Основные процедуры при составлении генеральных планов городов

На сегодняшний день, в связи с развитием государства, встаёт вопрос о необходимости разработок новых методов застройки, которые в свою очередь тесно связаны с областью проектирования и градостроительства.

Кодекс редакции российского градостроительного законодательства 1998 г. определял градостроительную деятельность как выработку органами государственной власти и местного самоуправления государственной идеологии и стратегии градостроительного планирования территорий и поселений. Новый Градостроительный кодекс 2004 г. внес существенные ограничения в подходах к генеральному планированию российских городов. Это по-особому сказалось на проектах предыдущих лет. Действующий кодекс рассматривает градостроительство лишь как инструмент для размещения на территории различных объектов. [4].

Первый этап создания генерального плана подразумевает сбор информации, которая в дальнейшем будет использована в проектировании тех или иных объектов. В данный  информационный пакет входят как и картографические материалы, так и различные статистические, демографические данные и исследования, всё это дополняется информацией о текущем экономико-социальном состоянии данной территории. Все данные и исследования носят пространственно-временной характер, они должны охватывать продолжительный промежуток времени. Именно грамотный и правильный подбор информации в дальнейшем гарантирует успешный генеральный план по строительству того или иного объекта.

Вторым важным пунктом является последовательность разработки документации территориального планирования. Он определяется Градостроительным кодексом и должна проходить следующие ступени: в первую очередь, должна быть предоставлена схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, затем только план города, а в дальнейшем уже правила землепользования и застройки отдельных, конкретных объектов.

Так как зачастую на региональном уровне невозможно найти информацию Формирование обоснований проекта, в составе которых одно из первых мест занимают карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования ее субъектов — едва ли не самая распространенная проблема из тех, с которыми сталкивается разработчик генерального плана поселения, городского округа, а вместе с ним и заказчик, обязанный предоставлять необходимые исходные данные. [3].

Очень важно, чтобы при разработке генерального план изначально были учтены все региональные и местные нормативы градостроительного проектирования. Все эти документы предусмотрены Градостроительным кодексом, но по факту они на местных уровнях отсутствуют. Это является причиной использования проектировщиком устаревших норм и правил. В результате полученный генеральный план не может быть компетентным. Ещё одной проблемой является недоучёт местных условий территории, на которой планируется реализация объекта. Это приводит к тому, что не только не разрабатывается полноценный генеральный план, но при  ущемляются и права граждан на возможность иметь благоприятную окружающую среду.

Следует отметить, что Градостроительный кодекс предусматривает осуществление подготовки проекта генерального плана лишь с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а не в качестве основания — как результата инженерных изысканий. И не в соответствии с требованиями технических регламентов, которых в градостроительстве еще нет ни одного, что, на наш взгляд, является принципиально неправильным. Необходимо поднять значение данных нормативов, как играющих важную роль в решении таких серьезных социальных задач, как, например, обеспечение населения доступным жильем.

Ставя вопрос о выполнении поставленной генеральным планом задачи в перспективе, можно говорить только об идеальном генеральном плане, который сбалансированно учитывает абсолютно все аспекты. Приходится признать, что внесение в план некоторого количества изменений в ходе развития города не редкость. К сожалению, генплан города, разработанный в соответствии с Градостроительным кодексом, не является настоящим стратегическим документом.

На сегодняшний день основной целью генерального плана является законодательное обозначение границ землепользования, функциональных зон, а также размещение муниципальных объектов. Данные положения описываются в 23 статье Градостроительного кодекса. А это значит, что схемы автотранспорта, а также .развитие активности социальных аспектов, в данном кодексе не рассматриваются. Но при этом возникает проблема, которая заключается в разработке самого генерального плана. Ведь, без подобных исследований создание полноценного проекта просто невозможно.  Это указывает нам на противоречивость и недоработанность генерального планирования градостроительных комплексов в России. [2].

Генеральный план в среднем разрабатывается на 20-25 лет. На сегодняшний день при разработке генеральных планов, являющимися перспективными, проектировщик, в первую очередь, должен опирать на новую методологию, которая описана в 3 главе данной работы. При этом должны учитываться также не только экономические моменты развития города, но и также инвестиционная составляющая. Изменения, происходящие в городе за период, указанный в генеральном плане, обусловливают доскональность его исполнения. Существует множество примеров, иллюстрирующих, что одобренный генеральный план так и не был до конца соблюдён и исполнен. Данный момент объясняется, в первую очередь тем, что этот документ является долгосрочным. Именно поэтому необходимо акцентировать внимание на мероприятиях, планирующихся на первые 5 лет. Такой подход поможет вносить изменения и коррективы в проект более безболезненно и менее ущербно. Так как изменения в городе за 10-15 лет происходят значительные, советскими властями было принято решение, упомянутое нами ранее, оно заключалось в реализации пятилетних планов развития города, что позволяло вносить поправки..

Если были резко изменены исходные данные, которые использовались для создания генерального плана в качестве его основы, тогда весь проект должен подвергнуться переделке. Ярким примером могут послужить генеральные планы, которые были созданы  до выхода нового Градостроительного кодекса, все они на данный момент будут подвергнуты правкам. Другим примером может послужить переделка, которая была инициирована органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами, которые заинтересованы в проекте. В таком случае вышеуказанными лицами подаётся обращение на имя главы местной администрации. 

Так как города постоянно развиваются, динамично изменяются и  можно даже сказать, что эволюционируют, назревает вопрос об универсальном рычаге управления, которое может относительно легко поддаваться правкам и изменениям. И таким рычагом управления становится генеральный план. За счёт внесения дополнительной информации и корректировки в генеральные планы, являющимися перспективными, можно легко управлять развитие поселения или города, а также изменять те моменты, которые были не учтены при начальной разработке проекта. К причинам изменений относят, в первую очередь, изменение демографической ситуации в городе, появление крупного инвестора, осуществляющего комплексное освоение значительной территории, или же возникновение нужды в создании новых объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и др. Процедура внесения изменений в генеральный план определена действующим Градостроительным кодексом.

На сегодняшний день реализация градостроительной деятельности передана в компетенцию органов местного самоуправления, это означает, что разработка и составление генерального плана теперь относится к их функциональной деятельности. После того, как проект был разработан на местном уровне, он переходит на согласование в администрацию субъекта Российской Федерации. Это обусловлено тем, что администрация субъектов РФ хочет избежать различных спорных моментов, которые будут связаны с развитием и функционированием городского поселения. Основу всех отношений составляют заключаемые между сторонами договора. Следует отметить, что разработка генерального плана является своеобразным рычагом управления, который не только задаёт направление развитию городского поселения, но также и позволяет привлекать дополнительные финансовые потоки. Это могут быть, в первую очередь, инвестиции на различного рода деятельность, в том числе и на создание объектов, ориентированных на социальную сферу. Но для  этого необходимо подготавливать специалистов в данной области, которые будут квалифицированно и профессионально выполнять свою работу на всех уровнях разработки генерального плана. [6].

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *