Стимулирование чтения, возрождение и развитие интереса к книге среди всех слоев населения – насущная задача библиотек. Вся библиотечная работа должна быть нацелена на то, чтобы кардинально изменить отношение общества, особенно молодежи, к литературе, поддержать социальный статус книги, приобщить к чтению и пользованию библиотеками широкую публику.
Необходимо выделить следующие приоритеты в работе библиотек по продвижению чтения:
• привлечение внимания широкой общественности к книге, чтению и библиотеке, создание позитивного мнения о чтении как о средстве воспитания и развития личности;
• выход за пределы сложившейся библиотечной аудитории с ориентацией на нечитающую часть населения;
• воспитание потребности в чтении, возрождение интереса к чтению у детей и взрослых;
• стимулирование читательской активности пользователей библиотек посредством проведения различных мероприятий;
• повышение качественного уровня чтения, продвижения лучших образцов отечественной и мировой литературы;
• развитие программно-проектной деятельности библиотек, направленной на продвижение чтения;
• внедрение в практику современных форм и методов популяризации книги, направленных на повышение качества чтения;
• использование новых технологий в продвижении книги, чтения;
• изучение ситуации с чтением в библиотеках социологическим методом.
С целью привлечение внимания общественности к книге и чтению важно рекламировать в библиотеке, в местных средствах массовой информации чтение художественной и научно-популярной литературы как позитивно необходимый процесс, как символ успешности личности. Библиотеке необходимо продвигать себя как территорию чтения, где происходит обмен информацией, идеями, мнениями.
Для привлечения населения в библиотеки и стимулирования читательской активности пользователей необходимо создание видимой, узнаваемой, дружелюбной библиотеки. Для того чтобы стать привлекательным местом для горожан, библиотека должна менять свое отношение к читателям, изменить свой внешний и внутренний облик. Привлекательный облик библиотеки включает в себя внутренний дизайн, интерьер, наличие комфортной среды. Нужно сделать так, чтобы для любого жителя, который однажды пришел в городскую или сельскую библиотеку, она стала одним из его любимых мест.
Сегодня настоятельной необходимостью является расширение библиотечного пространства. Чтобы привлечь новых читателей, донести идеи о ценности чтения до не читающих, необходимо выходить за пределы библиотек, выносить свои мероприятия на улицы, площади, в парки, дворы, в кафе, досуговые центры, медицинские учреждения. Цели приближения книги к местам массового пребывания населения служит проведение ряда акций, призванных возродить интерес к книге и чтению. Следует продолжить практику проведения направленных на привлечение новых пользователей рекламных акций, в том числе широкомасштабных. Чтобы акция имела не только общественный резонанс, но и результат, нужно выполнить ряд требований: яркий формат, четкий сценарий, привлечение партнеров и СМИ, поощрение участников. Одним из инструментов продвижения библиотек и чтения должны стать проекты, поскольку поддержка и развитие чтения наиболее эффективны при условии осуществления библиотеками программно-проектной деятельности. Работа библиотек по продвижению чтения в рамках программ должна представлять собой комплексное взаимодействие всех структурных подразделений библиотеки.
Программная деятельность должна быть ориентирована не только на пользователей библиотек, на продвинутые читательские слои, но и на широкую публику, в том числе не включенную в книжную культуру, на малочитающую или нечитающую часть населения.
Чтобы вывести работу библиотек по приобщению к книге, чтению на качественно новый уровень необходим творческий подход к организации зрелищных книжно-читательских кампаний, проведение комплекса мероприятий по формированию у читателей устойчивого интереса к книге и чтению. Библиотеки должны использовать большой арсенал форм массовой работы: традиционные, проверенные временем мероприятия должны дополнять инновационные, отвечающие современным запросам пользователей.
Следует придать всем формам поддержки книги общественный и публичный характер, организовывать крупные городские мероприятия, повышающие статус чтения и библиотек.
Необходимо отдавать предпочтение интерактивным видам, предполагающим взаимодействие библиотекаря и пользователя. В работе с молодежью важно использовать игровые формы, помогающие доносить мысль о важной роли книги, чтения, библиотеки для интеллектуального и нравственного развития человека.
Условием успешной деятельности библиотек является взаимодействие с новейшими технологиями. Сегодня без мультимедийных ресурсов не должно обходиться ни одно крупное библиотечное мероприятие. Рекомендуем использовать DVD, слайд-презентации, музыкальные компакт-диски, различные виды информации из разных источников, в том числе и из глобальной сети Интернет. Подобная форма преподнесения информации вызывает большой интерес у самых разных людей, усиливает характер ее психологического восприятия, глубину усвоения, обеспечивает активное взаимодействие. Все это помогает выполнять задачи по продвижению книги и чтения.
При этом нужно помнить, что независимо от формы работы, тематики, в центре любого мероприятия всегда должна находиться книга и чтение, даже если это чисто развлекательное действо. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников.
Продвижение библиотеки и чтения невозможно без изучения ситуации с чтением. В библиотеках необходимо использовать основные методы получения информации: индивидуальные и групповые опросы, анкетирование. Социологические исследования проводятся как в стенах библиотеки, так и за ее пределами. Например, опросы жителей могут стать составной частью городских мероприятий. Исследования позволят выяснить отношение населения к библиотеке и чтению, определить причины снижения интереса к чтению, выявить информационные потребности и читательские предпочтения различных возрастных групп пользователей, определить пути совершенствования работы по привлечению населения к чтению.
Работа библиотек должна представлять собой разнообразную палитру специальных форм и методов по привлечению к чтению: от обычных книжных выставок до крупных долгосрочных читательских кампаний.
Выставка, даже самая маленькая, должна быть праздником для посетителей библиотеки. Читателя привлекают краткие, броские заглавия, тексты, обращения, яркие иллюстрации, нестандартные решения в оформлении.
Особого внимания требуют инновационные формы популяризации чтения: выставка-панорама, выставка-размышление, выставка-призыв, ретро-выставка, выставка-совет (рекомендация), выставка-рейтинг, выставка-бенефис и т.д.
Основными составляющими выставок-инсталляций должно стать творческое начало и фантазия. Созданию целостного образа должны способствовать не только композиция выставки, заголовок, но и аксессуары-детали, содержательно связанные с ее проблематикой, дополняющие ее в качестве фона: натуральные предметы, модели, макеты, картины, иллюстрации, фотографии, драпировки, цветы.
Активизируют пользователей библиотек различные конкурсы. Конкурс плакатов представляет собой состязание индивидуальных или коллективных семейных работ, призывающих к чтению, рекомендующих определенную книгу или раскрывающих творчество конкретного писателя. Конкурсы book-симпатия выявляют читательские пристрастия.
Крупномасштабные акции могут включать в себя самые разнообразные формы агитации за чтение. Например, во время уличных акций ко Дню поэзии «Стихи в кармане», «Поэтический перекресток» можно читать стихи, привлекать к чтению прохожих и раздавать карточки со стихами.
Эти акции имеют различные названия, наполнены разным содержанием, но имеют одну цель – сблизить человека и книгу.
Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации чтения играют комплексные мероприятия.
День книги готовят на определенную тему. Программа проведения может быть построена в разных вариантах. Важно, чтобы в этот день велась активная рекомендация литературных произведений, происходило знакомство читателей с имеющимися в библиотеке изданиями по выбранной тематике. По теме Дня оформляют книжную выставку, обзоры литературы, беседуют у выставки. Можно провести крупное мероприятие или 2-3 небольших, объединенных общим содержанием, соответствующим теме данного Дня. Хорошим дополнением послужат видеоматериалы и музыкальные заставки между паузами.
Книжный или литературный фестиваль, фестиваль чтения является одной из самых действенных форм пропаганды книги и чтения, поскольку позволяет сочетать индивидуальные и массовые формы работы для различных уровней читательского развития. Программа включает в себя, как правило, выставки, конкурсы, различные акции, КВН, бенефисы читателей, литературно-краеведческие чтения, громкие чтения, комментированное чтение, костюмированные праздники и другие интересные акции. В основном на молодежную аудиторию рассчитаны интерактивные формы.
Во время проведения дискуссионных площадок участники могут поделиться воспоминаниями о том, они стали читателями, поспорить о том, что такое хорошая книга и как ее найти, какая книга предпочтительней – традиционная или электронная.
Литературный калейдоскоп – это быстрая смена отдельных небольших мероприятий, связанных одним автором, художественным произведением, например, информационная минутка, посвященная отдельным фактам биографии писателя; отрывки из фильмов по его произведениям; блиц-викторина; театрализация.
Литературный лабиринт – игровое мероприятие, в ходе которого игроки получают цепочку вопросов, на них можно дать один из двух ответов. Выбирая те или иные ответы, участники прокладывают свой путь через лабиринт. Но только единственно верная последовательность ответов поможет найти из него выход. На пути могут встретиться герои любимых книг, которые предложат выполнить специальные миссии, дающие дополнительные очки.
Лабиринт также может проходить в виде литературной игры, состоящей из нескольких туров, каждый из которых – путешествие по разным жанрам литературного мира: поэзии, прозе, фантастике.
Литературный квест (квест-ориентирование) – один из вариантов игры-поиска. Маршрут литературного квест-ориентирования связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте – это памятные места, организации и предприятия, действующие на территории населенного пункта, в окрестностях библиотеки. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать родной город.
Литературная ярмарка – комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые идут одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.
Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в камерном общении знатоков и любителей классического искусства, проходящем преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную можно преобразить читальный зал или его часть, оформив уголок мягкой мебелью и музыкальным инструментом.
Целям пропаганды чтения должны служить библиотечные формы визуальной информации с использованием современных технологий – слайд-фильмы, видеопрезентации, буктрейлеры и другие формы. Данное многообразие форм может быть посвящено книге, чтению в целом.
Можно создавать игровые (мини-фильм по книге) и неигровые буктрейлеры (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.). Самый простой вариант – в виде слайд-шоу.
Перечисленные формы продвижения книги позволяют позиционировать чтение как неотъемлемую составляющую образа жизни современного человека, необходимую для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа и театрализация помогают сделать книгу привлекательной и актуальной в глазах местного сообщества.
Кроме того, сегодня библиотеки должны активно использовать новые технологии и возможности виртуального пространства для популяризации библиотечных услуг, книги и чтения, привлечения новых пользователей. Современным и удобным инструментом могут служить библиотечные сайты, блоги, страницы в социальных сетях. Кроме страницы библиотеки, это могут быть и различные литературные и тематические группы.
Диапазон использования социальных медиа библиотеками большой. Здесь могут быть представлены новости библиотечной жизни, публикации о библиотеке, информация о новых поступлениях, интересных изданиях, проведенных культурно-массовых мероприятиях, фото-, видеоматериалы о библиотеке.
Библиотекарям необходимо применять новые формы доведения информации до своих потенциальных пользователей, в том числе посредством дистанционного знакомства с выставками. Виртуальные выставки, публикуемые на библиотечном сайте, должны быть удобны для восприятия пользователями в веб-пространстве и могут содержать визуальную информацию, библиографические данные, аналитическую информацию, ссылки на полные тексты книг, если они имеются в библиотеке или сети Интернет.
На сайте можно организовать онлайн-опросы, посвященные книге и чтению. В электронной среде можно проводить различные конкурсы, викторины и акции.
Социальная сеть должна служить площадкой для дискуссий на литературные темы, обсуждений книг. Библиотекам нужно обратить внимание на возможность создания онлайнового клуба любителей чтения, где можно виртуально общаться, обсуждать книги.
Стоит активно использовать возможности социальных сетей для приглашений на различные мероприятия. Чтобы заинтересовать аудиторию важно показать, что ждет потенциальных участников на этом мероприятии. На наиболее интересные можно персонально приглашать друзей. Это возможность приглашать на мероприятия в режиме удаленного доступа.