Основные цели и причины использования сети Интернет

За последние несколько десятков лет слово «Интернет» завладело умами миллионов людей. Об Интернете мы слышим повсюду. Но это достаточно молодое понятие и, может быть, именно поэтому основным пользователем интернета является молодая, а так же относительно молодая аудитория. Для молодежи Интернет становится частью повседневной жизни. Многие молодые люди уже не могут представить свою жизнь без Интернета.

С целью выявления отношения студентов Курского региона Интернету как средству массовой информации, нами было проведено социологическое исследование, позволившее охарактеризовать использование студентами Курской области сети Интернет, а так же основные причины его использования. В исследовании приняло участие 50 человек.

Из результатов исследования, представленных в таблице 1, видно, что большая часть опрошенных (56%) проводит в сети Интернет от 3 до 6 часов в день (слабая интернет-зависимость).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос:

«Сколько времени ежедневно Вы проводите в сети Интернет?»

Варианты ответов Количество человек % Менее часа 2 4 1-2 часа 11 22 3-6 часов 28 56 Более 6 часов 9 18 Итого 50 100

Так же, анализируя данные, представленные в таблице 1, можно сделать вывод о том, что практически 1/5 часть от числа всех респондентов (18%) «живут» в глобальной паутине более 6 часов в день, что является показателем сильной интернет-зависимости. В ходе исследования был выявлен достаточно низкий процент студентов, проводящих в сети Интернет от 1 до 2 часов в день (22%), а так же всего 4% опрошенных студентов, уделяющих сети Интернет менее часа в день.

В соответствии с таблицей 2 охарактеризуем основные причины использования сети Интернет студентами Курской области. В ходе исследования, было выявлено, что основная часть опрошенных студентов проводит время в сети Интернет с целью общения с родственниками, знакомыми в социальных сетях (70%). Половина ответов свидетельствует о том, что большую часть времени в Интернете студенты уделяет поиску информации (50%) и прослушиванию (скачиванию) музыки и видеофайлов (48%).

Стоит заметить, что для подготовки материалов к семинарам, курсовым и самостоятельным работам Интернет используют 38% курских студентов, а просмотру новостей уделяет внимание малая часть опрошенных (26%). Интересно, что одинаковое количество респондентов предпочитает в сети Интернет читать книги (16%) и играть в онлайн-игры (16%). Так же, приблизительно одинаково ответы распределились между общением через программу Skype (10%), использованием Интернета для работы (8%), а так же для осуществления покупок (8%). Остальные ответы распределились между поиском работы (2%), бронированием билетов (4%) и оплатой услуг (4%).

Помимо этого, было выявлено, что заводить новые знакомства (0%) и получать дистанционное образование (0%) в сети Интернет не актуально среди курских студентов.

Таблица 2

Основные причины использования сети Интернет студентами Курской области*

Варианты ответов Количество ответов

(N=50 человек) % Читаю новости 13 26 Занимаюсь поиском информации 25 50 Общаюсь с родственниками, знакомыми в социальных сетях 35 70 Использую ресурсы Интернета для подготовки материалов семинаров, курсовых, самостоятельных работ и др. 19 38 Слушаю (загружаю) музыку, видео 24 48 Общаюсь через программу Skype 5 10 Завожу новые знакомства 0 0 Использую Интернет для работы 4 8 Ищу работу 1 2 Бронирую авиабилеты, ж/д билеты, в кинотеатр и др. 2 4 Читаю книги 8 16 Делаю покупки 4 8 Оплачиваю услуги ЖКХ, телефонной связи и др. 2 4 Получаю дистанционное образование 0 0 Играю в онлайн-игры 8 16 Другое 0 0 Итого 150 300 *Это вопрос, допускающий три варианта ответа

Интересно, что в ходе исследования был выявлен одинаковый процент предпочтений художественных (38%) и научных статей (38%) в сети Интернет. 1/10 часть опрошенных респондентов чаще всего в Интернете интересуется политическими статьями (10%), а всего 4% из числа опрошенных студентов проявляют интерес к экономике (см. таблицу 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос:

«Какого типа статьи Вы чаще всего читаете в сети Интернет?»

Варианты ответов Количество человек % Экономические 2 4 Политические 5 10 Художественные 19 38 Научные 19 38 Другое 5 10 Итого 50 100

Так же, в вопросе «Какого типа статьи Вы чаще всего читаете в сети Интернет» вариант ответа «Другое» выбрали 10% респондентов. Помимо предоставленных вариантов ответов, студентов интересуют статьи медицинского, спортивного характера, а так же заметки, посвященные нужным советам. Так же, некоторые студенты предпочитают изучать все статьи, представленные в вариантах ответов.

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что курские студенты испытывают сильную интернет-зависимость, проводя в глобальной паутине большую часть своего времени. Как правило, это является следствием того, что студенты постоянно нуждаются в онлайн-общении и просмотре интересных им новостей.

2.2 Оценка потенциала интернет — ресурсов глазами курских студентов

С целью выявления оценки студентами возможности использования Интернет – контента в образовательных целях, в рамках исследования студентам было задано несколько вопросов, позволивших выявить способность студентов успешно учиться без помощи сети Интернет, а так же желание дополнить обучение в ВУЗе онлайн-обучением.

По результатам нашего исследования, из таблицы 4, видно, что большая часть (86%) опрошенных студентов, считают, что Интернет следует обязательно включать в процесс обучения, а всего 14% не видят в этом необходимости.

Таблица 4

Распределение мнений курских студентов по поводу внедрения Интернета в процесс обучения

Варианты ответов Количество человек % Да 43 86 Нет 7 14 Итого 50 100

Практически все опрошенные студенты (96%) признались в том, что сеть Интернет помогает им при подготовке домашнего задания. Всего 2% студентов для этой цели Интернетом не пользуются. Остальная часть респондентов (2%) затруднилась ответить на данный вопрос (см. таблицу 5).

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Помогает ли Вам сеть Интернет при подготовке домашнего задания?»

Варианты ответов Количество человек % Да 48 96 Нет 1 2 Затрудняюсь ответить 1 2 Итого 50 100

Из данных, представленных в таблице 6, видно, что приблизительно одинаково разделились мнения об успешном обучении без помощи сети Интернет: 32% опрошенных ответили на вопрос утвердительно, 28% — отрицательно. При этом, 40% курских студентов затруднились сказать о том, смогли бы они учиться без помощи сети Интернет или нет.

Таблица 6

Распределение мнений курских студентов об успешном обучении без помощи сети Интернет

Варианты ответов Количество человек % Да 16 32 Нет 14 28 Затрудняюсь ответить 20 40 Итого 50 100 Достаточно схоже мнения разделились и по поводу необходимости дополнения обучения в университете онлайн-обучением. Положительно относятся к этому 36% курских студентов, а вот 38% считают, что обучение в университете не нуждается в дополнении онлайн-обучением. Практически 1/4 часть всех опрошенных (26%) на данный вопрос ответить затруднилась (см. таблицу 7).

Таблица 7

Распределение мнений курских студентов о дополнении обучения в ВУЗе онлайн-обучением

Варианты ответов Количество человек % Да 18 36 Нет 19 38 Затрудняюсь ответить 13 26 Итого 50 100

Из представленных данных, можно сделать вывод, что студенты Курской области не смогут успешно учиться без помощи Интернета, хотя бы потому, что Интернет активно используется студентами при подготовке домашнего задания.

Студенческая молодежь Курского региона видит перспективы использования интернет – контента не только в образовательных целях, но и в роли средства получения массовой информации.

Для того, чтобы изучить основные предпочтения курских студентов относительно Интернета как средства массовой информации, им было задано несколько вопросов, позволивших выявить сервисы и темы, которыми студенты интересуются в Интернете чаще всего, а так же более удобные для них способы получения информации в сети Интернет.

Исходя из данных, представленных в таблице 8, можно говорить о том, что более половины респондентов (52%) считают Интернет альтернативой иным средствам массовой информации (телевидению, радио и т.д.). Остальные респонденты частично отдают свои предпочтения Интернету как альтернативе иным СМИ (38%), либо вообще не считают данные средства коммуникации альтернативными (10%).

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос:

«Считаете ли Вы Интернет альтернативой иным средствам массовой информации (телевидению, радио и т.д.)?»

Варианты ответов Количество человек % Да, считаю 26 52 Частично считаю 19 38 Не считаю 5 10 Итого 50 100

Так же, в ходе исследования было выявлено, что половина респондентов (50%) чаще всего в сети Интернет используют социальные медиа (социальные сети, блоги и т.д.) в качестве СМИ. 1/5 часть всех респондентов (20%) чаще всего информацию получает из электронных версий печатных изданий (газет, журналов и т.д.); меньшее количество респондентов (14%) в качестве средства массовой информации использует web-телевидение; достаточно малая часть опрошенных (8%) уделяют внимание специализированным информационным агентствам; и всего 6% используют интернет-радио в качестве СМИ (см. таблицу 9).

Таблица 9

Распределение предпочтений курских студентов в сервисах сети Интернет в качестве СМИ

Варианты ответов Количество человек % Электронные версии печатных изданий (газет, журналов и т.д.) 10 20 Интернет-радио 3 6 Web-телевидение 7 14 Специализированные информационные агентства 4 8 Социальные медиа (социальные сети, блоги и т.д.) 25 50 Другое 1 2 Итого 50 100

Так же, проанализировав вопрос: «Какие сервисы сети Интернет Вы используете в качестве СМИ чаще всего», было выявлено, что некоторые студенты (2%) используют все сервисы, представленные в вариантах ответов.

Исходя из результатов исследования, представленных в приложении 1, видно, что студентов Курской области практически постоянно интересуют: новости страны (78% среди всех заинтересованных новостями страны); новости мира (64% среди всех заинтересованных новостями мира); а так же тема образования (50% среди всех заинтересованных темой образования).

Несколько раз в месяц курские студенты уделяют внимание, как правило, теме здоровья и медицины (34% среди всех заинтересованных темой здоровья и медицины); теме спорта и туризма (32% среди всех заинтересованных темой спорта и туризма); а так же теме политики (28% среди всех заинтересованных политикой).

Следует отметить темы, которыми студенческая молодежь города Курска интересуется реже одного раза в месяц, либо не интересуется вообще. Меньше всего у студентов Курской области вызывает интерес тема работы (62% среди всех заинтересованных темой работы); тема недвижимости (62% среди всех заинтересованных темой недвижимости); а также тема автомобилей (50% среди всех заинтересованных темой автомобилей).

Исходя из данных, полученных в ходе анализа ответов на вопрос: «Какими из представленных ниже тем Вы интересуетесь чаще всего», было выявлено, что вариант ответа «Другое» отметили 4% опрошенных. Помимо представленных вариантов ответов студенты интересуются новостями моды и нужными советами.

Помимо этого, из результатов, представленных в таблице 10, видно, что многим студентам (38%) удобнее получать информацию в сети Интернет в текстовом виде. Приблизительное одинаковое количество опрошенных ответили, что предпочитают получать информацию из видео (20%) и фотоматериалов (18%). Так же поровну разделились мнения студентов, предпочитающих аудиофайлы (8%) и графические изображения (8%). И всего 2% респондентов интересуется анимированными данными.

Таблица 10

Распределение предпочтений курских студентов получения информации в сети Интернет

Варианты ответов Количество человек % Текст 19 38 Видео 10 20 Аудио 4 8 Графическое изображение 4 8 Анимированные данные 1 2 Фотоматериалы 9 18 Другое 3 6 Итого 50 100

В ходе анализа ответов на вопрос: «В каком виде Вам удобнее получать информацию в сети Интернет», было выявлено, что некоторые студенты (6%) используют все виды получения информации, представленные в вариантах ответов.

Таким образом, студенты Курской области видят широкий потенциал развития интернет — ресурсов, предпочитая использовать интернет — контент в образовательных целях, а так же в качестве средства массовой информации, слушая радио, просматривая новости, читая электронные версии печатных изданий и тому подобное именно в сети Интернет.

На сегодняшний день Интернет проник во все сферы жизни общества. Интернет уже стал не только средством связи, но и глобальным средством коммуникации. Сеть включает в себя сбор, обработку, хранение, распространение и передачу массовой информации.

Интернет предоставляет своим пользователям многочисленные возможности. С помощью глобальной паутины можно общаться, совершать покупки, узнавать новости разных уголков мира, находить новых друзей, управлять личными финансами, заказывать билеты на транспорт и т. д.

Сейчас доступ к сети Интернет можно получить не только с компьютера, но и с карманных устройств. Имея при себе мобильный телефон или другую технику, подключенную к сети Интернет, мы имеем возможность не только всегда быть на связи, но и более оперативно получать информацию с любой точки мира в кратчайший срок.

Не удивительно, что аудитория Интернета беспрестанно растет. На сегодняшний день в России активно более 60 миллионов мобильных телефонов, адаптированных под технологию HTML языка, постепенно приобретающего статус универсального способа обработки информации.

По результатам социологического опроса об отношении студентов Курской области к Интернету как СМИ, видно, что основная часть курских студентов (56 %) испытывает сильную интернет-зависимость. Помимо этого было выявлено, что более 3/5 части опрошенных студентов (70%) большую часть своего времени в Интернете проводят с целью общения с друзьями и родственниками в социальных сетях.

Так же, можно сделать вывод о том, что среди студенческой молодежи одинаково выражен интерес к художественным статьям (38%) и научным (38%). Интересно, что экономические статьи практически не вызывают интереса у опрошенных студентов (4%).

Следует заметить, что основная часть студентов (96%) использует Интернет при подготовке домашнего задания, а более 4/5 части студенческой молодежи (86%) считает, что Интернет следует включить в процесс образования. Интересно, что мнения студентов по поводу дополнения обучения в университете онлайн-обучением разделились практически равномерно. 36% курских студентов на данный вопрос ответили положительно, а 38% не видят в этом необходимости.

Исходя из результатов исследования, видно, что половина студенческой молодежи (50%) чаще всего используют социальные медиа (социальные сети, блоги) в качестве СМИ. В Интернете студентов больше всего интересуют новости страны (78%) и новости мира (64%). Гораздо меньше внимания студенческая молодежь уделяет следующим темам: 62% опрошенных отметили, что темой работы интересуются менее 1 раза в месяц, либо не интересуются вообще; 62% курских студентов указали, что тема недвижимости интересует их менее 1 раза в месяц, либо не интересует вообще.

Таким образом, данные, полученные в результате проведения социологического исследования, в целом подтверждают выдвинутую гипотезу.

Подтвердились следующие гипотезы-следствия:

  1. Большинство студентов Курского региона испытывают интернет-зависимость;
  2. Основными мотивами постоянного времяпрепровождения в Интернете являются постоянная потребность в новой информации, общении, просмотре новостей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *