Гражданская активность представляет собой деятельность самых разных общественных и политических сил, преследующих различные социальные, политические, идеологические и экономические интересы, и является необходимым условием развития демократии в российском обществе. О достаточном уровне развития гражданского общества служит способность гражданских движений и объединений аккумулировать многообразные интересы различных групп и слоев населения, а затем трансформировать их в реальные практики.
Специально созданные институты и механизмы призваны переводить многообразные индивидуальные и групповые интересы граждан на язык общезначимых проблем.
Развитие низовых форм демократии, разнообразных гражданских инициатив предполагает развитие разнообразных форм общественно-государственного партнерства.
Фонд общественного мнения (ФОМ) в октябре 2016 года провел исследование на тему, изменились ли представления о «гражданском обществе» в России за последний 15 лет.
Согласно данным исследования, осведомленность россиян о гражданском обществе показывает положительную динамику. [30] Так, доля тех, кому знакомо понятие «гражданская активность», увеличилась на 8% (с 44% в 2002 году до 52% в 2016 году). Также со временем сокращается доля тех, кто считает, что в России нет гражданского общества: 21% экспертов считают, что в России есть гражданское общество, а что нет — всего 3%, в то время, как в 2002 году ответ «безусловно нет» выбрали 16%. Однако 33% участников опроса все же заявили, что слышат словосочетание «гражданское общество» впервые.
С 2008 года в России происходит формирование основ политики, и к проблеме противодействия привлечено большое внимание.
В последние годы значительная работа разработке и нового антикоррупционного
Ратифицированы Конвенция Объединенных Наций коррупции от октября 2003 и Конвенция Европы об ответственности за от 27 1999 года. содержат комплекс которые могут всеми странами в целях укрепления правовых и режимов борьбы с коррупцией. После конвенций были изменения в десятков законодательных с целью российской нормативной базы в с данными нормативными документами. с. 45]
Утвержден Национальный противодействия коррупции и Национальная стратегия коррупции
Создан специальный антикоррупционный – Совет противодействию коррупции Президенте Российской основными задачами являются выработка и реализация государственной в области коррупции, координация органов власти вопросам противодействия
Принят базовый закон от декабря 2008 N 273-ФЗ противодействии коррупции», комплекс мер противодействию и коррупции, по порядка прохождения службы и добросовестного исполнения государственной службы.
Внедрена антикоррупционная экспертиза нормативных актов.
Реализован ряд мер обеспечению доступа к информации о государственных органов и органов местного
В
1) приняты федеральные — Федеральный от 22 2008 года N 262-ФЗ «Об доступа к о деятельности в Российской и закон Российской от 9 2009 года N 8-ФЗ «Об доступа к о деятельности органов и местного самоуправления»;
2) благодаря реализован механизм решений судов в сети Интернет;
3) определены перечни о деятельности органов исполнительной публикуемые в Интернет.
Разработан Концепции взаимодействия с гражданским в сфере коррупции на до 2016
Кроме того, в последние годы совершенствование системы управления в отраслях, которые сократить высокий коррупции, существовавший ранее.
Формирование гражданского связано со доверия к институциональной системе, регулирует социальные, и политические
Совершенствованию форм коммуникации между государством и обществом в современной России способствуют специально созданные гражданские институты, такие как, например, Общественная палата РФ.
Общественная палата отвечает за развитие гражданского общества в России, за рост гражданской активности, а именно осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.[28]
С 2009 года установлен порядок, в соответствии с которым все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу Общественной палаты, то есть проходят общественные слушания с учетом мнения граждан.
Общественная палата Российской Федерации стремится сделать тему гражданского активизма и некоммерческого сектора одним из государственных приоритетов.
Согласно ст.2 №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», палата должна поддерживать и обеспечивать права и интересы общественных объединений и некоммерческих организаций.
Инструментов прямой финансовой поддержки у Общественной палаты нет, однако есть огромный ресурс нематериальной поддержки. Значимость Общественной палаты РФ как института гражданского общества подчеркивает и руководство страны во время своих публичных выступлений.
Общественная палата ежегодно публикует доклад о состоянии гражданского общества в России. Так, в докладе за 2016 год фиксируется рост третьего некоммерческого сектора. [30], с которым связывается рост гражданской активности: «Качественный рост третьего сектора — не просто одна из особенностей современного развития. Это новая тенденция, которая способна менять и уже меняет социальные отношения, воздействует на государственные институты, способствует вынесению на суд общественности таких проблем, которые еще вчера решались исключительно кулуарно» [30].
В рамках фонда «Перспектива» Общественной палаты РФ было проведено исследование, впервые отразившее состояние гражданской активности в России, которая включает деятельность зарегистрированных некоммерческих организаций, разнообразные неформализованные гражданские сообщества и отдельные гражданские инициативы, которые преимущественно развиваются на платформе социальных сетей.
Исследование показало, что гражданская активность в регионах зависит от уровня развития социального капитала. Роберт Патнэм определяет социальный капитал, как способность социальной организации посредством «сети гражданской вовлеченности», которая может координировать действия в обществе. Согласно Патнэму, категория социального капитала включает в себя три фактора: уровень доверия в обществе, развитость норм гражданского поведения, развитость гражданский сетей.
Важной составляющей развития гражданского активизма является уровень поддержки обществом демократических ценностей.
То есть, демократия, отвечающая интересам большинства — это, прежде всего, работающий механизм, ориентированный на реализацию не только политических, но и социальных прав граждан, начиная от снижения уровня социального неравенства и заканчивая расширением возможностей политического участия для более широких слоев населения, чем это имеет место сейчас. [12, с. 11-19]
Формирование общественного механизма участи граждан РФ в жизни страны — дело самих граждан, их активности, настойчивости, способности к самоорганизации. Соответственно, ключевым аспектом современной демократической «повестки дня» становится проблема структурирования гражданского общества таким образом, чтобы оно могло влиять на государство, на равных взаимодействовать с ним.
В исследовании фонда ИСЭПИ, проведенного в феврале 2017г изучалось мнение россиян о приоритетных направлениях общественно-государственного партнерства.
По результатам исследования было выявлено, что без участия граждан невозможно решение проблем в социальной сфере (здравоохранение, образование, активная старость, адаптация социально уязвимых групп населения). Кроме этого, сферы, в которых важно участие граждан — защита окружающей среды, права человека, благотворительная деятельность, антикоррупционная деятельность.
Привлечению общественности к решению важных общественных проблем в России сегодня препятствуют: ограниченный доступ граждан к информации, необходимой для принятия решений; недостаток доверия в обществе; неуверенность в своих силах; отсутствие необходимых навыков, культуры участия и опыта; ограничения ресурсов (времени, средств, навыков) патернализм; особенности политической культуры, остаточные явления посткоммунистического социетального развития — распространенная коррупция, клиентизм, вызывающие общественно-политическую апатию и разочарование населения и тому подобное.
Преодолеть эти препятствия возможно, по мнению многих ученых, путем системной, целостной стратегии, тактическими шагами которой является разработка социальных технологий активизации государственной политики по развитию институциональной системы гражданского общества; поиск и обоснование адекватных современному этапу развития российского общества принципов стимулирования индивидуальных и коллективных форм гражданской активности. Важны также организация гражданского просвещения как лидеров общественных объединений, так и обычных граждан; обмен положительным опытом между различными регионами страны, изучение и заимствование зарубежного опыта; популяризация института волонтерства и тому подобное.
Стремление к построению гражданского общества через культуру демократии, культуру демократических выборов является одним из первоочередных проблемных вопросов в российском обществе.
Таким образом, можно сказать, что на данный момент гражданский активизм в России сформировал ядро активистов и слой граждан, потенциально готовых оказать поддержку различным движениям и течениям. Задача некоммерческого сектора состоит в том, чтобы расширять этот слой, привлекая все большее число людей к участию в социально-политической жизни страны, а государства — в том, чтобы оказывать поддержку некоммерческим организациям.