны быть юридически грамотные специалисты, владеющие данными о законодательстве, всех изменениях, которые проводятся в сфере налоговых начислений, бухгалтерских отчетов. Только так заказчик может быть уверен в том, что получит объективный, точный результат (оценку финансовой отчетности).

Скачать текст в WORD


[1] Щербакова, Е. П. Внутренний аудит в системе управления холдингом: методический подход к идентификации объектов//Менеджмент. — 2018. — № 4

[2] Юнусова, Д.А. Значение и содержание внутреннего аудита организации / Д.А. Юнусова // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. — 2017. — № 2.  — С. 19-25

[3] Медведчук, Е.П. Роль внутреннего аудита в системе управления экономическими субъектами / Е.П. Медведчук // Проблемы современной науки и образования. — 2017. — № 36 (118).  — С. 40-43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *