Основные стратегии и подходы при обучении детей с ОВЗ на уроке иностранного языка

При работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, крайне важно выбрать стратегию эффективного взаимодействия, которая бы положительно влияла и на учебный процесс, и на развитие учащихся. На сегодняшний день вопрос о разработке и выборе наиболее эффективных технологий и методов обучения иностранному языку детей с ОВЗ активно обсуждается. Так, существует ряд относительно универсальных технологий и приемов, специфика применения которых зависит от характера нарушений у учащихся.

Одним из педагогических инструментов для достижения необходимых результатов на уроке иностранного языка является технология, представляющая собой выработанную схему взаимодействия учащихся и учителя, которая направлена на организацию учебного процесса создание необходимых условий для субъектов совместной деятельности.

Использование технологии коррекционно-развивающего обучения является базовым элементом инклюзивного образования, так как она включает в себя коррекцию психической деятельности, коррекцию определенных нарушений физического характера, развитие речи, расширение представлений о мире, формирование общеинтеллектуальных умений. Реализация данной технологии проходит в условиях максимального погружения ребенка в речевую среду, повышения его двигательной деятельности и эмоционального тонуса, а также формирования самоконтроля и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Дифференцированный подход в процессе обучения детей с ОВЗ позволяет адаптировать образовательную программу к индивидуальным возможностям учащихся. Помимо этого, использование данного подхода в обучении предполагает раскрытие субъектного опыта учащихся с помощью создания благоприятной психологической атмосферы, в которой учащиеся чувствуют себя активными участниками учебного процесса. Центральным условием осуществления метода дифференцированного обучения является личностно-ориентированные технологии, сущностью которых является создание комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития личности ребёнка, который выступает в роли активного субъекта образовательного процесса.

В рамках дифференцированного подхода выделяется метод проекта, который был предложен Дж. Дьюи в 20-х годах 20 века. Целью проекта является пробуждение интереса учащихся к решению проблемных ситуаций для получения качественно нового продукта с применением на практике определенного набора знаний. Во время организации данного метода важно, чтобы предлагаемая проблема имела ценность в познавательном, творческом, речевом плане. Проект также предполагает развитие познавательной активности, выполнение интеллектуальных, коммуникативных действий. Осуществляя проектную деятельность, учащиеся с ОВЗ совершенствуют коммуникативные навыки (умение вступать в диалог, слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль, умение находить компромисс с собеседником), учатся находить информацию по (возможности самостоятельно),расширяют запас знаний из многих областей, развивают фантазию, творческое и критическое мышление, а также личностные качества.

Использование международных телекоммуникационных проектов позволяет создать языковую среду и потребность у учащихся в использовании иностранного языка на практике. Учащиеся могут работать с аутентичной информацией, полученной из газет, статей, репортажей, журналов, что также повышает степень мотивации к изучению предмета. Результаты многих исследований показывают, что высокая позитивная мотивация может выступать в роли роль компенсирующего фактора, если обучающийся не обладает достаточно высокими способностями, при этом никакие способности не могут восполнить отсутствие учебного мотива и обеспечить значительные успехи в учебе. Несмотря на то, что проект предполагает высокий уровень самостоятельности в работе на всех его этапах, детям с ОВЗ необходимо педагогическое сопровождение и помощь, которая, однако, не должна препятствовать попыткам детей совершать самостоятельные шаги на пути к поставленной цели.

Итак, эффективность применения метода проекта в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности на уроке иностранного языка, зависит от четкости поставленных задач, специально отобранного учителем материала, который бы выполнял вспомогательную роль, но не предлагал готовых решений, а также от грамотной и своевременной помощи педагога, по результату которой, учащийся не терял бы мотивацию, а продолжал самостоятельный путь по развитию предметных навыков и творческого потенциала.

Для повышения качества взаимодействия учителя и учащихся с ОВЗ на уроке иностранного языка также применяются элементы технологий опережающего обучения С.Н Лысенковой. Организация урока согласно такого подхода основывается на включении пройденного, изучаемого и будущего материала. Его усвоение проходит в три этапа: порционное введение новых знаний(что обязательно в работе с детьми всех категорий); обобщение, уточнение и применение материала на практике; развитие беглости учебных действий. Другой составляющей технологии является прием комментируемого управления, который заключается в том, что ученик с места предоставляет информацию о своих действиях, что помогает оптимально вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, проговаривание слов), а также развивать логику рассуждений, доказательности и самостоятельности мышления учащихся. Помимо этого, на уроке применяются опоры в виде схем, рисунков таблиц, карточек, которые позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать знания, развивать логическое мышление, речь и другие психические процессы. Для детей с нарушением зрения целесообразно использовать тифлотехнические средства или, при их отсутствии, заменять слуховыми опорами.

Технология С.Н Лысенковой включает в себя следующие приемы: учащиеся получают домашнее задание, если не возникает сложностей при его самостоятельном выполнении в классе; на уроке не используется механическое заучивание материала (особенности мышления некоторых категорий детей с ОВЗ таковы, что запоминание логически связной информации происходит гораздо быстрее); опрос учащихся происходит с учетом индивидуального уровня освоения знаний.

Использование технологии активного обучения на уроке иностранного языка крайне необходимо, так как она позволяет подготовить учащихся с ОВЗ к самостоятельной жизни путем решения проблемных задач, которые способствуют развитию мыслительной активности, эмоционально-волевых качеств и творческих способностей. Применение такого подхода на этапе закрепления материала довольно эффективно, так как учащимся необходимо актуализировать полученные ранее знания для решения определенной проблемы. Сочетание различных методов обучения, учет специфики содержания учебного материала, выбор наиболее рациональных приёмов овладения знаниями также способно активизировать познавательную деятельность обучающихся с нарушениями различного характера и сохранить у них познавательный интерес.

Коммуникативно-игровая технология в обучении иностранному языку в условиях инклюзивного образования является одной из ведущих, поскольку такой вид деятельности как игра позволяет формировать речевые навыки и умения в интересной и увлекательной форме. Отбор материала происходит с учетом увлечений и потребностей ребенка, так как обучение должно воздействовать не только на познавательную сферу, но и эмоционально-волевую, что является важнейшим аспектом в работе с детьми, испытывающими особые образовательные потребности. С помощью создания различных ситуаций, учащиеся активно включаются в речевую деятельность, а игровая форма позволяет детям преодолеть страх, речевую замкнутость и выразить собственные мысли. Обязательными компонентами учебной ситуации является: наличие коммуникативной проблемы, информационная насыщенность, преобладание определенного вида речевой деятельности (говорение, аудирование) и формы общения (чтение, письмо), стимулирование участников общения к оценке действий, событий, а также соотнесённость речевой и языковой компетенции детей.

Использование игры с целью формирования коммуникативных навыков позволяют учителю формулировать речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения. Так, игра представляет собой ситуативно-вариативное упражнение, где есть возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному общению с присущими ему эмоциональностью и целенаправленностью речевого воздействия. Именно через игру учащийся познает систему человеческих отношений, учится ориентироваться в ней, включаясь в различные формы взаимодействия с другими людьми.

Так как коррекционно-развивающая направленность составляет основу организации учебного процесса при работе с детьми с ОВЗ, целесообразным является использование здоровьесберегающих технологий. Обучение детей данной категории осуществляется с учетом индивидуальных особенностей развития психики и с этой целью учителям необходимо знать принципы и закономерности сохранения и укрепления здоровья учащихся. В соответствии с данной технологией составным элементом организационного этапа урока должна быть речевая гимнастика и набор упражнений, направленных на коррекцию психофизических отклонений учащихся. Содержанием речевой гимнастики могут быть небольшие стихотворения, песенки, скороговорки, которые помимо выполнения первостепенной функции, также настраивают учащихся на рабочий лад в позитивном ключе. Проведение коррекционно-развивающих упражнений, направленных на улучшение протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания), осуществляется в оживлённой обстановке и кратковременно, при этом осуществляется индивидуальный подход к учащимся, в результате которого формируется эффект успешности каждого ребёнка. Введение данного элемента в структуру урока формирует положительную мотивацию к дальнейшему обучению и способствует плавному переходу к следующему этапу урока.

Использование физкультминуток, направленных на снижение общего физического напряжения и улучшение работы зрительных, слуховых анализаторов, положительно влияет на работоспособность учащихся. Еще одним способом повысить качество физического и эмоционального состояния учащихся является аутогенная тренировка, которая позволяет активно управлять высшими психологическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, а также регулировать частоту сокращения сердца и нормализовать дыхательный ритм.

Применение здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

Необходимость использования информационных технологий в рамках инклюзивного обучения очевидна, т. к для учащихся с ОВЗ компьютер является помощником в развитии мотивации и речевой компетенции, в увеличении знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка, в развитии способности и готовности к самостоятельному изучению. Рассмотрим данный тип технологий при формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

Благодаря мультимедийным возможностям учащиеся могут прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а изменение скорости звучания позволяет разбивать фразы на составные части, одновременно сопоставляя произношение с написанием слов.

 Использование ИКТ при формировании грамматического навыка позволяет учащимся быстрее воспринимать новый материал, поскольку будут задействованы сразу несколько рецепторов, а удачное цветовое оформление, применение интерактивных схем и таблиц облегчат процесс понимания представленной информации. Помимо этого, значительно сокращается время на трансляцию учебного материала и увеличивается объем продуктивных видов деятельности. С помощью ИКТ   эффективно осуществляется контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и различных приложений. Учащиеся также могут воспользоваться справочно-информационной поддержкой (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

Обучение лексике может стать гораздо интереснее и эффективнее за счет применения различных игровых и тестовых программ, где упражнения сопровождаются визуальными, звуковыми опорами. Учащимся также доступны различные виды словарей (антонимов, синонимов),работа с которыми позволит расширить словарный запас. Благодаря ИКТ дети могут выполнять следующие виды упражнений:

  • упражнения на заполнение пропусков, где в случае неверного ответа, учащийся видит перед собой картинку, предлагающую еще раз попробовать свои силы;
  • упражнения в виде кроссвордов;
  • упражнения в форме игры;
  • упражнения на соотнесение слов по различному принципу;
  • упражнения, где необходимо найти и исправить ошибку.

Информационный технологии также оптимизируют процесс обучения чтению за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста. С помощью ИКТ также можно эффективно совершенствовать и закреплять лексические и грамматические навыки чтения, воспользоваться справочно-информационной поддержкой в виде электронных энциклопедий и словарей.

Таким образом, ИКТ позволяет более рационально распределять время, избежать субъективности при оценивании, повысить уровень мотивации учащихся, так как большинство заданий и упражнений выполняются в игровой форме и позволяют каждому ребенку пережить ситуацию успеха.

Обучение иностранному языку детей с ОВЗ является важным элементом не только с точки зрения получения полноценного образования и формирования общей культуры, но и с позиции уникальности и эффективности предмета для психического развития учащихся. Проанализировав историю становления инклюзивного образования, можно сделать вывод о том, что дети, испытывающие особые образовательные потребности, долгое время были изолированы от общества и не имели доступа к изучению иностранного языка, так как данный предмет в силу своих особенностей долгое время считался непосильным для детей данной категории. Лишь с развитием гуманистических идей и появлением новых направлений в педагогике и психологии всё больше внимания стало уделяться детям с ОВЗ, они получили законное право совместно получать образование наряду со здоровыми учащимися.

Тем не менее, данная сфера образования не до конца развита, поскольку по-прежнему и учащиеся, и учителя испытывают ряд трудностей на уроке иностранного языка. С учетом реализации индивидуально-личностного подхода учителю необходимо обладать знаниями из психологии, дефектологии и уметь их грамотно применять на практике, что требует дополнительной специальной подготовки. Учащиеся также встречают на своем пути ряд препятствий, обусловленных определенными отклонениями в психофизическом развитии.

Разработка новых методов и технологий обучения призвана облегчить и сделать более эффективным процесс изучения иностранного языка. Имеющиеся на сегодняшний день технологии в некоторой степени оптимизируют образовательный процесс, однако, большинство из них имеют общий характер, что заставляет учителя дополнять и модифицировать некоторые технологии. Необходимо продолжать активные работы в данной области, так как важно помнить, что каждый ребенок имеет право на образование и задачей всех деятелей образования должно быть создание таких методов и приемов, которые бы позволили всем детям в полной мере развить и раскрыть свои способности.

Л.С Выготский утверждал, что «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники ребенок, но иначе развитой. Как для современной медицины важна не болезнь, но больной, так для дефектологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком… Наш идеал не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открыть преодолению дефекта, его сверхкомпенсации широчайший путь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *