ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ И СУБЪЕКТАХ РФ

PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION OF STATE YOUTH POLICY
IN RUSSIA AND SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация: в представленной статье рассматриваются особенности правого
регулирования молодёжной политики в Российской Федерации, в частности, выделяется
ряд проблем как на федеральном, так и на региональном уровне. Анализируются нормы
конституций и уставов субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: молодёжная политика, молодёжь, правовое регулирование, субъекты
Российской Федерации
Annotation: in the presented article features of the right regulation of youth policy in the
Russian Federation are considered, in particular, a number of problems are highlighted both at the
federal and regional levels. The norms of constitutions and charters of subjects of the Russian
Federation are analyzed.
Keywords: youth policy, youth, legal regulation, subjects of the Russian Federation
На сегодняшний день изменения, происходящие в современном российском обществе,
ставят совершенно новые цели и задачи для молодежной политики в нашей стране [1], в
силу того, что молодёжь как специфический инновационный ресурс, может стать
«основной движущей силой России в долгосрочной перспективе» [2] Так, В.В Путин в
Послании Федеральному Собранию 01.12.2016 отметил, что видит «в молодом поколении
надежную, прочную опору России в бурном, сложном XXI веке» [3]. В этой связи
государство разрабатывает и реализует государственную молодёжную политику, целью
которой, с одной стороны, является создание всех необходимых условий для социализации
молодежи, а с другой стороны, выработка механизмов самореализации молодежи в
обществе [4].
Как отмечает Е.С. Аничкин и К.Е. Коваленко, в Конституции Российской Федерации
закреплены основополагающие положения, которые применяются при разработке и
решении вопрос государственной молодёжной политики [5]. Федеральное
законодательство, представляющие собой правовую основу деятельности в сфере
молодёжной политики субъектов Российской Федерации [6], в настоящее время
представлено следующими нормативно — правовыми актами: Федеральный закон «О
государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [7];
Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной
политики РФ на период до 2025 года» [8] и другие. Однако одной из ключевых проблем
современной России в аспекте правового регулирования государственной молодёжной
политики на федеральном уровне является отсутствие такого нормативно — правового акта,
которой устанавливал бы правовые основы молодёжной политики и её реализацию в нашей
стране. Как отмечает П.А. Меркулов, попытки принятия такого закона продолжаются более
20 лет, сохранятся и сегодня [9]. Как отмечает А.В. Кочетков, федеральное
законодательство не систематизировано, содержит множество юридических пробелов [10].
Поэтому на современном этапе в России определяющим постепенно становится
региональный уровень правового регулирования государственной молодёжной политики
[11], поскольку в субъектах Российской Федерации формируется своя нормативно —
правовая база, создаются региональные органы по делам молодёжи, разрабатываются и
реализуются различные молодёжные программы [12]. При формировании и развитии
правового регулирования для всех субъектов Российской Федерации общими являются
принципы, формы и методы проведения политики. Однако учитываются и особенности
отдельных регионов, заключающиеся в различиях определённых условий: культурные и
этнические традиции, демографическая ситуация, природно — географическое положение и
другие [13].
Рассмотрим региональное законодательство на предмет содержания в Конституциях
республик и Уставах областейнорм, регулирующих государственную молодёжную
политику. Так, только две Конституции субъектов Российской Федерации содержат
упоминание о молодёжи: Республики Удмуртия и Тыва. В Конституции Республики
Удмуртия закреплено положение, согласно которомуобеспечивается поддержка не только
семьи и материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, но и молодежи
[14]. А в соответствии с частью 2 статьи 12 Конституции Республики Тыва, в ней
«обеспечиваются государственные гарантии поддержки семьи, материнства, отцовства и
детства, инвалидов и пожилых людей, развиваются системы государственного пенсионного
обеспечения, здравоохранения и страхования, а также профессиональной и социальной
поддержки молодежи» [15]. Таким образом, исходя из анализа основных нормативных
правовых актов республик, можно сделать вывод, что, отсутствует законодательное
закрепление положений, регулирующих государственную молодёжную политику, за
исключением двух субъектов [16].
Исследование, связанной с анализом уставов областей Российской Федерации, показало,
что упоминание о молодёжи и молодёжной политики содержится только в 17 из 46
областей: Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская,
Волгоградская, Курганская, Курская, Магаданская, Мурманская, Новосибирская,
Самарская, Саратовская Сахалинская, Тверская, Томская и Тюменская области [12]. Так,
например, в 3 главе «Социальная политика в Брянской области» закрепляется норма,
согласно которой в данном субъекте «обеспечивается проведение государственной
молодежной политики» [17]. В Уставе же Тюменской области отражено положение, что в
компетенцию Правительства Тюменской области входит осуществление мер по созданию
условий для всестороннего развития детей и молодежи, поддержка молодежи, одаренных и
талантливых детей [18].
Н.А. Киселева в ходе анализа нормативно — правовых актов субъектов Российской
Федерации, приходит к выводу, что исследуемое законодательство «аккумулирует в себе
все базовые понятия и принципы, цели и приоритетные направления государственной
молодёжной политики, закреплённой в Законодательстве Российской Федерации» [19].
Таким образом, основываясь на всём вышеизложенном, следует сделать вывод:
действующее законодательство как на федеральном, так и на региональном уровне по
вопросам государственной молодёжной политики не систематизировано и не получило
должное нормативное правовое закрепление, что обуславливает существование сложностей
в процессе интеграции федерального законодательства в региональное.
Список литературы:
1. Меркулов П.А. Законодательное регулирование государственной молодежной
политики в России // Сервис в России и за рубежом. 2013. №8. URL: http: // cyberleninka.ru /
article / n / zakonodatelnoe — regulirovanie — gosudarstvennoy — molodezhnoy — politiki — v — rossii
(дата обращения: 21.12.2017).
2. Самохвалов Н.А. Цели, задачи и приоритеты государственной молодежной
политики Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективы //
Вестник ЗабГУ. 2017. №4. URL: http: // cyberleninka.ru / article / n / tseli — zadachi — i — prioritety
— gosudarstvennoy — molodezhnoy — politiki — rossiyskoy — federatsii — na — srednesrochnuyu — i —
dolgosrochnuyu — perspektivy (дата обращения: 21.12.2017).
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» Режим доступа: // URL: http:
// www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 207978 /
4. Елисеев А. Л. Опыт нормативно — правового регулирования государственной
молодежной политики в современной России // Среднерусский вестник общественных
наук. 2015. №2. URL: http: // cyberleninka.ru / article / n / opyt — normativno — pravovogo —
regulirovaniya — gosudarstvennoy — molodezhnoy — politiki — v — sovremennoy — rossii (дата
обращения: 21.12.2017).
5. Аничкин Евгений Сергеевич, Коваленко Ксения Евгеньевна Законодательство
субъектов Российской Федерации в области молодежной политики: состояние и пути
совершенствования // Известия АлтГУ. 2014. №2 (82). URL: http: // cyberleninka.ru / article / n
/ zakonodatelstvo — subektov — rossiyskoy — federatsii — v — oblasti — molodezhnoy — politiki —
sostoyanie — i — puti — sovershenstvovaniya (дата обращения: 21.12.2017).
6. Киселева Надежда Анатольевна Законы субъектов Российской Федерации о
молодежи и молодежной политике // Вестник ЗабГУ. 2011. №7. URL: http: // cyberleninka.ru /
article / n / zakony — subektov — rossiyskoy — federatsii — o — molodezhi — i — molodezhnoy — politike
(дата обращения: 21.12.2017).
7. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98‑ФЗ «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений» Режим доступа: // URL:http: //
base.garant.ru / 103544 / 1 / #block _ 100
8. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403 — р Об утверждении
Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.Режим доступа: //
URL:http: // base.garant.ru / 70813498 /
9. Режим доступа: // URL: http: // www.interfax.ru / russia / 563306
10. Кочетков А.В. Законодательство Российской Федерации в сфере государственной
молодежной политики: Аналитический обзор. – Самара, 2008. – С. 5 — 6
59
11. Кочетков А.В. Теория правового регулирования государственной молодежной
политики в России: Автореф. на соиск. учен. степ. дис. докт. юрид. наук. Санкт — Петербург,
2010. – С. 14.
12. Шелудякова Т.В. Государственная молодежная политика в России и зарубежных
странах: конституционно — правовое исследование [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. докт.
юрид. наук (12.00.02) / Шелудякова Татьяна Васильевна; ФГБОУ ВО «Воронежский
Государственный Университет» – Воронеж, 2017 – С.90
13. Сайганова Е.В. Правовое регулирование государственной молодежной политики
на региональном уровне (на примере Саратовской области) // Изв. Сарат. ун — та Нов. сер.
Сер. Социология. Политология. 2017. №2. URL: http: // cyberleninka.ru / article / n / pravovoe —
regulirovanie — gosudarstvennoy — molodezhnoy — politiki — na — regionalnom — urovne — na — primere
— saratovskoy — oblasti (дата обращения: 21.12.2017).
14. Конституция Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. Режим доступа: // URL:
http: // constitution.garant.ru / region / cons _ udmurt /
15. Конституция Республики Тыва (принята Референдумом Республики Тыва 6 мая
2001 г.) Режим доступа: // URL: http: // constitution.garant.ru / region / cons _ tiva / chapter / 1 /
#block _ 2000
16. Шелудякова Т.В. Регулирование прав молодежи конституциями республик и
основными законами субъектов Российской Федерации / Т.В. Шелудякова // Актуальные
проблемы науки конституционного права. К 20 — летию Конституции Российской
Федерации: сборник научных трудов «Конституционные чтения. Вып. 6» / Под. ред. Ю.Г.
Просвирнина. Воронеж: Издательский дом ВГУ. – 2014. – С.158 — 160.Режим доступа: //
URL: https: // elibrary.ru / item.asp?id=26023470
17. Закон Брянской области от 26 января 1996 г. N 7 — З «Устав Брянской области».
Режим доступа: // URL: http: // constitution.garant.ru / region (дата обращения: 21.12.2017).
18. Устав Тюменской области от 30 июня 1995 г. N 6Режим доступа: // URL: http: //
constitution.garant.ru / region / ustav _ tumen / (дата обращения: 21.12.2017).
19. Киселева Н.А. Законы субъектов Российской Федерации о молодежи и
молодежной политике // Вестник ЗабГУ. 2011. №7. URL: http: // cyberleninka.ru / article / n /
zakony — subektov — rossiyskoy — federatsii — o — molodezhi — i — molodezhnoy — politike (дата
обращения: 21.12.2017).
© Е.А. Порсюров, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *